Analitika.at.ua. Сегодня, спустя семнадцать лет после подписания
Бишкекского протокола, становится все более очевидным, что Азербайджан идет на
уступки только в том случае, когда ощущает силу Армении.
5 мая 1994г. в киргизской столице усилия по разрядке
ситуации на карабахском фронте стали приобретать реальные очертания (Бишкекский
протокол). Процесс был болезненным, существовало немало противоречий и
несогласованных пунктов, однако в целом конфликтующие стороны были
ориентированы на мир или по крайней мере на долгосрочное установление режима
прекращения огня.
СТРЕМЛЕНИЕ К ПЕРЕДЫШКЕ БЫЛО ОБУСЛОВЛЕНО НАЛИЧИЕМ САМЫХ
РАЗНЫХ ФАКТОРОВ, в том числе внешнеполитического и внутреннего (для каждого
отдельного конфликтующего субъекта) характера. Преимущественно формальные
противоречия (статус Нагорного Карабаха не являлся предметом обсуждений) в той
или иной степени были преодолены в течение одной недели подписанием в Ереване,
Баку и Степанакерте ряда взаимосвязанных актов, которые в итоге и вылились в
Московское соглашение от 12 мая 1994г. о прекращении огня по всему периметру
фронта.
Именно на этом политическом документе до сих пор и
базируется нынешнее "спокойствие на границе". Режим достаточно
хрупкий, однако ничего более дельного за все прошедшие годы предложено и тем
более реализовано не было. Вопреки распространенному (особенно сегодня) мнению,
приостановление активных боевых действий является заслугой не Минской группы
ОБСЕ, а секретариата совета Межпарламентской ассамблеи государств - участников
СНГ и в первую очередь России.
На фоне мирного периода развития карабахской проблемы
Бишкекский протокол упоминается часто, однако, как правило, этим все и
ограничивается. Между тем сам документ требует детального осмысления.
Попытаемся понять азербайджанский мотив подписания.
Азербайджанские власти некоторое время колебались и, в
отличие от армянских (ереванских и степанакертских), не решались подписываться
под протоколом. Понять такую позицию несложно: осознание того, что по состоянию
на май 1994г. установление режима прекращения боевых действий означало почти то
же, что и легализация - пусть даже на неопределенное время – суверенного
существования Нагорного Карабаха (или, если в более умеренных тонах, временное
признание существующих политических реалий), действительно озадачивало
азербайджанское руководство. Однако, с другой стороны, иного выхода, кроме как
признания Бишкекского протокола, просто не было, так как в противном случае
открывалась перспектива установления армянского контроля над жизненно важной
для топливной республики коммуникационной артерией – участком железной дороги
Баку – Тбилиси.
ОЧЕВИДНО, ЧТО ПРИ ПОДОБНОМ РАСКЛАДЕ АЗЕРБАЙДЖАН ЛИШАЛСЯ НЕ
ТОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТИ транспортировки углеводородного сырья в черноморские порты
Грузии (что справедливо приравнивалось к фиаско нефтяной стратегии), но и
перспективы разрешить территориальный вопрос посредством той же топливной
дипломатии. То есть подписание Бишкекского протокола в большей степени
соответствовало интересам именно Азербайджана.
Владимир Казимиров (в 1992-1996гг. глава российской
посреднической миссии, полномочный представитель президента России по Нагорному
Карабаху, участник и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России) позже
признается: "Упорные бои весной 1994г. у Тертера, что к северу от
Степанакерта, грозили новой катастрофой: выход армян на реку Куру отсек бы
северо-западный выступ Азербайджана (так было с юго-западом в 1993г. при их
выходе на реку Аракс). Баку уже не выдвигал предварительных условий, готов был
и к длительному перемирию". Вероятно, следует пояснить, что катастрофа
грозила именно Азербайджану.
Таким образом, в течение нескольких майских дней 1994г.
первоначальные опасения азербайджанских властей по поводу признания
существующих реалий трансформировались в иную плоскость восприятия – осознание
того, что более оптимального варианта на данный момент не существует, так как
Бишкекский протокол напрочь отвергает перспективу установления армянского
контроля над важнейшим в стратегическом отношении железнодорожным участком, чем
гарантирует беспрепятственное транспортное сообщение Азербайджана с внешним
миром и позволяет ему полагаться на поддержку влиятельных топливных корпораций
(тем более что топливная дипломатия по состоянию на май 1994г. уже успела
отметиться немалыми достижениями в сфере бизнеса: в течение предыдущего года
Совет Безопасности ООН принял сразу четыре резолюции, осуждающие
"армянскую блокаду Азербайджана").
ВОТ КАК ОПИСЫВАЕТ МОМЕНТ ПОДПИСАНИЯ ПРОТОКОЛА ВЛАДИМИР
КАЗИМИРОВ: "Казалось бы, путь к соглашению был открыт. Но сорвать все
могла и мелочь. Руководство Азербайджана хотело оформить прекращение огня с
Ереваном, который не желал этого без участия Степанакерта. Сводить их
представителей, значило терять время и утратить шанс в случае перемены
обстановки на фронте. Оставалось лишь обойти капризы сторон и подписать
документ в любой приемлемой форме". Подготовленный текст пришлось
повторить на трех листах для раздельной подписи каждой из трех сторон.
Азербайджанский министр обороны Мамедрафи Мамедов подписал
свой лист 9 мая 1994г. в Баку в присутствии российского посредника. Затем 10
мая документ подписал в Ереване его армянский коллега Серж Саргсян, а уже 11
мая в Степанакерте – командующий Армией обороны НКР Самвел Бабаян. Эти
сведенные в Москве воедино три листа с подписью одной стороны на каждом и стали
соглашением о прекращении огня в Нагорном Карабахе. Подтвердив идентичность
этих текстов конфликтующим сторонам, Россия как посредник объявила соглашение
вступившим в силу уже с 12 мая 1994г. Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.