Analitika.at.ua. В Армении завершается строительство
реверсивной канатной дороги протяженностью 5,7 км, которая претендует
войти в Книгу рекордов Гиннеса как самая длинная канатная дорога в мире.
Маршрут фуникулера пролегает от села Алидзор Сюникского
марза до монастыря Татев. Строительство канатной дороги началось осенью
прошлого года в рамках программы "Возрождение Татева", реализуемой
Фондом национальной конкурентоспособности Армении (ФНКА). Конечной целью
программы является создание крупного туристического центра в Сюнике, но главная
цель проекта - реконструкция самого монастыря, который сильно пострадал от
землетрясения в 1931 году. Как известно, Татевский монастырь был крупным
культурным центром со скрипторием (мастерской по переписке рукописей),
библиотекой и одним из известнейших в средние века университетом.
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "ВОЗРОЖДЕНИЕ ТАТЕВА"
необходимо 45 млн долларов, 20 млн из которых предоставил Фонд друзей Рубена и
Вероники Варданян. Остальные средства ФНКА намерен изыскать собственными
усилиями. Непосредственно строительство канатки обошлось в 13 млн долларов, а
правительство Армении взяло на себя расходы по ремонту дороги, ведущей к
монастырю Татев, а также вопросы освещения предстоящей 16 октября церемонии
открытия фуникулера на телеканале EuroNews и в журнале National Geographic
Traveler.
Руководитель строительных работ Арташес Казахецян рассказал,
что к середине сентября полностью завершится монтаж техники, после чего
начнутся процесс тестирования фуникулера и работы по благоустройству
окрестностей станции. Строительство канатной дороги осуществляется
австрийско-швейцарской компанией Garaventa - поставщиком канатных транспортных
систем для перевозки пассажиров, а вся конструкция и строительные материалы
Татевского фуникулера специально изготовлены и привезены в Армению.
Оборудование прошло соответствующие испытания и обладает высокой степенью
безопасности. Строительство инфраструктур ведет итальянская компания RENCO.
Арташес Казахецян заметил, что по статистике канатные дороги - один из самых
безопасных видов транспорта в мире.
Самая высокая точка нашей канатки - 330 метров, а ее общая
длина составляет 5,7 км.
Путь в одном направлении будет занимать 11 минут 25 секунд. Одновременно в
разных направлениях будут двигаться по две кабинки на 25 человек каждая, но
частота их движения пока не определена и будет зависеть от загрузки.
В европейских странах плата за проезд в оба конца на
фуникулере такого класса составляет от 8 до 20 евро, и, как сказал Арташес
Казахецян, при установлении тарифа ФНКА будет руководствоваться этими
критериями. Вырученные от продажи билетов средства будут направляться на
восстановление монастыря Татев. Социальная составляющая проекта подразумевает
определенные льготы для местных жителей: бесплатный проезд для пенсионеров,
детей, учителей и т.д.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФНКА УВЕРЕНЫ, ЧТО НОВЫЙ ФУНИКУЛЕР существенно
повысит уровень жизни жителей марза: резко увеличится поток туристических
посещений, частично решится проблема безработицы. В работах по строительству
фуникулера и ремонту дорог заняты местные жители, в настоящее время набирают
механиков и электриков.
По инициативе фонда в сельских школах был объявлен конкурс
сочинений на тему "Каким я вижу будущее своего марза" и лучшее название
для канатной дороги. Конкурсная комиссия предварительно отобрала шесть
вариантов, которые в дальнейшем будут предложены совету попечителей ФНКА в
качестве официального наименования для татевского фуникулера: "Крылья
орла", "Полет орла", "Пик", "Радуга",
"Аливуд" и "Татев".
Параллельно со строительством канатной дороги в Татеве идут
работы по реставрации маслобойни 17 века. В свое время Татевская маслобойня
имела большое значение для производства растительного масла и удовлетворяла
потребности всего региона. Архитектор-реставратор Бадишан Амирян сообщил, что
после расчистки маслобойни обнаружилось, что старинный механизм для отжима
масла сохранился в рабочем состоянии, время сберегло и специально отесанные
камни, используемые при производстве масла, и зарытые в землю глиняные кувшины
емкостью 70 литров.
Завершение реставрационных работ запланировано на весну
следующего года. Ожидается, что к этому времени удастся полностью восстановить
механизм маслобойни. Бадишан Амирян уверен, что древняя маслобойня составит
особый интерес для туристов и достойно представит гостям древнюю культуру и
кулинарные традиции Татева. Ожидается, что уже к 2013 году количество
туристических посещений в Сюникском марзе увеличится в 3-5 раз.
"ВЕСЬ ПРОЕКТ НАПРАВЛЕН НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЮЖНОМ
КОРИДОРЕ. Программа нацелена на восстановление и сохранение жемчужины
средневековой армянской архитектуры - монастыря Татев, развитие региона,
представление его духовного, научного и культурного наследия. Мы намерены также
развить инфраструктуру в семи окрестных селах", - сказал руководитель
программы "Возрождение Татева" Ваник Варданян. Он уверен, что проект
по восстановлению Татева - удачный пример сотрудничества государства и частного
сектора. Решением правительства монастырский комплекс Татев и близлежащие села
Хот, Шинуайр, Алидзор, Татев, Сваранц, Тандзатап, Агвани и Бардзаван включены в
туристический центр "Татев".
Итак, 16 октября 2010 года состоится торжественная церемония
открытия самой длинной канатной дороги в мире. Список почетных гостей ФНКА пока
держит в строгом секрете.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.