Четверг, 15.11.2018, 23:47
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Ноябрь » 1 » Запас прочности Елизаветы Шахатуни
Запас прочности Елизаветы Шахатуни
10:20

Analitika.at.ua. Самолетостроение - поприще для женщины, согласитесь, необычное. Однако именно на нем блестяще проявила себя наша соотечественница, единственная женщина-авиаконструктор в СССР, лауреат Ленинской премии Елизавета Шахатуни. Она сумела основать свою школу в такой сложнейшей сфере, как наука о прочности воздушных судов.

 

После окончания средней школы (Елизавета Шахатуни родилась в Ереване в 1911 г.) она два года проучилась на инженерном факультете Ереванского государственного университета, а в 1930 году поехала поступать в МАИ - первый в стране авиационный институт. Шахатуни приняли сразу на второй курс. Занимаясь в кружке планеристов, Вета училась проектировать крылатые машины, а в летних лагерях - парить в небе. Летала она ужасно, хотя теорию знала назубок. Руководитель полетов не мог понять, в чем причина. Оказалось, девушка слишком легкая (время было голодное). Недостающие 10 килограммов веса обеспечил мешок с песком, который клали в планер.

 

В 1935 году Елизавета блестяще окончила институт и решила работать только над прочностью летательных аппаратов (этот предмет ей нравился больше других). Однако в те времена человека не спрашивали, чем он желает заниматься. По распределению Шахатуни попала на завод илюшинских самолетов в качестве специалиста по вооружению и оборудованию. Работа ей не нравилась, но полгода она все-таки проработала здесь. На другой военный авиазавод без разрешения начальства переходить было запрещено. Зато без проблем удалось устроиться на гражданское предприятие - маленький планерный завод в Тушино. На новом месте никого не интересовало, откуда пришел молодой специалист. Девушку даже спросили, чем она хочет заниматься. Конечно же, прочностью! На заводе Елизавета Шахатуни впервые встретилась со своим будущим супругом, известным авиаконструктором Олегом Антоновым - он был тогда руководителем конструкторского бюро.

 

В начале 1941 года Антонова направили в Каунас, где было создано КБ. Набирая людей, он пригласил в бюро Шахатуни. Накануне войны Олег и Елизавета поженились. Как только фашисты вступили на советскую землю, КБ срочно эвакуировали в Москву. В годы войны Антонов создал десантный планер, потом - буксировочный планер-биплан КТ («Крылья танка»). Последнее новшество предназначалось для воздушной перевозки бронированных машин. Танк присоединялся к самолету тросом. Елизавета Аветовна рассчитывала прочность крыльев и гусениц танка, чтобы те не повредились при посадке. Испытания «летающих танков» прошли успешно, однако в армии они не получили широкого распространения в силу увеличивающегося с каждым днем веса танков, ограниченной грузоподъемности самолетов и нехватки финансовых средств для реализации проекта.

 

В 1946 году Антонов был назначен главным конструктором проектного бюро в Новосибирске и получил задание создать самолет, использующийся в сельскохозяйственных целях. Вскоре появился биплан СХА-1, позже названный Ан-2 (именуемый в народе «кукурузником», «Аннушкой», «Антоном»). Вся работа по расчету прочности самолета была осуществлена отделом, которым руководила Шахатуни. Позднее в воздух поднялись пассажирский и грузовой варианты самолета Ан-2, а также модификации самолета, оборудованные для полетов на Дальний Север и в южные области страны. Все модификации самолета Ан-2 отличались комфортабельностью, безопасностью и экономичностью. Не случайно, что некоторые варианты самолетов Ан-2 летают по сей день, выполняя различные работы в сфере народного хозяйства, они и сегодня производятся в Китае и других странах. А в Германии даже создано «Общество любителей самолетов Ан-2».

 

После окончания войны бюро, которым руководил Антонов, перебралось в Киев, где было налажено строительство военно-транспортных, пассажирских, грузовых и широкопрофильных самолетов. В числе самолетов, созданных в этот период, были гиганты «Руслан», «Мрия», «Антей», ответственным за прочность и безопасность которых выступала «стальная армянка», профессор, доктор технических наук Елизавета Шахатуни. В 1955 г. был создан новый самолет Ан-8 с двумя мощными двигателями. На выставке Ле Бурже во Франции ошеломляющее впечатление произвели 100-местный Ан-10 и Ан‑12 с грузоподъемностью 20 тонн, расчеты прочности которых были произведены коллективом под руководством Е. Шахатуни. Эти самолеты стали новым словом в творческой жизни Елизаветы. Конечно, Ан-12 был серьезным шагом вперед, однако он пока не превосходил американские грузовые самолеты Ц‑121, Ц-130 и Ц-133. А это были годы конкуренции. Новая машина Антонова, которая впервые была представлена мировой общественности в 1965 году, поразила весь мир. Самолет Ан-22 «Антей» имел взлетный вес в более чем 250 тонн и мог поднять в воздух до 80 тонн груза. Более того, в 1967 году на этом самолете был установлен мировой рекорд грузоподъемности - 100 тонн. В дальнейшем число рекордов этого гиганта достигло 41. Этот самолет стал настоящей победой для Шахатуни, Антонова и СССР. Чем больше размеры самолета, тем большей прочности он требует. Здесь вновь ярко проявился талант армянской женщины. Можно только представить, какой прочностью обладали крылья этого самолета. Шахатуни была удостоена Ленинской премии.

 

В самый разгар «холодной войны» американцы побили рекорд, установленный Ан-22. В 1968 г. «Сканк Уоркс» под непосредственным руководством Роберта Ормсби создал самый большой в мире военный грузовой самолет Ц-5 «Гелекси». Взлетный вес американского гиганта превышал 370  тонн, и самолет мог поднимать в воздух до 120 тонн груза. Проектное бюро под руководством Антонова получило задание еще более увеличить грузоподъемность самолетов. В 1982 году первый испытательный полет произвел «монстр» со взлетным весом в 405 тонн - Ан-124 «Руслан», максимальная грузоподъемность которого составляла 171 тонну, а длина полета - 17000 км. И сегодня Ан-124 является одним из крупнейших серийных грузовых самолетов. На его основе был создан также самый большой самолет с взлетным весом в 600 тонн - Ан-22.

 

Шахатуни принимала участие и в работе по созданию самолетов Ан-14, Ан-24, Ан-26, Ан‑30, Ан-32 и др. Ей принадлежит изобретение сварки-склеивания конструкции самолета, в результате чего срок эксплуатации самолетов увеличился до 45 тысяч часов. Доктор технических наук, профессор Елизавета Шахатуни также преподавала в Киевском авиационном институте. Сегодня ее ученики с благодарностью вспоминают своего умного, одаренного, требовательного и излучающего добро преподавателя - талантливое дитя армянского народа Елизавету Шахатуни.

 

Асканаз АБРААМЯН

Источник: Собеседник Армении

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1631
Календарь новостей
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на http://analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru