Пятница, 19.04.2024, 04:22
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Май » 13 » “И тогда все поймут, что мы вернулись в Шуши всерьез и надолго...”
“И тогда все поймут, что мы вернулись в Шуши всерьез и надолго...”
17:01

“16 лет назад был освобожден Шуши. Но можно ли говорить об освобождении, пока древняя армянская столица пребывает в запустении?” - спрашивает Александр МИКАЭЛЯН, наш коллега, проживающий ныне в США, и предлагает свой проект реконструкции города. Фантастический на первый взгляд и очень привлекательный на все последующие взгляды. ]

Фонд возрождения Шуши намерен восстановить памятники нашей культуры, пострадавшие за годы азербайджанского правления. В программе фонда говорится и о необходимости реставрации исторического наследия мусульман, проживавших в городе. Но каким должен быть обновленный Шуши — исчерпывающего ответа на этот вопрос нет. В отличие от Степанакерта, восстановление которого не представляло концептуальной сложности (речь шла о столице НКР, посещавшейся дипломатами разного ранга, которых надо было прилично принять, а еще важнее было обустроить оказавшихся без крова горожан и беженцев), с Шуши дело обстоит несколько иначе. Известно, что это город больших традиций, историческая столица Арцаха, так и не ставшая официальной после трагедии 1918 года. В царское время в ней было больше населения, чем в Ереване, и по уровню развития она могла бы претендовать на региональный центр. Увы, естественную жизнь и эволюцию города “оборвали” резня армян и передача Арцаха Азербайджану. Поэтому, планируя его восстановление, нельзя игнорировать “opportunity cost” — цену отвергнутых или потерянных возможностей, альтернатив. Иначе говоря, необходимо учесть весь нереализованный культурный, исторический и стратегический потенциал города. Для этого достаточно представить, каким был бы Шуши, если бы турки не разрушили его в 1918 году, когда в нем проживало 40 тысяч человек. Не будь резни, население, с учетом естественного прироста, ныне составило бы не менее 300 тысяч, Шуши являлся бы вторым (а может, и первым) городом Армении с вузами, научными центрами, театрами, музеями, со своей промышленностью... Такова примерная цена отнятых у нас возможностей, и именно этот ориентир целесообразно заложить в программу возрождения города, сколь бы несбыточной она ни казалась нам сегодня.

Концепцией “opportunity cost” руководствовался еще Таманян, закладывая основы новой армянской архитектуры. Он понимал, что реконструкция Еревана не терпит отлагательств. Но он сознавал также важность создания для армян достойной их былого величия среды обитания, среды, способной укрепить их дух. Таманян возвратил нам арки из оставшегося за Ахуряном храма в Текоре и капители Двина, которые украсили Дом правительства и Оперу, но даже его щедрый гений не мог охватить всего спектра наших потерь.

...Блистательная плеяда армян-зодчих работала за пределами Родины, и это образовало в нашей культуре зияющую лакуну, не заполненную до сих пор. Баляны были главными архитекторами Стамбула на протяжении двухсот лет. Они построили дворец Долмабахче, с 1853 по 1922 гг. служивший резиденцией султана, и массу других сооружений, по которым узнается Стамбул. Облик Тифлиса и Баку определили строения Тер-Микелова, который творил в армянском, грузинском, мавританском стилях, во французской и итальянской классике... Профессионалами высочайшего класса были работавшие в стиле модерн шушинец Газар Саргсян, приверженец классики и модерна Матвей Оганджанян, автор тифлисского Дома офицеров Давид Числиев, а из мастеров советской эпохи — Грант Микаэлян и Степан Сатунц (список не претендует на полноту).

