Суббота, 16.12.2017, 05:26
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [556]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30596]
Обзор СМИ [36361]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Январь » 17 » Рубен Заргарян: В Азербайджане предлагают статус автономии соседним государствам
Рубен Заргарян: В Азербайджане предлагают статус автономии соседним государствам
14:48

Analitika.at.ua. Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики, прокомментировал Analitika.at.ua книгу Эльхана Шахиноглу, «Нагорный Карабах: статус без статуса».

 

Азербайджанский политолог Эльхан Шахиноглу, презентовал в Баку книгу «Нагорный Карабах: статус без статуса», в которой автор рассматривает 10 моделей урегулирования конфликтов и предоставления автономии. Он пишет: «Что касается моделей возможного статуса Нагорного Карабаха, то это международные прецеденты: Аландские острова, Татарстан (РФ), статус Крыма, Северной Ирландии, Южного Тироля, Триеста, Каталонии».  Э. Шахиноглу делает вид, что не понимает принципиальную разницу между НКР и этими прецедентами. А она состоит в том, что в отношении этих автономий никто не осуществлял геноцид, подобный политике систематического геноцида азербайджанского руководства в отношении народа НКР. Азербайджан – это не Европа. В отличии от бакинской администрации, правительствам европейских стран не могло придти в голову совершить широкомасштабную агрессию, геноцид и этнические чистки против их автономий, осуществить бомбардировки и ракетные обстрелы мирных городов. Существует принципиальная разница в уровне политической культуры европейских стран и Азербайджана.


Предлагая давно состоявшемуся независимому государству НКР «статус автономии», азербайджанские политики тем самым предъявляют ничем не обоснованные территориальные претензии на Нагорный Карабах. Зная территориальные аппетиты бакинских реваншистов, этак недалеко и до аналогичных предложений другим соседним с Азербайджаном государствам стать автономиями в его составе.

Кстати об Аландах. На Аландских островах вновь звучат требования предоставления им независимости от Финляндии. Об этом заявили премьер Аландов Рогер Норлунд и представительница аландского правительства в ЕС Бритт Лундберг. Активно распространяется книга профессоров Дага Анкара и Барри Бартмана «Основные принципы независимости Аландов». Таким образом, любимый аргумент некоторых европейских дипломатов и азербайджанских политологов об аландской модели урегулирования для НКР не выдерживает испытания временем даже в Финляндии, которая, подчеркну, принципиально отличается от Азербайджана своим высоким уровнем  политической культуры. В 2008 году член парламента Аландов Роджер Джансон подчеркнул, что если большинство людей на Аланде поймет, что Финляндия их не устраивает, они проведут референдум: «И мы абсолютно уверены, что после того, как наши люди примут решение о независимости, к нам на остров не заявятся финские войска».

В отличии от европейской цивилизованной реакции на референдумы, после проведения аналогичного референдума в НКР, действия азербайджанского руководства в последней войне 1991-1994 годов против Нагорного Карабаха следует квалифицировать как политику международного государственного терроризма и геноцида, выразившуюся в уничтожении гражданского населения НКР, этнических чистках, бомбежках и ракетных обстрелах мирного населения, захвате заложников, уничтожении культурных памятников, пропаганде расовой ненависти в СМИ и системе образования.


При массированных авиабомбардировках использовались шариковые и игольчатые бомбы, относящиеся к оружию массового поражения. С ноября 1991 года по май 1994 года только на один карабахский город Степанакерт упало свыше 21000 реактивных снарядов «Град», 2700 ракет «Алазань», более двух тысяч артиллерийских снарядов, сто восемьдесят шариковых бомб, около ста пятисоткилограммовых авиабомб, в том числе восемь вакуумных. В качестве примера можно привести данные только за три дня с 19 по 22 февраля 1992 года, когда в Степанакерте было убито и ранено 150 человек, половина из них женщины и дети. Полностью разрушено и сгорело 90 жилых и административных зданий. Московский писатель Инесса Буркова, прибывшая в НКР с гуманитарной помощью для Нагорного Карабаха, 23 февраля 1992 года направила из Степанакерта обращение к президенту России, в котором говорилось: «Десятые сутки азербайджанская армия бьет по городу из ракетных установок «Град». Их огнем сметены целые жилые кварталы, уничтожены роддом, больница, телецентр. Повсюду полыхают пожары, но их невозможно потушить». Обращение заканчивалось призывом «немедленно остановить истребление армян в Нагорном Карабахе». Аналогичные ракетные обстрелы и авиабомбежки азербайджанская армия проводила и по другим городам и селам НКР.


В захваченном азербайджанскими войсками на несколько часов 10 апреля 1992 года карабахском селе Марага, были зверски убиты 81 человек, взято заложниками 67 человек, судьба многих из них до сих пор не известна. Вице-спикер палаты лордов Великобритании баронесса Керолайн Кокс, посетившая село сразу после освобождения от азербайджанских войск, свидетельствует: «На кадрах, сделанных в те дни в Мараге, запечатлены свидетельства произошедшей здесь ужасной резни: обезглавленные и расчлененные тела, останки детей,  окровавленная земля и куски тел в тех местах, где азербайджанцы распиливали живых людей». Летом 1992 года, 45%  территории НКР были  оккупированы азербайджанской армией,  а не   успевшее эвакуироваться  население,  уничтожено  азербайджанскими войсками. Азербайджанские преступления против человечества наглядно продемонстрировали мировому сообществу безальтернативность государственной независимости НКР.

Э.Шахиноглу, также как и руководство бакинской администрации,  считает неприемлемым для Баку механизм референдума в Нагорном Карабахе. Азербайджанским политологам следует знать, что международная практика последнего времени свидетельствует о том, что уже сформировались определенные принципы разрешения этнополитических конфликтов. Это, в первую очередь, проведение референдума о независимости. Референдумы уже прошли, или планируются в Восточном Тиморе, Эритрее, Квебеке, Фарерских островах, Гибралтаре, Западной Сахаре, Новой Каледонии, Южном Судане, Гренландии, Черногории. Второй важный принцип сформулирован мировым сообществом следующим образом: потеря страной своих международно-признанных прав на какую-либо территорию (причем порой без собственного согласия) в случае неспособности правительств осуществлять эффективное управление на принципах демократии, уважения прав человека, этнического мира и региональной стабильности. По мнению многих специалистов, эти принципы фактически стали новыми принципами международного права.


Оба эти принципа имеют самое непосредственное отношение к урегулированию азербайджано-карабахского конфликта. Целенаправленная политика геноцида против армян, осуществляемая с 1918 года при любом руководстве Азербайджана, наглядно и убедительно продемонстрировала невозможность пребывания Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Факты систематического и целенаправленного геноцида по отношению к армянам в Азербайджане настолько очевидны и вопиющи, что даже если бы не было иных правовых основ для провозглашения государственной независимости НКР, этого уже было бы достаточно.  Нагорно-Карабахская Республика образовалась в результате всенародного референдума о государственной независимости, проведенного в Нагорном Карабахе 10 декабря 1991 года, в полном соответствии, как с международным правом, так и с законодательством еще существовавшего на тот момент СССР. Решение референдума, как результата прямого всенародного волеизъявления обладает высшим правовым авторитетом. Нагорно-Карабахская Республика стала полноценным субъектом международного права в силу факта своего появления в качестве независимого государства. В 1905 году в Норвегии, в 1944 году в Исландии, в 1962 году в Западном Самоа, в 1974 году на Коморских островах, в 1977 году в Джибути, в 1993 году в Эритрее, в 1999 году в Восточном Тиморе, в 2006 году в Черногории, были проведены аналогичные референдумы о независимости, результаты которых послужили основным фактором признания последних, мировым сообществом в качестве суверенных государств. Проведение референдума о независимости в НКР, также имеет необратимые правовые последствия.


Весьма характерно решение 1998 года Верховного суда Канады, по вопросу выхода Квебека из состава Канады, в котором сказано, что хотя конституция страны не дает права Квебеку на провозглашение независимости в одностороннем порядке, но в случае, если подавляющее большинство населения Квебека, выскажется за независимость, федеральное правительство и другие провинции Канады, обязаны начать переговоры об отделении Квебека. В заключение Верховного суда четко сказано о легитимности провозглашения независимости в случае положительного исхода очередного референдума. Верховный суд Канады признал возможность внесения поправок в конституцию страны, определяющих цивилизованные методы отделения Квебека. В последнее время произошли изменения в настроениях англоканадцев. Если раньше они порицали Квебек, то сейчас они с большим пониманием относятся к требованиям квебекского народа.


8 ноября 2002 года в Гибралтаре прошел референдум, на котором 98,97% жителей проголосовали против проекта создания в этой самоуправляющейся британской колонии модели «совместного суверенитета» Испании и Великобритании. Великобритания сослалась на результаты референдума, как основы для окончательного решения Гибралтарского вопроса в процессе переговоров. Заместитель главы МИД Великобритании Денис Макшейн, подчеркнул, что народ Гибралтара единогласно высказался против каких-либо изменений в статусе этой территории. Д.Макшейн заявил, что мы теперь живем не в семнадцатом или девятнадцатом веке, когда дипломаты могли подписывать договоры, а люди должны были им подчиняться. 16 декабря 2004 года Испания дала согласие на изменение формата переговоров по Гибралтару. Испания впервые признала Гибралтар самостоятельным субъектом международного права и согласилась вести с ним переговоры в трехстороннем формате: Испания, Гибралтар, Великобритания.


Путем референдума среди 44-тысячного населения архипелага собираются решать вопрос о независимости от Дании Фарерские острова. Фарерские острова обратились в письменном виде в ООН, с просьбой об оказании им необходимых консультаций в связи с вопросом их самоопределения. По данным социологических опросов, 68 процентов жителей, собственно Дании, согласны предоставить независимость Фарерам. Все датские партии выразили понимание позиции фарерцев. Датское правительство заявило, что оно не будет препятствовать отделению Фарерских островов, если те выразят такое пожелание.


26 ноября 2008 г. в  Гренландии прошел референдум, на котором 80% населения самого большого острова планеты высказались за расширение автономии. Референдум фактически стал последним шагом на пути к окончательной независимости от Дании. В самой Дании референдум был воспринят позитивно как подавляющей частью населения, так и большинством политической элиты, как правящей, так и оппозиционной. Глава кабинета министров Дании (ныне Генеральный секретарь НАТО) Андерс Фог Расмуссен, заявил: «Меня радует, что жители Гренландии так дружно поддержали идею увеличения самостоятельности». Глава возглавляющих оппозицию социал-демократов Хелле Торнинг-Шмидт подчеркнул: «Очень важно, что отныне гренландцы будут признаны самостоятельной нацией в юридическом смысле и смогут в большей степени распоряжаться в собственном доме».

Современная эпоха характеризуется двумя взаимодополняющими процессами: самоопределения народов и признания их независимости, а также международной интеграции. За последние 20 лет  три десятка государств стали членами ООН. Ряд государств признан только частью государств мира. Косово, Тайвань, Западная Сахара и Палестина, признаны десятками стран. В Латинской Америке недавно прокатилась волна признаний Палестины. Абхазия и Южная Осетия признаны 4 государствами,  Северный Кипр признан Турцией.  Но определяющим здесь выступает не количественный аспект, а качественный, т.е. сам факт признания независимости. Следствием данной трансформации является то, что в процессе урегулирования других подобных этнополитических конфликтов, уже непрофессионально и неубедительно говорить об отсутствии прецедентов или же об уникальности и неповторимости того или иного конкретного случая. Все это придает динамизм международному праву, которое императивно диктует необходимость окончательного признания независимости давным-давно состоявшейся и успешной Нагорно-Карабахской Республики.

Категория: Аналитика | Просмотров: 1915
Календарь новостей
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на http://analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru