В ожидании очередной встречи президентов Армении и Азербайджана, которая, как уже известно, состоится 7 июня в Санкт-Петербурге, азербайджанские СМИ начали своеобразную информационную артподготовку. В частности, влиятельный электронный портал Day.Az попросил заместителя министра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова (крестного отца азербайджанской информационной политики – ред.) «еще раз изложить принципиальную позицию» официального Баку «по вопросу урегулирования армяно-азербайджанского конфликта».
Обращает на себя внимание приписка «еще раз». Этакая небрежность: мол, сколько можно. Азербайджан, мол, от своих позиций отказываться не собирается. Во всяком случае, весь тон заявления Араза Азимова, а также последовавшие вслед за этим комментарии некоторых политических деятелей этой республики, в частности, политобозревателя Вугара Сеидова, свидетельствует о том, что в Азербайджане и в самом деле закусили удила в карабахском вопросе.
Помнится, еще совсем недавно, когда переговорный процесс проходил с участием президента Роберта Кочаряна и министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, тон высказываний и заявлений был иным, более сдержанным. Да и СМИ Азербайджана не особенно изощрялись в лихости. Однако воинственная риторика Ильхама Алиева, рассчитанная, скорее всего на внутреннюю аудиторию в преддверии предстоящих президентских выборов, а также эфемерная пиар-акция в ООН в связи с представленной Азербайджаном резолюцией, несколько повлияли на тонус азербайджанских дипломатов и политобозревателей. Он стал более возбужденным, а носители его более развязанными и наглыми.
Теперь, говоря об армяно-азербайджанском конфликте, азербайджанские деятели от политики уже не приписывают, как это было принято не так давно, также и нагорно-карабахский конфликт. Теперь начальник отдела конституционного законодательства Милли Меджлиса Азербайджана Лятиф Гусейнов считает, что «претензии карабахских армян на самоопределение юридически необоснованны». Безаппеляционность его суждений о том, что «у армян нет права на самоопределение», потому как они не что иное как «национальное меньшинство на территории Азербайджана», вряд ли уже может умилять как проявление несмышлености или недоумия. Она куда более серьезна, чем, кажется на первый взгляд. Дело в том, что подобный подход к Нагорному Карабаху нетрудно заметить и у Араза Азимова, изложившего принципиальную позицию Азербайджана. В восьми пунктах его «основных положений» нигде нельзя встретить даже некогда предлагаемой Гейдаром Алиевым так называемой «широкой автономии». Нагорный Карабах по Азимову должен иметь «соответствующий статус». Что это означает нетрудно понять, если внимательно приглядеться к остальным пунктам араз-азимовского «меморандума». «Нагорный Карабах должен оставаться неотъемлемой частью Азербайджана» - не просто перепев нынешнего отношения официального Баку к наболевшему вопросу, это еще и руководство к действию. Такому, при котором, «если Армения изберет иной путь, то, в этом случае, кроме вражды и изоляции, она ничего не приобретет».
Подстрочный перевод последнего тезиса развил в своем многословном комментарии недавно появившийся на политической арене азербайджанский обозреватель Вугар Сеидов, проживающий в Венгрии. «Договариваться, так договариваться, - пишет Сеидов, - а воевать, так воевать». Он уверен, что «освободить свои территории военным путем Азербайджан в состоянии и сегодня без всяких мирных переговоров». Бравада подстать ильхамалиевской, но не только в этом дело. Вряд ли тот же Сеидов оставит благоустроенный будапештский быт в обмен на окопную грязь под Агдамом. Посылать на войну азербайджанских вахлаков в качестве пушечного мяса ради амбиций новоявленных нефтяных нуворишей и их политической обслуги – дело простое. Но никак не благородное. Война – она ведь шлюха, а хозяева ее – сутенеры. Но если войну навязывают, тогда и в самом деле – воевать, так воевать.
Но не будем о плохом. Давайте о хорошем.
Хорошее же проявилось на встрече с армянскими журналистами министра иностранных дел Армении Эдуарда Налбандяна. Глава армянского внешнеполитического ведомства выразил уверенность в том, что «мирный процесс продолжится» и стороны найдут решения. Преемственный оптимизм нового министра проявился и в остальных его высказываниях по данному поводу. Он подтвердил готовность армянской стороны продолжить переговоры «вокруг тех предложений, которые представила Минская группа ОБСЕ». Министр сослался на «некоторые принципы, которые предложили сопредседатели в Мадриде», на основе которых армянская сторона готова вести переговорный процесс. И вообще Эдуард Налбандян произнес замечательную фразу, которую не грех вписать в книгу афоризмов. Он сказал, что «в дипломатии нужно находить грани для решения вопросов, а не нападать друг на друга».
Фраза и в самом деле замечательная. Но для кого она сказана? Уж точно не для Араза Азимова, который в ответ даже не стал скрывать своего раздражения, иронично облачая его в дипломатическую форму. Пожурив армянского министра за попытку «защищать незащищаемое», затем, обвинив его в грехе «против истины», и, наконец, менторским тоном посоветовав ему не вступать «в противоречие с нормами международного гуманитарного права», азербайджанский замминистра по сути дела еще раз продемонстрировал непримиримую позицию официального Баку, ловко, как это там умеют делать, используя непреложные постулаты международного права с точностью до наоборот. То есть в свою пользу. Ловко и, следует уточнить, нагло.
Конечно же, следует отдать должное выдержанности армянского министра, заметившего, что мнение господина Азимова – всего лишь мнение, хотя и общепринятое в официальных кругах Азербайджана. Однако, «повторяя, хоть пять, хоть десять или двадцать раз, свои принципы, азербайджанская сторона не сможет включить их в переговорный документ».
Так-то оно так. Но как же быть с азербайджанской позицией, которую в Азербайджане преподносят как позицию чуть ли не мирового сообщества? И каково этому самому мировому сообществу, скажем, в лице сопредседательского триумвирата, которому и приписывают чужие грехи?
Вопрос, конечно, интересный. Тем более что сами сопредседатели в подобных ситуациях молчат. В недавно принятом Национальным Собранием Армении документе по поводу урегулирования конфликта отмечены «нескрываемые шаги Азербайджана по пресечению процесса мирного урегулирования конфликта, желающего за счет нефтяных финансовых потоков достичь военного превосходства и решения проблемы военным путем, а также шантаж Азербайджана в отношении Минской группы ОБСЕ, сопровождающийся переносом обсуждений по урегулированию проблемы в другие инстанции».
Что ж, сказав А, следует сказать и Б. Мало фиксировать азербайджанский шантаж и молчание международных структур. Надо к тому же адекватно реагировать на этот шантаж. Реагировать так, чтобы вывести из молчания всех этих международных посредников. Прежде всего – Минскую группу. Иными словами – надо говорить, надо писать, надо доказывать. Еще и еще раз. И еще много-много раз. Словом, надо умело защищать свою правоту в карабахском вопросе. И у себя, и за рубежом.
Тогда и беспокойства по поводу переноса обсуждений в иные инстанции станет заметно меньше.
Конечно, с демагогией бороться не легко. Особенно с демагогией азербайджанских официальных и полуофициальных лиц, этногенетически поднаторевших во лжи и коварных вывертах. Но ведь другого-то не дано. И не будет дано еще долго. И с этим обстоятельством надо считаться.
Что же касается «военного превосходства» и «решения проблемы военным путем», то и тут третьего не дано: надо усиливать собственную армию. Вне зависимости от состояния армии азербайджанской. Другая тема.
Эдуард АЙРАПЕТЯН
ДЕ-ФАКТО |