Ученик Тер-Микелова и отец автора этих строк Грант Микаэлян вспоминал, что отказ переехать в Ереван, по приглашению А.Мясникяна, его учитель объяснял тем, что в провинциальном городке, каким был тогда Ереван, нет места двум мастерам высочайшего класса, каковыми он по праву считал себя и Таманяна. Тер-Микеловские шедевры в итоге украсили Тифлис и Баку... Но творения армянских зодчих разделили трагическую судьбу нашего народа. Созданное Тер-Микеловым здание армянской церкви в Баку было разрушено в годы багировского правления (ее снимки и чертежи приведены в энциклопедии Барановского). Лет 30 назад снесли другой его шедевр — тбилисский вокзал.

Грант Микаэлян задумал в Тбилиси ансамбль из двух симметричных зданий по оси ул.Марджанишвили. Осуществление этого замысла преобразило бы левобережье Куры на протяжении почти километра, однако была осуществлена лишь незначительная часть проекта — “Дом книги”, одно из красивейших зданий грузинской столицы. Да, времена менялись, и армяне становились нежеланными гостями в городах, которые создавали с такой любовью.

Все это я напомнил, чтобы представить свое видение старого-нового Шуши. Думаю, лучший способ привлечь армян в этот город заключается в воссоздании привычной для них (по местам прежнего проживания) среды. Копировать ее было бы нелепостью, но можно возродить genius loci, по которому узнаются города, в создание которых наши мастера внесли неоценимый (хоть и не оцененный) вклад.

Тифлис называли кавказским Парижем. Что мешает нам превратить Шуши в армянский Париж? У нас есть фотографии и чертежи зданий, оставленных армянскими зодчими в Стамбуле, Тифлисе и Баку. Если бы мы смогли воссоздать в Шуши часть урбанистической среды этих городов (хотя бы 200-300 построек), продумав их предназначение и привязку к ландшафту, древняя столица Арцаха обрела бы родной для всего армянства облик.

Тбилисский вокзал можно “перенести” в Шуши, когда железная дорога придет в город. Аналогично нуждается в своем месте армянская церковь, некогда стоявшая в Баку. Каринтак станет шушинским Сололаком, когда Шуши “спустится” с плато (можно будет построить связывающий нижний город с плато фуникулер, на манер сходных сооружений Тифлиса и Баку). Музей скульптора Акопа Гюрджяна прекрасно разместится в воссозданном миловском особняке, построенном в Тифлисе Тер-Микеловым в стиле генуэзских палаццо Галеаццо Алесси. Использование под музей особняка Миловых-Сапонджянов потребует перепланировки здания, но ведь и Музей Карнавале изначально служил особняком мадам Севинье, так же как музеи Родена и Пикассо, не говоря уже о Лувре...

Отсутствие в Шуши естественной водной среды можно компенсировать, создав в нижней части города резервуар, озеро, вокруг которого расположится комплекс зданий музея изящных искусств (баляновские дворцы идеально подойдут для этой цели). Там же можно реализовать задуманную моим отцом ансамблевую застройку левобережья Куры. Здания можно передать университету, военной академии или академии художеств (будущий Шуши немыслим без учебных заведений такого рода). Хотелось бы видеть в древней арцахской столице и Ванкский монастырь XV века, этот бесценный памятник истории, который по приказу Берии был взорван в Тифлисе.

 

Доводов в пользу реализации этого амбициозного проекта немало. Немало и контраргументов. Попунктно перечислим лишь некоторые.

 

1. Психологический

и репатриационный аспекты

Народ, деморализованный поствыборными событиями, следует вовлечь в благородное дело — это поднимет его дух, вызовет чувство гордости за страну и вернет людям веру в собственные силы. Возрождение древней армянской столицы исцелит души армян. Оно станет сигналом к их возвращению на родину. Шуши имеет все шансы стать национальным проектом. Проектом, способным консолидировать народ.

 

2. Инфраструктурный аспект

Восстановление Шуши — лишь видимая “верхушка айсберга”. Речь идет о создании мощной территориально-коммуникационной инфраструктуры НКР. Для этого надо умело воспользоваться открывающимися перед нами возможностями. Соглашение о прокладке железной дороги в Иран через Сюник дает шанс подключить Шуши к коммуникациям Армении и Ближнего Востока. Нужно только построить ветку Горис — Степанакерт, сделав Шуши транзитной станцией... железной дороги Ереван — Степанакерт — Агдам — Баку. Ветка станет лучшим ответом на “Карс — Ахалкалаки...” Дорога будет иметь широтное направление, но кратчайший путь из Турции в Баку будет все равно пролегать через Армению, а не Грузию. Развитие широтного вектора завершит железная дорога Ереван — Горис в обход Нахичевана через Вайк. Неважно, как Анкара и Баку отреагируют на это — мы будем иметь сеть железных дорог, необходимых и в мирное, и тем более в военное время. Сочетание широтного и меридионального векторов станет козырем Армении и НКР в большой игре великих держав на Ближнем Востоке (кстати, турецкие железные дороги имеют только широтную ориентацию).

 

3. Финансовый аспект

Можно ввести целевой налог, поступления от которого пойдут в фонд возрождения Шуши. Добровольные взносы в Фонд можно вычитать из облагаемых налогом доходов граждан. Можно несколько изменить формат проводимых телемарафонов, заинтересовав участвующих в них армян (в первую очередь беженцев из Баку с шушинскими корнями) возможностью финансирования строительства собственного жилья. В качестве источника финансирования уместно использовать также средства от продажи с аукционов конфискованных особняков аодовской клептократии, дважды подставившей страну. Осуществление этого сценария, помимо всего прочего, имело бы для измученного народа огромное, условно говоря, воспитательное значение.

Имея накопленный позитивный опыт сотрудничества с фондом LINCY, мы могли бы попросить Керка Керкоряна принять участие в масштабном национальном проекте. К проекту можно привлечь и РЖД, выразившие желание вложить в развитие железнодорожной сети Армении крупные суммы.

...Есть масса примеров, доказывающих небеспочвенность предлагаемой идеи. В самом центе Филадельфии можно увидеть копию парижской Place de la Concorde, втиснутую в чуждую среду. Красавицу Гавану уродует копия грузного, непропорционального здания вашингтонского Капитолия. Умнее и логичнее поступили в Провиденсе, воссоздав первоначальное изящное здание Капитолия, сожженное англичанами в 1812 году (в этом здании заседает правительство Род-Айленда). Столицу Теннесси Нэшвилл украшает копия афинского Парфенона, а Лас-Вегас — подлинный уголок Венеции с каналом, мостом вздохов, дворцами, и разве только Венеции?.. И пусть этот город считается выдающимся воплощением дурного американского вкуса — важна осуществимость идеи, а не эстетические преференции основавших Вегас мафиози.

 

Предлагаемая программа кажется мечтой, но мечта эта осуществима. Совершенно безумной казалась и идея освобождения Шуши. Однако 16 лет назад мы смогли доказать обратное. Можно вспомнить и другое — как Таманяна подняли на смех, когда он заложил в генплан Еревана в качестве демографического ориентира цифру 150 тысяч (кстати, ту же цифру можно указать в генплане Шуши). Критики тут же замолкнут, увидев, как наша древняя столица превращается в самый красивый город региона (не говоря уже о создании новой инфраструктуры НКР).

...День освобождения Шуши Зорий Балаян назвал днем возмездия. Но возмездие не будет полным без убедительного культурного реванша. Примечательность этого решения в том, что оно полностью исключает ненужные споры о первородстве с соседями, ворующими наше наследие за неимением собственного. Пусть они воюют с нашей культурой фальсификацией фактов, бульдозерами и топорами — наилучшим ответом варварам будет воссоздание на арцахской земле хотя бы части того, что наш творческий гений оставил за пределами Армении. И тогда все поймут, что мы вернулись в Шуши всерьез и надолго — навсегда.

Провиденс, США

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1157
Календарь новостей
«  Май 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru