53-й европейский песенный конкурс в Белграде принес Армении почетное четвертое место. Сирушо с песней “Келе-келе” явно завоевала симпатии многомиллионной аудитории Евровидения. Динамичная, ритмичная мелодия, изрядно приправленная Востоком, темпераментное исполнение были оценены высоко не только зрителями, но и музыкальными критиками. Сирушо бесспорно заслуживает всяческих поздравлений, и у нас есть все основания быть довольными итогами — Армения оказалась впереди своих соседей по региону (Турция и Азербайджан заняли 7-8 места, Грузия — 11-е), не говоря уже о том, что она оставила далеко позади себя Великобританию. Впрочем, позади ее оставили все — британский певец по полученным баллам замыкает итоговую таблицу конкурса, в котором участвовали 25 исполнителей и групп.
Наше третье по счету участие в Евровидении явный прогресс — в предыдущие разы Андрэ и Айко занимали лишь восьмое место в этом шумном международном шоу, и это также расценивалось как большая удача. Сирушо сократила “дистанцию” вдвое, обратившись к зрителям с непонятным для них призывом — “келе”, и все обошлось. Более того, ее песня получила внушительное количество баллов даже от стран, где, казалось, голосовать за армян особо некому, да и резона нет. К примеру, от Чехии и Сан-Марино. Российские, грузинские, греческие и даже турецкие высокие оценки объяснить можно всегда. Плохо то, что в этих объяснениях больше политики, нежели музыки.
Но мы в любом случае должны быть довольны: если “брать” буквально, получается, Армению в мире любят больше, чем ее соседей по региону, чем многие-многие другие страны, не говоря уже про Великобританию, которую, похоже, не любят совсем.
Музыка на Евровидении звучит, конечно, но на втором плане. И хорошо, если это скрипка Страдивари в руках венгра Эдвина Мартона, поддавшая жару песне-балладе “Believe” в исполнении Димы Билана, победителя конкурса. Фигурное катание тоже искусство, достойное международного признания, если жар скрипки и темперамент выступавшей полунагишом российской поп-звезды разбавляет олимпийский чемпион на коньках Евгений Плющенко. Спорт, искусство во все времена связывает одно — политика. При этом умение петь отнюдь нелишне. И надо быть по меньшей мере обиженным британцем, чтобы назвать шоу под названием Евровидение цирком или балаганом. Это всего-то показ посредством песни, которая если даже не “помогает строить и жить”, то во всяком случае никому не мешает строить свою жизнь на свой вкус и лад. Австрия, к примеру, не появилась в Белграде на сей раз — и ничего. Хотя это тоже показ, демонстрация. Что они хотят этим сказать — будто Моцарт дороже скрипки Страдивари, “которая еще помнит на себе пальцы Паганини” (так рекламировали номер Билана)? Ну и ладно. Никто не спорит, а то пришли бы, составили компанию британцам. Зачем чуть что, так сразу “реквием”?
А ведь много лет назад Евровидение замышлялось для того, чтобы привнести в послевоенную Европу гармонию. Постепенно гармония, как и Европа, стала расширяться, и в итоге распространилась на новых членов ЕС, затем на разных ее соседей, хоть и не живущих по европейским меркам, но тем не менее поющих почти в унисон. Это после новички заглушили голоса создателей замечательного конкурса европесни, когда стали выступать блоками, пытаясь на языке цифр объяснить политику. Турция и Азербайджан — взаимно максимум баллов, настоящее братство. Азербайджан, впервые участвующий в конкурсе, видимо, не рассчитывал на многое, поэтому попытался взять PR-ом, закатив накануне финала грандиозный пир на 25 тысяч человек, то ли в исторической крепости Белграда, то ли в замке, и главное — в прямом эфире сербского телевидения. Говорить о достоинствах азербайджанского дуэта Elnur & Samir и их “роковой” песни “День изо дня” мы не станем. Непонятно. Но “день изо дня” или “день ото дня” характерное название, смахивает на официальную политику Баку... Привычную сплоченность продемонстрировали балканские страны, бывшие советские, кое-где проглянули контуры ГУАМ, где-то почудился аванс, а то и “карт-бланш”. Все это новые традиции старого песенного конкурса. Не случайно еще в прошлом году прозвучало предложение проводить два Евровидения — для “настоящей” Европы и новой, голосующей по расчету, по принципу соседства, не говоря уже о родстве. Ну как, к примеру, Молдове не поддержать Румынию, и наоборот? Или как Турции не продемонстрировать свою “добрую волю”, в очередной раз выставив высокий балл Армении (в прошлом году Айко получил 12 баллов, в этом году Сирушо удостоилась 10 баллов, “помешал”, естественно, азербайджанский дуэт).Результат ли это голосования армян, проживающих в этой стране, или “директива” — итог один: Турция поддержала Армению. Звучание как от политической акции, словно Анкара открыла границу или признала геноцид армян. Нет, просто решила вместо и того, и другого показать Европе свое “доброе” отношение к “конфликтному” соседу.
Россия в прошлом году пропустила вперед Айко белорусского Колдуна, в этом четко обозначила свой политический интерес к Южному Кавказу, подчеркнув стратегическое партнерство с Арменией и отдав второй высокий балл Азербайджану — почти паритет. По цифрам можно домысливать бесконечно. Скажем, предположить, что Грузия максимально высоко оценила Армению не потому, что наша диаспора там так активно “насела” на телефоны, а потому, чтобы не обидеть Ереван своими проазербайджанскими жестами. В конце концов, Евровидение — это не Генассамблея ООН, где Тбилиси голосует совсем не за “келе-келе”. И так “день изо дня”...
...Состязание диаспор кажется весьма условным, когда речь о новом Евровидении и новой Европе. Инициативу определения итогов конкурса, похоже, стали перехватывать правительства. Ведь на музыкальных “нотах” легче делать политику, тем более что на евросцене ноты не имеют большого значения. Но нужно быть поистине очень обиженным британцем, чтобы высокую оценку Билана, данную Украиной, так “пошло” прокомментировать в прямом эфире. “Украина просто хочет по-прежнему получать электричество и газ”, — сказал Тэрри Воган, который на протяжении почти 40 лет освещает Евровидение. (Напомним, второе место заняла украинская певица Ани Лорак, третье — гречанка Каломира.) Британский ведущий считает, что его соотечественника “фантастического певца” Энди Абрахама засудили, и от возмущения собирается бойкотировать следующий евроконкурс, который должен состояться в Москве. “Я не хочу быть свидетелем очередного фиаско”, — передают слова Вогана ведущие британские издания — Times, Guardian. Оскорблены не только представители британского шоу-бизнеса, но и политики. Так, представитель Палаты общин Ричард Янгер-Росс собирается внести на рассмотрение законодателей резолюцию, в которой требуется квалифицировать итоги голосования на Евровидении как шутку. Неправдоподобно, похоже на юмор, но об этом пишет серьезная британская пресса.
Интересно, что делаются прогнозы и на будущее Евровидение. Одна из южнокорейских газет (?!) почти уверена, что следующей после Москвы столицей евроконкурса станет Ереван. Мол, Россия так устроит. Обидно, конечно, за песню... Но это Евровидение ей-ей, точнее, “келе-келе”.
Отдел политики “НВ” |