Среда, 18.10.2017, 00:10
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [554]
Культура [1586]
Спорт [2559]
Общество [763]
Новости [30596]
Обзор СМИ [36361]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Август » 15 » К вопросу о "независимом Карабахском ханстве" или памятка для Эльнура Асланова
К вопросу о "независимом Карабахском ханстве" или памятка для Эльнура Асланова
19:51

Analitika.at.ua. Представляем статью председателя постоянной комиссии Национального собрания Нагорно-Карабахской Республики по внешним сношениям Ваграма Атанесяна.

 

На днях школьница из Степанакерта, Аделина Авагимян, написала письмо на имя президента Азербайджана. Её интересовал один вопрос: почему Ильхам Алиев грозит новой войной против НКР? Вместо ответа на этот казалось очень простой вопрос, заведующий отделом администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов, сочинил очередную "агит-памятку”, в которой вновь афиширована тема "созданного государственного образования азербайджанцами того времени, главами которого в конце 18 века был основан Ханкенди”.

Обращаясь к школьнице, Асланов, как бы "между строчек” оппонирует Аделине Авагимян, а на самом деле - всем карабахским армянам и армянам - вообще: ”Ты пишешь, что родилась и живешь в городе Степанакерте. В действительности этот город называется Ханкенди… Он возник как поселок для отдыха членов и приближенных ханской семьи. Для удобства ханов первые дворцы были заложены в нескольких километрах от столицы ханства Панахабада, ныне города Шуша, на горных склонах. Деревня, в которой время от времени жили только члены ханской семьи, получила название "Ханын кенди”, что в переводе с азербайджанского означает "Село хана”, а позже за ней окончательно закрепилась название "Ханкенди” - "Ханское село”. Лишь в 1923 году, спустя более 100 лет своего создания, Ханкенди переименовали в Степанакерт, в честь большевика Степана Шаумяна”.

Как говорится в таких случаях: «нет худа без добра». Мысли, изложенные в этих нескольких строках, просто оголяют сущность современной азербайджанской "элиты”- она не в ладах с историей вообще и в частности с историческим прошлым Нагорного Карабаха. Надо быть полным профаном, чтобы писать, что "для удобства ханов первые дворцы были заложены в нескольких километрах от столицы ханства Панахабада, ныне города Шуши, на горных склонах”. Как пел Владимир Высоцкий, "выше гор могут быть только горы”, а Степанакерт, расположенный в нескольких километрах от Шуши, находится не в горах, а на равнинном месте. Здесь нет "горных склонов, на которых для удобства ханов, как будто они были обученными скалолазами, можно было завести первые дворцы”. Город Шуши сам стоит на горном плато, выше которого - Кирс. И если "ханам” Карабаха в их "столице” летом было жарко, то они построили бы "свои дворцы” где-то у подножья Кирса. Однако об этом молчит даже азербайджанская историография.

К чему этот явно безграмотный пассаж Асланова? Чтобы "доказывать”, что "ханы” Карабаха "время от времени жили в своей летней резиденции - Ханын кенди”. Однако против этого свидетельствует азербайджанский историк Мирза Джамаль Джеваншир. В конце своей книги тот приводит полный список "памятников и зданий, воздвигнутыми покойными”  Панах и Ибрагим ханами в Карабахе.

Вот список тех "памятников и зданий”, который он отнесет времени Панаха:

"Первое - крепость Баят, базар, баня, стены и здания, построенные из обожженного кирпича. Ныне / в середине 19 века - В. А./ от разрушенной крепости, можно увидеть лишь незначительные остатки. С нашей стороны добавим, что местонахождение Баята неизвестно даже азербайджанским исследователям - "золотоискателям”.

Второе – крепость Шахбулагы, мечеть у родника, баня, городские здания и базар, построенные из камня и известняка. / От этих "построений” ничего не сохранилось даже до конца 19 века/.

Третье – стены бывшей Шушинской крепости: азербайджанский автор тем самым намекает, что до Панаха в Шуши была древняя крепость, и тот просто восстанавливал ее стены и здание, ныне используемое под склад зерна для войск.

А чем отличился сын Панаха - Ибрагим?

Первое – большая соборная мечеть, построенная в 1182 мусульманском (1768/69) году. Позднее, когда она пришла в ветхость, была восстановлена почтенной дочерью его, покойной Гевхар агою и стала красивее прежнего.

Второе – стены Шушинской крепости, построенные в 1198 (1783-84) мусульманском году. Строительство длилось три года. Ныне государственные служащие восстановили их. В некоторых местах остались следы ханских (стен). /В. А./

Третье – обе крепости Аскерана, построенные в 1203 мусульманском (1788/89) году между двух гор, через которые протекает река Гаргар. Если во время войны в этих крепостях будет находиться (даже) малочисленная пехота, то враг не сможет пройти мимо них в сторону Шушинской крепости.

Четвертое – здания и комнаты среди гор, в ущелье Хазине, построенные в пещере из камня и извести. Туда ведет лишь одна дорога. /В. А./

Пятое – здание Ханбагы, /В. А. / которое находится в одном фарсахе от (Шушинской) крепости.

Шестое – стены Агдамского сада, с крупными куполами над могилами покойного Панах хана и его детей, и каналы”. /Автор не уточняет где именно Ибрагим "воздвигнул” каналы/.

Как видим, один из отцов азербайджанской историографии, очевидец событий, развернувшихся в конце 18, начале 19 века, "визир Ибрагима хана”, ничего не знал  о "заложенных на горных склонах первых дворцах  и  ханской деревни”. Если бы упомянутые Аслановым "факты” имели место, то биограф "ханов Карабахских” не мог упустить их из своего внимания. Значит, не были "заложены” никакие "дворцы” и не было, разумеется "ханской деревни”. Единственное, о чем пишет "везир” Ибрагима, это "построенное им здание” в местечке Ханбаги, однако, при даже большом желании, одно - единственное здание никак нельзя считать "дворцовым комплексом”, а тем более - "ханской деревней”.

В своей "памятке для армян” Асланов также затрагивает тему "пришлости карабахских армян”. Он, конечно, милосердно не отрицает, что до прихода русских в Карабахе имелось армянское население. Однако тут же добавляет, что "оно составляло меньшинство от общего числа населения”.

Кто, когда и как появился в Нагорном Карабахе? Об образовании "илата” Панаха азербайджанский историк Мирза Адигезаль-бек пишет так: "Хан собрал там /в крепости Баят, местонахождение которой неизвестно ни одному исследователю - В. А./ всю свою семью, родственников, старейшин. Люди, живущие в округе, даже большая часть населения и ремесленников Тебризской и Ардебильской областей, услышав об успехе Панах хана, его отношении и любви к людям, вместе со своими семьями прибыли в крепость Баят". /В. А. / Надеюсь, Асланову известно местонахождение иранских городов Тебриза и Ардебиля. Стоит заострить внимание азербайджанского чиновника на то, что этот "илат” перекочевал в дальнейшем в Тарнакут, именуемым азербайджанской стороной Шахбулаг, а дальше - в Шуши. Кстати, они и стали первым азербайджанским населением Нагорного Карабаха, что признают сами азербайджанские авторы 19 века.

Пришлость азербайджанского населения Шуши никогда и нигде не оспаривалась  представителями даже просвещенной части шушинских азербайджанцев. В своем историческом романе "В крови”, повествующим о событиях времен кровавого правления Ибрагима "хана”, классик азербайджанской литературы Юсиф Везир Чеменземенли, в частности так описывает появление в Шуши "родословия везиров”, основоположником которого считается мулла Панах Вагиф:

 

"Вместе с войсками Ираклия /правителя Грузии - В. А./ казахцы принимали участие во всех походах Надира и показали себя храбрыми воинами. Однако воинская доблесть дорого стоила народу. Турки неоднократно проходили по родной земле, топча и опустошая ее. Вконец измученные казахцы не знали, где искать спасения. Основание Карабахского ханства и постройка в 1754 году крепости "Шуша” /В. А./  давали надежду, что в городе-крепости, расположенном высоко в горах, в стороне от больших дорог, люди обретут наконец мир и покой, и казахцы начали переселяться в Карабах. Вагиф вместе с другими семнадцатью семьями из рода Саатлы перебрался в Шушу, обосновал махаллу, которая так и называлась – Саатлы”. /В. А./ А побывав в Степанакерте проф. Фархад Бадалбейли, ректор бакинской консерватории, на приеме у президента НКР искренно гордился, что он "из Каджаров”. А кто "каждары” и где их родина - об этом знает, думаю, даже Эльнур Асланов.

О "топонимических изысканиях” же Эльнура Асланова достаточно сказать, что название города, где он родился, этимологизируется с персидского как "город ветров”, а с древнеармянского – "БАГАВАН”- город богов. Однако от этого он не перестает быть столицей Азербайджана. Что касается Степанакерту, то у него есть историческое армянское название - ВАРАРАКН. И при желании власти НКР могут вернуть городу его историческое, исконно армянское названия. А вот что поделают Эльнур Асланов и его шеф с названием "БАГУАН-БАГАВАН”, знает, наверное, один Бог.

Категория: Аналитика | Просмотров: 1586
Календарь новостей
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на http://analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru