Четверг, 14.12.2017, 10:21
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [556]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30596]
Обзор СМИ [36361]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2013 » Май » 28 » Чудеса понимания, или мечтать не вредно
Чудеса понимания, или мечтать не вредно
00:44

Analitika.at.ua. Завершился очередной визит сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион нагорно-карабахского конфликта. По итогам визита сопредседатели выступили с дежурным заявлением, в котором говорится, что совместно с Арменией и Азербайджаном продолжается работа над организацией очередной встречи президентов двух стран.

 

Насколько посредникам удалось преуспеть в этом вопросе? Судя по всему, особых подвижек нет: официальный Баку продолжает блефовать, пытаясь навязать всем свою трактовку Мадридских принципов, избегая конкретных обязательств по положениям, которые его не устраивают. В первую очередь речь о том из принципов урегулирования, согласно которому окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен путем "имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения".

 

Обратим внимание на несколько ключевых моментов по ходу очередного раунда переговорного процесса. Пропаганда Азербайджана усиленно делает вид, что не верит в готовность Еревана продолжать переговорный процесс на основе Мадридских принципов, но при этом сам Баку всячески избегает взять эти принципы за основу урегулирования.

 

Примечательно интервью главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова "Независимой газете", которое многие эксперты сочли чуть ли не революционным, поскольку Мамедъяров "не побоялся" отделить проблему "оккупированных" территорий от собственно проблемы Нагорного Карабаха. Он говорит: "Карабах мы не трогаем, понимая, что существует проблема статуса, потому что в свое время парламент ликвидировал статус автономной области Карабаха. Но до решения вопроса статуса, а это из правового поля, необходимо очистить стол переговоров от сложностей. В данном случае это наличие военного фактора, использование силы, присутствие армянских вооруженных сил на азербайджанских территориях, на которых нет азербайджанского населения, наличие такого социально взрывоопасного элемента, как беженцы и перемещенные лица, и т.д."

 

Вслед за этим забавным пониманием проблемы (оказывается, все дело в том, что в свое время парламент Азербайджана упразднил автономию Арцаха!) следует другое "смелое" откровение о том, что Баку когда-то в будущем готов обсуждать проблему статуса Нагорного Карабаха с армянской стороной. Не знаем, может, с точки зрения азербайджанского и сочувствующего ему агитпропа эти заявления действительно смелые, но переговорный процесс вперед они никак не продвигают.

 

Приведем еще одну цитату: "Нам с фиксированной датой возвращаются 7 районов вокруг Нагорного Карабаха, взамен армянская сторона получает помимо гарантий безопасности временный статус Нагорного Карабаха. Плюс экономическое развитие, возвращение беженцев, открытие коммуникаций, возобновление нормального полноценного жизнеобеспечения людей, которого на сегодняшний момент там, а это практически 20% территории Азербайджана, просто не существует. И делать это постепенно, при понимании того, что нужно определять статус Карабаха, что это в первую очередь в интересах Азербайджана, потому что он на нашей территории - "серая зона". И решать вопрос готовы с армянской стороной".

 

Ну очень смело. То есть в интерпретации Мамедъярова армянская сторона должна сдать Баку 7 районов в обмен на "понимание" последнего, что статус Нагорного Карабаха должен быть как-то и когда-то определен... Мечтать не вредно. Но почему бы Баку не попробовать разрулить ситуацию наоборот? В конкретные сроки признать независимость НКР, взамен армянская сторона обязуется после открытия коммуникаций, возвращения беженцев, "возобновления нормального полноценного жизнеобеспечения людей" с пониманием подойти к тому, что когда-то и как-то какие-то территории можно передать Азербайджану, обсуждая с Баку этот вопрос...

 

Что же касается мысли Мамедъярова о том, что необходимо очистить стол переговоров "от сложностей", то почему не начать с прекращения военной риторики (о чем в очередной раз говорится в заявлении сопредседателей), с отвода снайперов, с создания демилитаризованной зоны или, на худой конец, с выполнения соглашения от февраля 1995 года между Нагорным Карабахом и Азербайджаном об укреплении режима прекращения огня, к которому Армения присоединилась, но Азербайджан это соглашение всячески старается забыть.

 

Заместитель главы МИД Армении Шаварш Кочарян уже ответил Мамедъярову, отметив, что его трактовка сути Мадридского документа не соответствует действительности, поскольку, представляя обнародованные в 2009 году в Аквиле руководителями стран - сопредседателей МГ ОБСЕ элементы Мадридских принципов, "г-н Мамедъяров как бы подзабыл "самую малость": окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен согласно юридически обязывающему волеизъявлению народа Нагорного Карабаха". "Попытки проигнорировать или искаженно интерпретировать это положение Мадридского документа являются одним из главных препятствий в переговорном процессе", - подчеркнул замглавы МИД Армении.

 

Еще одним примечательным моментом было заявление главы МИД России Сергея Лаврова во время его совместной пресс-конференции с Э. Мамедъяровым. Последний, как водится, сказал о неприемлемости для Баку нынешнего статус-кво в регионе нагорно-карабахского конфликта. Сергей Лавров в свою очередь отметил, что статус-кво действительно неприемлем не только для Азербайджана, но и для Армении и Нагорного Карабаха, к примеру, в контексте продолжающейся экономической блокады Армении.

 

Понятно, что выход на мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта, собственно, и есть нарушение статус-кво, и, если стороны конфликта работают над урегулированием, значит, признают, что статус-кво должен быть нарушен. Другое дело, что слова Лаврова последовали вслед за утверждением Мамедъярова и могли создать иллюзию, что Москва разделяет позицию Баку о том, что мирный процесс должен начаться с вывода армянских войск, в лучшем случае увязывая это с деблокадой Армении.

 

Понятно, что такой подход неприемлем для Еревана и Степанакерта, и после слов Лаврова армянские стороны недвусмысленно уже дали это понять. Мирный процесс может продолжаться только в комплексе, для чего стороны в первую очередь должны прийти к окончательному согласию по базовым принципам, которые, как уже было сказано, устанавливают четкий механизм определения окончательного статуса Нагорного Карабаха, виляния Баку здесь бессмысленны. В этом состоит и подход стран-сопредседателей, которые не раз подчеркивали, что "президентам Армении и Азербайджана необходимо сделать еще один шаг и завершить работу над основными принципами с тем, чтобы можно было приступить к разработке проекта мирного соглашения". То есть подчеркивали, что к разработке мирного соглашения можно приступить только после окончательного согласования основных принципов.

 

Ну а если Баку основные принципы признавать не хочет (либо трактует их своеобразно), а статус-кво нарушить желает (во что не верится), то ему незачем искать союзников. Баку может нарушить статус-кво и в одностороннем порядке. Способов масса: признать независимость НКР, деблокировать границы, отвести снайперов с линии противостояния, призвать Турцию нормализовать отношения с Арменией, объявить Нагорному Карабаху войну...

 

... Однако вернемся к чудесам конструктивизма, которые наблюдались по ходу визита в Москву главы МИД Азербайджана. Напомним, он не только героически отделил проблему статуса Нагорного Карабаха от "оккупированных территорий", вопреки заповедям азерпропа, но даже заявил, якобы в Баку есть понимание, что вопрос окончательного статуса Арцаха надо решать с армянской стороной. И это не все. На упомянутом брифинге с Лавровым Мамедъяров заявил о готовности Баку возобновить взаимные поездки представителей гражданского общества конфликтующих сторон, которые были организованы несколько лет назад при содействии России, возведя на Ереван вину за то, что сейчас эти поездки прекращены.

 

Это сказал глава МИД страны, где сформирован и пополняется черный список политиков, экономистов, представителей искусства, журналистов, осмелившихся посетить Нагорный Карабах (собирались принять и соответствующий закон, но в контексте "конструктивизма" срочно отозвали), где наличие армянской фамилии в паспорте является препятствием для въезда в Азербайджан, где на удивление мировому сообществу героизируют осужденных убийц, страны, из которой писатель вынужден бежать только за то, что не написал в своем романе дежурный набор гадостей про армян.

 

Откуда такое чудесное перевоплощение Мамедъярова? Некоторые эксперты связывают метаморфозу с отрицательным имиджем, который прочно закрепился за Баку на международной арене. Такой имидж сулит Ильхаму Алиеву определенные неприятности в контексте предстоящей президентской кампании. Более того, этот имидж сказывается и на геополитических проектах Азербайджана. В частности, в прессе уже прошла информация, что обещанное на май возобновление строительства железной дороги Баку – Тбилиси - Карс так и не произошло. Турецкая пресса пишет о том, что до конца года в этом вопросе подвижек ожидать не приходится.

 

Не в совокупности ли этих факторов разгадка удивительного конструктивизма Баку, апогеем которого стало "понимание" Мамедъярова, что вопрос статуса Арцаха должно решать с армянской стороной... Рубен МАРГАРЯН, «Голос Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 650
Календарь новостей
«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на http://analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru