Четверг, 25.04.2024, 10:50
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Май » 11 » Чудо присутствия
Чудо присутствия
15:48

Вот уже более двух тысяч лет каждый год в Иерусалиме, в храме Святого Воскресения (Гроба Господня),

на том самом месте, где был погребен, а затем воскрес Спаситель, в ночь на Пасху свершается великое чудо – схождение Благодатного Огня. Это пламя есть твердый знак Божественного присутствия и, согласно преданию, в тот год, когда огонь не сойдет, история завершится и откроется время Апокалипсиса.

 

Армянская Апостольская Церковь является обязательным участником свершения чуда схождения Благодатного Огня. Именно армянскому иерарху положено открывать деревянные врата храма Святого Воскресения (Гроба Господня) в день этого великого события. Тысячи армян ежегодно совершают паломничество в Иерусалим, дабы стать свидетелями Божественного чуда.

 

Свидетельства

 

По свидетельству святых отцов, Благодатный Огонь, символ таинственного общения Неба с Землей, впервые вспыхнул в торжественный миг Воскресения Христова, осияв Святое Ложе, где тридневно почил Сказавший: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Евангелие от Луки, 12:49).

Самые ранние упоминания о Благодатном Огне встречаются у святых Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. «Исполнен был Гроб света, – пишет святитель Григорий об апостоле Петре, узревшем благодатное сияние не только глазами, но и умом. – Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Евангелие от Луки, 24:12).

Евсевий Кесарийский повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II век) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей Пасхальной службы. Среди ранних упоминаний о Благодатном Огне можно также найти свидетельства католиков и даже мусульман. Так, в середине IX столетия латинский монах Бернард писал: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано, и по совершении службы поется «Господи, помилуй!» до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом».

 

Ритуал

 
Чин принятия Благодатного Огня складывался веками и ныне строго соблюдается. Уже в ночь на Великую Субботу в храме Святого Воскресения (Гроба Господня) собираются тысячи паломников со всего света. Площадь и окрестные анфилады также заполняются народом. В каждом пределе храма идет богослужение по своим уставам. Армянские и греческие песнопения перекликаются с коптскими и сирийскими напевами. Утром Великой Субботы производится тщательный осмотр Кувуклии – мраморной часовни над Гробом Господним. После чего вход в нее запечатывают специальной смесью из меда и воска, наподобие той печати, которую приложили ко Гробу Спасителя иудейские первосвященники.

«На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Евангелие от Матфея, 27:62–65).

 

По свидетельству святых отцов, впервые Благодатный Огонь вспыхнул в славный миг Воскресения Христова, осияв Святое Ложе Спасителя. Отныне, каждый год это великое чудо повторяется как напоминание о страданиях и Воскресении Христа

 

Ровно в полдень Великой Субботы иерарх Армянской Апостольской Церкви открывает деревянные врата храма Святого Воскресения (Гроба Господня), точно повторяя древний ритуал: стук в дверь, через которую подается лестница, служитель поднимается на три ступени и громоздким ключом открывает старинный замок. Только после этого Армянский и Православный патриархи в сопровождении священников и диаконов и под погребальные звоны колоколов входят в храм.

В самой Кувуклии, на середине ложа Гроба Господня, ставятся незажженная серебряная лампа из монастыря Святого Саввы, старейшей христианской обители в окрестностях Иерусалима, и 33 свечи – по числу лет земной жизни Спасителя. На ложе раскладываются кусочки ваты, а края его украшают лентой. В храме тушатся свечи и паникадила. Начинается крестный ход, который трижды обходит Кувуклию и останавливается перед входом. С часовни снимают печать, Иерусалимский Патриарх разоблачается и остается лишь в подсаккоснике. Его тщательно осматривают мэр и начальник полиции Иерусалима, дабы проверить отсутствие предметов для искусственного разжигания огня. Это правило было введено полтора столетия назад, еще в эпоху Османской империи, современный ритуал досмотра – лишь дань этой традиции. Затем Блаженнейший Патриарх Иерусалимский торжественно входит в Кувуклию. В это время в храме Святого Воскресения (Гроба Господня) тушатся светильники и лампады. Специальный ключник-мусульманин запечатывает часовню.

 

Благодатный Огонь, символ таинственного общения Неба с Землей, имеет совсем другую природу, чем обычный огонь. Ниспосланный с небес, он не обжигает, им можно умываться, погружая в него лицо и не опалив ни единого волоса

 

В тесной толпе в руках тают свечи. Одни в молитвенном молчании ждут от Господа Благодатного Огня, другие громко, хором повторяют слова молитв, бьют в барабаны и хлопают в ладоши, некоторые забираются на плечи друг другу и даже на Кувуклию. Это – арабская молодежь. По некоторым свидетельствам, в один год арабов не впустили и не позволили им кричать и петь около Кувуклии. Уже почти наступил вечер, а Благодатный Огонь так и не появлялся. Тогда арабам позволили прийти, они пели и кричали, читая свои молитвы, и лишь после этого сошел Благодатный Огонь. Вот так – Господу угодны любые молитвы. И хотя каждый человек по-своему выражает чувства, с трепетом и замиранием сердца все, находящиеся в храме Святого Воскресения (Гроба Господня), ожидают первого появления Благодатного Огня – зримого явления Божественной Благодати.

В пещере Гроба Господня, в темноте и одиночестве, коленопреклоненно молится Патриарх. Тянется время: иногда десять, иногда двадцать минут или даже долее. И вдруг в темноте на ложе Гроба Господня рассыпаются ярко-голубые бисеринки, умножаясь и превращаясь в синий огонь, от которого загораются приготовленная вата, лента и лампада: все превращается в пламя Благодатного Огня. Патриарх зажигает свои свечи, и сразу же Небесный Огонь выносится народу. Храм наполняется ликованием, люди зажигают от Огня свои свечи, лампады и светильники. В один миг, переходя от одного к другому, Огонь заполняет все громадное пространство церкви. И вот уже обитель Святого Воскресения (Гроба Господня) полыхает Божественным Заревом, приводя верующих в духовный трепет и восторг.

Огонь сошел! Это значит, что Бог по-прежнему с нами, что он не забыл и не отверг грешный род человеческий. Ниспосланный с небес, этот Огонь особенный – он теплый и живой, в течение первых 10–15 минут совершенно не обжигающий. Люди начинают умываться им, подносят ко лбу, подбородку, щекам, ушам, не опалив ни единого волоса. Ибо это Божья Благодать, сошедшая с Небес и воплотившаяся в огненные языки как напоминание о страданиях и Воскресении Христа.

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1217
Календарь новостей
«  Май 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru