Суббота, 21.12.2024, 18:26
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2004 » Август » 30 » Новая политика: Армянская диаспора – важный фактор мировой политики
Новая политика: Армянская диаспора – важный фактор мировой политики
03:08

Analitika.at.ua. Численность армянской диаспоры по всему миру примерно в два с половиной раза больше, чем граждан самой Армении. В республике проживает примерно три миллиона этнических армян, а за рубежом – более семи с половиной миллионов (согласно максимальным оценкам – до 10 млн. чел.). Наиболее многочисленная армянская община проживает в России. Еще в начале 1990-х гг. армянская диаспора Российской Федерации находилась на пятнадцатом месте по численности в сравнении с диаспорами других национальностей. После распада СССР количество армян в РФ резко возросло, и они переместились на одно из первых мест. Сегодня в России проживает около 2,5 млн. человек.

 

Численность армянской диаспоры в странах Дальнего Зарубежья превышает два миллиона человек. Ныне самые крупные армянские колонии существуют в США (более 1 млн. чел.), Франции (около 500 тыс.), Иране (180 тыс.), Ливане (120 тыс.) и Сирии (120 тыс.). В армянских общинах имеются землячества, собственные школы, церкви и газеты. Но для них характерна куда более высокая степень раздробленности, чем среди армян России и всего постсоветского пространства. Это связанно с большими различиями между странами проживания, разной степенью адаптации к этнокультурной среде у "старых" и "новых" эмигрантов, сохраняющимися языковыми различиями между западноармянским и восточноармянским языками.

 

Армяне раздроблены и в конфессиональном отношении: существует два соперничающих католикосата Армянской апостольской церкви, Армяно-католическая церковь подчиняющаяся Папе Римскому, а в последнее время все большее количество армян вступает в разнообразные секты и новые религиозные объединения.

 

Наконец, в среде армянских общин продолжают действовать созданные в Армении в начале ХХ в. и продолжающие соперничать между собой политические партии.

 

Власти независимой Армении стремятся использовать опыт Израиля, Китая и Ирландии, которые наладили эффективное взаимодействие с собственными диаспорами и получают от них значительную политическую и экономическую поддержку. По мнению правительства Республики Армения, диаспора должна связывать свою идентичность не только со своим прошлым и своей национальной принадлежностью, но и с существованием появившегося после распада СССР независимого армянского государства.

 

По основным внешнеполитическим проблемам между составными частями армянской нации нет разногласий: все они требуют от мирового сообщества и властей Турции официально признать геноцид армян 1915-1921 гг. в качестве первого геноцида XX в., выступают за отделение Нагорного Карабаха (НКР) от Азербайджана, оказывают Армении и НКР поддержку на международной арене. Кроме того, армянская диаспора стремится осложнить международное положение Турции и Азербайджана. Ее представители стремятся убедить правящие круги и общественность Европы в том, что Турция не может быть принята в ЕС, так как она не соответствует стандартам, предъявляемым к членам этой организации. Действующие в Европе армянские организации выдвигают для вступления Турции в ЕС следующие условия: официальное признание Анкарой геноцида армян, прекращение блокады Армении и обеспечение твердых гарантий соблюдения прав и свобод проживающих в стране национальных и религиозных меньшинств.

 

Широкая антитурецкая кампания и организованные армянской диаспорой массовые демонстрации протеста против вступления Турции в ЕС оказали большое влияние на общественное мнение европейцев. Согласно полученным в ходе социологических опросов данным, большинство населения Франции и ряда других европейских стран выступает против принятия Турции в Евросоюз. Европарламент неоднократно обращался к Турции с требованием признать геноцид армян и это требование до сих пор продолжает оставаться одним из основных условий принятия Турции в ЕС.

 

В результате политической активности армянской диаспоры в марте 2000 г. парламент Швеции принял резолюцию, в которой говорилось о том, что необходимо провести "непредвзятое, независимое международное исследование геноцида армянского народа". В ноябре 2000 г. Европарламент при очередном рассмотрении вопроса о вступлении Турции в ЕС (куда она очень стремится) предложил турецкому правительству "усилить поддержку армянского национального меньшинства, которое представляет собой важную часть турецкого общества, в частности, путем публичного признания геноцида, которому было подвергнуто армянское меньшинство до того, как было создано современное турецкое государство". Тогда же аналогичную резолюцию принял парламент Италии. Римско-Католическая Церковь также признала геноцид армян. При этом в совместном заявлении Папы Иоанна Павла II и главы Армянской Апостольской Церкви Католикоса Гарегина II, было подчеркнуто, что "геноцид армян стал прелюдией к последующим ужасам: двум мировым войнам, бесчисленным региональным конфликтам и преднамеренно организованным кампаниям по истреблению людей, в результате которых лишились жизни миллионы верующих". Сенат и Национальная ассамблея Франции официально признали геноцид армян в 2000 г. А в начале 2001 г. под сильным давлением полумиллионной армянской диаспоры президент Франции Ж. Ширак подписал Закон о признании геноцида.

 

После принятия этого закона граждане Франции, являющиеся потомками жертв геноцида, получили возможность потребовать от правительства Анкары выплаты денежных компенсаций. Вслед за армянами Франции это могут сделать и армяне других странах. Согласно подсчетам, общая сумма компенсаций может превысить триллион долларов, что и объясняет проявляемое Турцией упорство в отрицании факта геноцида. К тому же с принятием данного закона получили весомую поддержку те армянские круги, которые требуют "территориальной" компенсации и выступают за возврат армянам их исторических территорий в Турции. Принятие закона привело к ухудшению франко-турецких отношений, Анкара резко ограничила масштабы экономического и военно-технического сотрудничества с Парижем.

 

В США большую активность в деле политической поддержки Армении и официального признания армянского геноцида проявляет Армянский национальный комитет Америки (АНКА) – наиболее сильная, хорошо организованная и разветвленная организация армянской диаспоры со штаб-квартирой в Вашингтоне. Для достижения своих целей АНКА успешно использует периоды избирательных кампаний, когда американские законодатели наиболее внимательны и податливы к воздействиям различного рода коалиций избирателей, включая этнические. В 1992 г. АНКА удалось добиться принятия поправки № 907 к Акту о поддержке свободы, которая запрещает оказание Азербайджану экономической помощи по линии правительства США до тех пор, пока он не предпримет "шаги, доказывающие прекращение всех видов блокады и других агрессивных применений силы против Армении и Нагорного Карабаха". После подписания упомянутого Акта президентом США Дж. Бушем-старшим эта поправка приобрела силу закона. До сих пор АНКА удается успешно противодействовать всем попыткам азербайджанского и турецкого лобби в Вашингтоне отменить эту поправку.

 

В октябре 2000 г. АНКА добился от комитета по иностранным делам Палаты представителей одобрения резолюции № 596 о признании геноцида армян. Резолюция была вынесена на обсуждение всей палаты. Хотя в резолюции содержались формулировки, освобождающие современную Турцию от ответственности за преступления Османской империи, реакция турецкого правительства была крайне негативной. Администрация Б. Клинтона была вынуждена предпринять экстренные меры для того, чтобы добиться отмены резолюции и не допустить ухудшения американо-турецких отношений. Следует отметить, что одобрение резолюции Палатой представителей вовсе не означало бы официального признания геноцида армян со стороны США. Решение нижней палаты являлось бы первым этапом, затем потребовалось бы одобрение Сената и после этого утверждение президентом, который вправе наложить вето на любой законопроект, утвержденный Конгрессом. Однако администрация Б. Клинтона посчитала необходимым снять с обсуждения крайне опасную с точки зрения американо-турецких отношений резолюцию уже на начальном этапе.

 

Разочарованный в демократической администрации АНКА поддержал на президентских выборах 2000 г. республиканцев. В период избирательной кампании Дж. Буш-младший для привлечения на свою сторону голосов политически сплоченной и хорошо организованной миллионной армянской общины пообещал в случае победы официально признать геноцид армян. Но после своего избрания он не выполнил своего обещания, так как это неминуемо привело бы к кризису в американо-турецких отношениях.

 

В настоящее время численность американских конгрессменов, принадлежащих к так называемой "армянской группе", составляет около 130 человек. После распада СССР армянское лобби добилось для Армении самой большой по размерам гуманитарной помощи среди стран СНГ по правительственной линии. На конец 1990-х – начало 2000-х гг. объем гуманитарной помощи оказываемой США Армении составлял 239 млн. долл. Азербайджану же (где населения вдвое больше) было выделено лишь 91 млн. 600 тыс. долл. В течение последних лет проармянские силы в Конгрессе США не допустили планировавшегося администрацией сокращения размеров помощи Армении. В ходе прохождения бюджета через Конгресс армянское лобби всякий раз добивалось восстановления суммы, адекватной объему помощи прошлых лет. Более того, в закон об ассигнованиях на 2003 г. было внесено специальное положение о необходимости противодействовать блокаде Армении, осуществляемой Турцией (ее ежегодный ущерб для Армении оценивается в 600-700 млн. долл.). Ввиду неспособности исполнительной власти США вынудить Анкару и Баку прекратить блокаду директор АНКА А. Хабрамян недавно заявил, что администрация должна взять на себя долю ответственности за это. По мнению АНКА и армянского лобби в Конгрессе, единственное, чем Вашингтон может компенсировать свою неспособность добиться решения данного вопроса, это еще большее увеличение финансовой помощи Армении, в сравнении с суммами прошлых лет.

 

В последнее время в Конгрессе США обострились отношения между армянским и еврейским лобби. Последнее рассматривает Турцию в качестве основного союзника Израиля на Ближнем Востоке, выступает за отмену поправки № 907 и за всемерную поддержку Турции и Азербайджана со стороны США. Еврейское лобби считает вредным проводить любые аналогии между Холокостом и геноцидом армян, оно проявило полную готовность пожертвовать армянскими интересами во имя интересов мирового еврейства (в своем собственном понимании). Занятая еврейским лобби откровенно протурецкая позиция воспрепятствовала новому рассмотрению вопроса о геноциде армян в Конгрессе США.

 

Армяне США совершенно разочарованы не только политикой Буша в вопросе геноцида армян, но и неудовлетворительным, по их мнению, уровнем двусторонних отношений, оказываемой США военной поддержкой Азербайджану, позицией администрации в карабахском конфликте и т.п. На нынешних выборах весь потенциал армянской диаспоры США направлен на поддержку кандидатуры от демократов Джона Керри.

 

Источникnovopol.ru

Категория: Библиотека | Просмотров: 1829
Календарь новостей
«  Август 2004  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru