Как и у многих армян, моя судьба сложилась так, что живу я не в Армении (в советские времена на 10 млн. армян только 3 млн. жили собственно в Армении, а сейчас и того меньше: появилась новая волна армян-эмигрантов после Спитака, Баку, других «горячих точек»). Я и родился не в Армении, а в Грузии, в окружении представителей разных народов, а вторую половину жизни нахожусь в Украине.
В общем, было много возможностей посмотреть на обычаи других народов, послушать, что говорят о нас, армянах. Многое в этих рассказах друг о друге людей разных национальностей справедливо (со стороны виднее и положительное, и отрицательное), но много и мифов. Я вырос в многонациональной среде и слышал эти рассказы с детства – остроумные, доброжелательные, не без подтрунивания. Читал и серьезные исследования, наблюдения умных людей, описания журналистов. Во многих из них отмечались крепкие семейные устои армян, уважительное отношение младших к старшим, к совсем старым, отсутствие в Армении домов престарелых и сиротских домов – в них нет нужды. Если случается беда, всегда найдутся родственники, близкие или дальние, которые дадут приют старому и немощному, усыновят сироту.
В час же всенародных бедствий, как армянская резня в 1915 году или Спитакское землетрясение в 1988-м, сирот поддерживали, обучали, просто подкармливали всем миром. И дай нам Бог не растерять армянские семейные ценности и в дальнейшем!
Человек воспитывается не только словом, но всем образом жизни, который вырабатывается тысячелетиями в соответствии с условиями, в которых живет народ. Армянское нагорье, этническая родина всех армян, – красивая, но суровая страна, почти лишенная пахотной земли. Плодородную почву армянин приносил в корзине на плечах, на этих искусственных террасах выращивал в тяжелейших трудах все необходимое. Дети видели непосильный каждодневный труд родителей и сами принимали посильное участие. Так закладывались первоосновы уважительного отношения к старшим.
Издревле армяне ценили написанное слово (наша письменность существует более 5000 лет), дорожили и словом устным. В Матенадаране, известном на весь мир хранилище древних рукописей в Ереване, сберегаются пергаменты, сшитые из обгоревших, окровавленных кусочков. Один из них – трактат о красноречии, датированный VI веком до нашей эры. (Вечно гонимые, армяне при каждой очередной беде хватали из подожженных врагом жилищ детей и рукописи, спасали самое дорогое; даже армянский хлеб, лаваш, тонкие пресные листы которого месяцами не портятся и легко транспортируются и которые можно складывать, скручивать, как бумагу, – несет на себе приметы той кочевой жизни).
Зато армяне ценили и умели красиво использовать немногочисленные часы отдыха, свободные от боев и трудов. Наверное, оттуда тянутся корни знаменитых армянских застолий, многолюдных (присутствуют все члены семьи; все родственники, находящиеся в пределах досягаемости) и многоречивых. Армяне любят и умеют поговорить – себя похвалить, но и другим отдать должное.
Целью кавказских застолий вообще и армянских в частности является не столько распитие алкогольных напитков и поедание того изобилия приготовленных блюд, которые должны быть на столе, как в обязательном порядке, так и в виде импровизации хозяек, сколько веками установленный порядок празднования знаменательных дат или просто спонтанных встреч.
Каждая знаменательная дата, как правило, имеет свой перечень продуктов и блюд, которые должны находиться на столе. Подаются и те блюда, которыми гости будут приятно удивлены. Если празднуется свадьба, то на столе должно быть самое лучшее и только национальное. Застолья по другим поводам позволяют накрывать столы по усмотрению хозяев празднества.
Вообще, об армянских блюдах можно говорить очень много, однако нашей темой, как видно из заголовка, являются тосты. Тосты позволяют вести застолье как мероприятие нравственного, цивилизованного, назидательного и в то же время торжественного характера. Содержанием тостов является мудрость людская, которая преподносится в поучительной форме. Тост несет в себе нежные родительские и сыновние чувства, доброту, мужество, патриотизм, готовность мужчин отдать жизнь за свою семью, родных, близких, друзей, Родину…
Армянское застолье имеет четкий перечень тостов и очередность их произношения. И хотя сейчас появились в продаже сборники тостов (как и сборники анекдотов), однако настоящая народная мудрость передается из уст в уста. С самого начала кто-то из присутствующих предлагает свою кандидатуру тамады. При этом он обосновывает свой выбор тем, что из всех присутствующих его избранник неоднократно и успешно руководил застольями, находил теплые слова в отношении всех тех, за кого предлагал свои тосты, он прекрасный оратор, может спеть и продекламировать стихотворение.
Как правило, все сразу соглашаются, поднимая бокалы за здоровье тамады, желая ему хорошо руководить застольем, и обещают во всем оказывать ему помощь. Очень редки случаи, когда кандидат отказывается от роли тамады, так как быть тамадой всегда почетно, это знак особого уважения. Но если он отказывается, то обязательно называет причину, которая должна быть настолько серьезна, что окружающие относятся к этому с пониманием и не настаивают. После того как избрали тамаду, он благодарит всех за доверие, обещает руководить застольем так, чтобы мероприятие прошло как настоящий праздник.
За армянскими столами не принято настаивать, чтобы спиртное пили все, а тем более до дна. После того как поднял со всеми бокал, каждый волен выбирать, сколько ему пить и пить ли вообще. Обижаться в таких случаях или настаивать – дурной тон.
Первый тост тамада провозглашает за причину застолья (если отмечается какой-то праздник – Новый год, 8 Марта и т.п.) или за человека, чей день рождения празднуется, или за какое-либо его достижение. Критериями оценки его как личности являются отношение к родителям, к семье, родным, друзьям, Родине, земле, на которой живет, его достижения и, самое главное, сколько доброго он сделал людям и как люди относятся к нему. Тамада всегда старается подчеркнуть все положительное, что есть в каждом, в чью честь он произносит тост, и умолчать о его отрицательных качествах, иначе праздник может быть испорчен. Вообще, на таких мероприятиях принято говорить только хорошее. Присутствующей молодежи и особенно детям нравится такая оценка юбиляра со стороны окружающих, и, вдохновленные этим, они настраивают себя исключительно добронравно.
После произношения тоста тамада выпивает содержимое бокала (не обязательно все, можно просто пригубить) и садится. После него несколько человек, как правило, самых родных, близких (сначала те, кто старше возрастом), поздравляют именинника (юбиляра), говорят о нем теплые уважительные слова и выпивают, отпивают или пригубляют бокал со спиртным. Этот порядок провозглашения тостов сохраняется до окончания застолья.
Если юбилей сопровождается живой музыкой, после каждого тоста играется туш (короткий музыкальный эпизод) или поется песня, если это знаменательный тост. Таким, например, является тост, провозглашенный в честь родителей юбиляра. Говоря об отце, обязательно подчеркивается и то, как он заботится (заботился) о своих родителях, правильно воспитал детей, содержал в достатке свою семью… Отмечается бескорыстная, почти неземная любовь матери к своим детям и внукам.
Часто рассказывают притчу о глупом сыне, который, желая доказать свое чувство к возлюбленной, по ее просьбе убивает свою мать, достает из ее груди сердце и на вытянутых руках несет к ногам любимой. По пути он случайно падает, и любящее материнское сердце с тревогой спрашивает: «Не ушибся ли ты, сынок?» Эта притча заставляет глубоко задуматься, особенно молодых, о том, все ли они делают для того, чтобы отблагодарить своих родителей за их отеческую заботу.
Когда произносится тост за родителей юбиляра, в их лице предлагается выпить за здоровье всех родителей на земле. После этого тоста музыканты поют песню, как правило, о матери, и чаще всего песенный вариант упомянутой притчи о материнском сердце («Мор сирт»).
В таком же духе проходят тосты в честь детей именинника (юбиляра), его братьев и сестер, дядей и тетей, дедушек и бабушек, внуков, кумовей, друзей, сослуживцев и всех присутствующих, кто не вошел в число перечисленных родственников.
Особо отмечается тост в честь соседей. При этом зачастую тамада рассказывает о человеке, который продает за 100 тысяч денежных единиц дом, цена которому не более 10 тысяч. На вполне обоснованное удивление покупателя продавец говорит, что остальные 90 тысяч стоит его сосед, которого ему очень жаль покидать. Не обязательно, чтобы тамада рассказывал именно отмеченные притчи и легенды, просто они чаще встречаются.
За каждым застольем произносится тост памяти об ушедших из мира сего родных и близких именинника (юбиляра) и всех присутствующих, обязательно о воинах, отдавших жизнь на различных фронтах, жертвах геноцидов, землетрясений и, особенно, детях Беслана и жертвах авиакатастрофы в небе над Швейцарией.
Произносится тост за здоровье тех, кому в данный момент тяжело, – за лежащих в больницах, за несущих военную службу на посту в армии, за содержащихся в тюрьмах. Этими тостами ни в коем случае нельзя заканчивать застолье, так как это плохая примета для дома, где празднуется торжество.
Тост за землю, воду и Родину именинника (юбиляра), его предков, его детей, а также за ту землю, на которой он и все мы живем в настоящее время, навевает ностальгию и благодарность народу, который приютил странствующих на своей земле. Обязательно произносится тост за тех, кто сердцем и душой с именинником (юбиляром), но в силу уважительных причин вынужден отсутствовать на данном торжестве. Кто-то из присутствующих предлагает еще раз тост за тамаду, который сумел хорошо руководить застольем, вести торжество в нужном направлении и достучаться до сердца каждого.
Последний тост – за дом, в котором живет семья юбиляра. Этому дому желается накрывать столы только по хорошим поводам, но если приходится отмечать и плохое событие, чтобы это было своевременно и не трагично, т.е. когда в последний путь провожается очень старый человек, поменявший мир внезапно, без болезней и мучений, и его туда провожают дети и внуки, а не наоборот. После этого подаются чай, кофе и сладкие блюда – все то, что намекает на «честь, которую пора и знать».
Я обрисовал примерную схему армянских тостов и застолий, с которой могут согласиться не все. Здесь нет четких ограничений. Я вырос на таких правилах. Мой отец, когда-то работавший в районо в Грузии, где были национальные школы на семи языках, и в совершенстве владеющий этими языками (в том числе и украинским), почти всегда присутствовал на застольях в качестве тамады (какой бы нации торжество ни проводилось) и водил меня на эти мероприятия с четырехлетнего возраста. Тогда же я впервые попробовал вино. Сейчас я иногда руковожу застольями разных национальностей и пытаюсь как-то достичь уровня отца, хоть и считаю, что вряд ли мне это удастся.
Для того чтобы застолье прошло хорошо, присутствующие должны слушаться тамаду. Соблюдать дисциплину за столом бывает нелегко, особенно в разгар торжества. Опытный тамада обязан проявлять гибкость, в некоторых случаях позволять отклоняться от общепринятых правил. Иногда изрядно выпивший гость перетягивает на себя роль тамады, и это начинает раздражать присутствующих. Важно в такой момент убедить всех не мешать проявившему инициативу, отметить, что демократия должна присутствовать на застольях и каждый может выразить свои пожелания юбиляру, его родным и близким. А затем, в удобный момент гладко, незаметно вернуть бразды правления в свои руки, деликатно поблагодарить «активиста» за помощь тамаде и продолжать торжество в правильном направлении.
Немаловажно своевременно прерывать застолье для желающих отдохнуть, подышать свежим воздухом, покурить. Руководить столом необходимо незаметно, ни в коем случае не пытаясь подчинить себе чью-либо волю. Наоборот, тамада должен суметь раствориться в коллективе так, чтобы все окрасилось в нужный цвет.
Трудно переоценить воспитательную роль армянских застолий и тостов для молодежи и детей. Они их вдохновляют на благородные поступки, настраивают быть лучше, чище, благороднее. Кроме того, им тоже дается возможность произносить тосты, танцевать национальные танцы, петь. Наши дети учатся ходить и танцевать одновременно. Очень поощряется танец детей, особенно младенцев: кажется, что они учились танцевать еще в утробе матери. Все поддерживают, аплодируют, танцуют вместе с ними, создавая вокруг них цепь танцующих.
Иногда за столом мужчины и женщины сидят отдельно. Это не пережиток прошлого, просто так легче общаться и говорить о том, о чем за смешанным столом говорить не принято.
Конечно, армяне, живущие в разных странах, среди разных народов, впитывают нравы и обычаи местного населения, едят местные блюда и пьют местные вина, перенимают и другие особенности застолий. Но все же обрисованная канва сохраняется и позволяет армянам чувствовать свою национальную принадлежность, к какой бы части спюрка (армянского рассеяния) они не принадлежали, – в США (как Уильям Сароян), во Франции (как Шарль Азнавур), в России (как Иван Айвазовский), в Украине (как Сергей Параджанов). Так и мы, армяне Полтавщины, полюбили сало и галушки, но не забываем лаваш и долму, не забываем особенности армянского застолья и так воспитываем своих детей.
Артур ОВАКИМЯН
Полтава |