В отечественном истеблишменте трудно найти личность более противоречивую. За глаза, а то и открыто одни называют его доморощенным Лебедем (намекая на сходство с экс-командующим 14-й российской армией), даже Пиночетом. Другие — типичным популистом, поднявшимся на волне становления украинской независимости. Третьи, наоборот, отзываются как о непримиримом, принципиальном, бескомпромиссном борце за правое дело, стоявшем у истоков современной украинской армии.
В прошлом один из известных народных депутатов Верховного Совета СССР и руководитель Союза офицеров Украины, бывший глава общества «Отчизна» и внештатный советник Леонида Кучмы, нынешний председатель Координационного совета по вопросам социальной и правовой защиты военнослужащих при Президенте Украины Вилен Мартиросян не ушел в тень, продолжает оставаться фигурой незаурядной и неоднозначной.
Руководил Комитетом социальной и правовой защиты военнослужащих при Кабинете Министров.
К девятой годовщине ГКЧП он подготовил книгу воспоминаний. По его словам, это будет «бомба» — столько в ней разоблачений о людях, которые еще недавно были при власти и которые остаются у ее кормила сейчас. Красной нитью в книге проходит мысль: военные, а не депутаты перепуганного Верховного Совета провозгласили и отстояли независимость Украины в 1991 году.
Многие годы Вилен Арутюнович подчеркивает неизменную преданность Леониду Кучме. Считает себя членом «его команды», хотя президентское окружение далеко не всегда питало и питает к Мартиросяну большую симпатию. Весьма приближенное к главе государства лицо, на личный прием к которому пробивается генерал, не принимает его больше трех месяцев. Мартиросян не унывает. Чиновники приходят и уходят, говорит он, а народные генералы остаются.
Эмоционален, запальчив. Но отходчив, зла на других не держит. Самолюбив. В суждениях прямолинеен и категоричен, что доброжелателей ему не прибавило. Больше всего на свете любит внука.
Вчера, 14 сентября, Мартиросян отметил 60 лет. Чем не информационный повод дать высказаться юбиляру со страниц нашего еженедельника и нарисовать собственный портрет?
Лебедь? Ястреб? Голубь? Какой из этих символов больше подходит нашему герою? Он считает — ни один. И говорит:
«Я — орел!»
О любви к Украине, истории и правде
— Как можно доказать, что я люблю Украину? Мне предлагали должность заместителя министра обороны Российской Федерации — я отказался. Приглашали министром обороны Армении — не остался. То, что я здесь оказался, живу и радуюсь, горжусь тем, что мои дочери украинки, говорит о том, что люблю Украину.
О 55-м Отдельном Краснознаменном полку связи, которым я командовал и который 9 лет назад вышел из подчинения министра обороны СССР, снято множество фильмов. В этом полку я ночевал, завтракал, обедал и ужинал вместе с солдатами. Это — мой полк. Его так и называли — «полк Мартиросяна». Народ назвал. Он был лучшим в Союзе. И там были мои портреты. А потом вместо них появились портреты Поровского и других нардепов. Получается, что они, а не я командовали полком. Это при живом-то Мартиросяне!
Не секрет, что армию, как бы ни было, создавали мы — Союз офицеров Украины, который я возглавлял. Мы стремились, чтобы новая украинская армия была нормальной, справедливой, лучше, чем та, где многие из нас до этого проходили службу. А сейчас выходит, что это делали совсем другие люди. Мне не за себя — за своего внука обидно. Если к его деду так относятся, то так же и к любому другому будут относиться. И в итоге получим такую историю Украины, которой реально не было. Разве мы для этого боролись за независимую державу?
Порядок и справедливость в стране восторжествуют тогда, когда научимся говорить друг другу правду. И призывать: «Делай, как я!» Личным примером вести вперед. А не врать, не разбрасываться обещаниями — от депутатов поселкового Совета и до Верховной Рады. Когда слово дают, дескать, голосуйте за меня, выберете — не пожалеете. А в результате все происходит наоборот.
Кто может реально изменить ситуацию? Только вы, журналисты! Кто правду несет людям, как не вы?! Я не потому так говорю, что хочу призвать вас писать, какой хороший Мартиросян. Нет! Какой есть, так и пишите. Хвастаюсь? Пишите, что хвастаюсь, критикуйте. Тот, кто меня критикует, правильно делает. Но все равно поступайте так, чтобы потом краснеть не пришлось. Каждый ведь журналист себя спрашивает, правильно он сделал или нет.
Можно ненавидеть Мартиросяна, но перечеркнуть сделанное им нельзя. Я всегда говорю правду, и о том, что Украина станет независимой, первым тоже я сказал. Когда принимали Декларацию о суверенитете, Мартиросян выступил, и тогда, кто помнит, генерал Толубко, другие ополчились против меня. Тогда сорвалась сессия. Но это было! Есть документы, подтверждающие это. Сейчас же получается, что те, кто ненавидел независимость Украины, на высоте, а те, кто боролся за нее, — никто.
Я — первый генерал в Украине: как был генерал-майором, так и остаюсь им по сегодняшний день. Стоит мне только подхалимством заняться, какое-нибудь влиятельное, хоть и трусливое должностное лицо подхвалить — тут же получу новое звание. Но я не делаю этого. Хочу, чтобы детям не было стыдно за отца.
Никаких наград нет у меня. Всем дают, за то, за се, а у меня — ничего. Турецкому министру обороны вручают именное оружие — за вклад в строительство вооруженных сил. А такому заслуженному человеку, как я — ноль. Но я горжусь, что ничего не имею. Именно тем и горжусь!
Многие спрашивают, не боюсь ли я, что меня убьют. Отвечаю: меня с 1989 года убивают. Каждый день жизни для любого сохранившего честное имя публичного политика — это риск. Мой кабинет всегда открыт. Найдите сегодня должностное лицо, сделавшее для Украины столько, сколько я, — в каком здании и помещении он находится?! Но я не возмущаюсь, почему мне не дают хороший кабинет, и не рвусь получить его. Ко мне тысячи людей обращаются, пишут письма, спасибо говорят. Это главное, а совсем не кабинет.
О друзьях и народе
— Я счел необходимым написать воспоминания, мемуары, изложив в них все, как оно происходило на самом деле.
Такая книга скоро увидит свет. Называться она будет «Народный генерал». В ней 466 страниц и много фотографий, документов. Там описаны события, очевидцем которых я был лично. Не хочу на себя много брать, но как не сказать о том, что в свое время мне пришлось быть посредником между Горбачевым и Ельциным? А ведь это же было! Горбачев мне говорит: «Скажи своему другу то-то и то-то...» И Ельцин говорит: «Ты скажи своему другу, что такого-то надо снять...» Горбачев опять же через меня отвечает: «Всех сниму, только этого не буду трогать...» Было? Было.
И о Леониде Кравчуке пишу, о министрах обороны, премьер-министрах — меня с этими людьми многое связывало. Хотя то, что они прочитают, вряд ли им очень понравится.
(На вопрос обозревателя «2000», в каком издательстве планируется выпуск «Народного генерала», Вилен Арутюнович говорить наотрез отказался — опасается, что типографию закроют. Потом уточнил: книга выйдет в Украине, но не в Киеве. Тираж — 15 тысяч экземпляров. По другим данным — 50 тыс.).
Я не согласен с теми, кто утверждает, что украинский народ невозможно разбудить. Мол, менталитет такой. Нет, я, Мартиросян, разбудил его в 1989 году. И видел, на что он способен. Видел на съездах Народного Руха Украины. Это уже потом, когда наши демократы начали выяснять, кто больше гетман, вынужденно отошел от них. Но это тоже было.
...Не могу не сказать и о том, в каком трудном положении оказались наши военнослужащие, матери, чьи дети погибли в мирное время, военное время, как тяжело приходится участникам Великой Отечественной. Помочь наш Координационный совет, конечно, может не всем, но стремиться к этому должен. Хотя нельзя умолчать о некоторых фактах. Начали уже нижних чинов налоговой милиции арестовывать. Приходят ко мне, генералу Мартиросяну, родители этих сотрудников и просят помочь — как же не включиться и не проверить сигналы? Когда идет выяснение отношений между силовыми структурами — как не вмешаться? Защищать — это и значит: вмешиваться везде и всюду. Поэтому будем брать под защиту и налоговых милиционеров, и генералов милиции, и наших военных генералов, и солдат — всех!
...Что нас всех ожидает? Какой будет осень — горячей, холодной? В политическом плане я не уверен, что она будет хорошей.
О Кучме, Деркаче и... пригласительном
— Есть люди, которые пытаются любыми средствами принизить авторитет Президента Украины. Почему это происходит, зачем, кому выгодно? Помните, с чего в России начиналось? Постоянно твердили, что Ельцин болен, что его дни сочтены. А президенты же живые люди.
Задача организации, которую я возглавляю, — сделать все, дабы оградить нашего Верховного Главнокомандующего от всего этого.
Я благодарен Президенту за то, что он создал наш Координационный совет, хотя некоторые хотят принизить его роль, называют «бумажным». Это не так. Мне Президент дал право защищать людей. В областях есть наши представители, люди работают, на местах вопросы решают. В 13 областях члены Координационного совета — первые заместители глав госадминистраций, и они действуют активно. Для того, чтобы разрешить какую-то проблему, теперь не нужно непременно ехать в Киев. Так почему об этом не говорить?
Сегодня многие забывают, что Леонида Кучму выбрал народ. Народ, а не отдельные лица. Поэтому надо разобраться в окружении Президента.
Всю жизнь я боролся против протекционизма. Думаете, сейчас его нет? Может быть, он проявляется даже больше, чем раньше. К сожалению. Но кто-то же должен с ним бороться, кто-то же должен поддержать Президента. А как только тронешь кого-нибудь из власть предержащих, на нас сразу начинается налет.
Вот есть указ Президента о социальной и правовой защите военнослужащих. Мы его неукоснительно выполняем, ни на шаг не отступаем в сторону. Но меня пытаются поссорить с нынешним министром обороны. Не скрою: все его предшественники были сняты с помощью Мартиросяна. Они зарывались, а я как глава комитета не мог мириться с этим. Сейчас видят, что у нас с генералом армии Украины Александром Кузьмуком нормальные отношения, что столько времени я против него не выступаю, и «стукачи» рассказывают, будто бы министр обороны «телегу» на меня написал Президенту. А когда начинаешь разбираться, оказывается, что это генералы, систематически пьющие, которых, наверное, министр ставит на место, пытаются таким образом обострить обстановку. Координационный совет, к вашему сведению, создан для того, чтобы улучшать взаимоотношения и помогать министрам, а не мешать им.
— Однако из руководителей силовых структур больше всего я уважаю председателя Службы безопасности генерала армии Украины Леонида Деркача. Наверное, вы удивитесь: ведь я всегда боролся против КГБ. Вся моя биография свидетельствует об этом. Но сегодня единственная структура, на которую можно положиться, — СБУ во главе с Леонидом Васильевичем. Представители Службы безопасности во всех областях помогают нам решать вопросы социальной и правовой защиты. Почему об этом надо молчать?
Не беру грех на душу: о милиции так сказать не могу. Из-за того, что у нас не заладились личные отношения с Юрием Федоровичем Кравченко. Думаю, разберемся и в интересах государства устраним недоразумения. Я со своей стороны все для этого постараюсь сделать.
Когда я был председателем комитета при Кабинете Министров, выполнялось 50—55 процентов моих просьб. Сегодня — 70. Мы уже столько хорошего, полезного сделали для людей, и они поняли, что мы хотим добра. Это приятно. Неприятно другое.
Перед торжественным заседанием по случаю Дня Независимости во Дворце «Украина» мне сказали: «Товарищ Мартиросян, если мы найдем вам пригласительный, то только на балкон...» Понимаете, что происходит: мне предлагают балкон, и то — если они найдут билет! А других, чьи заслуги гораздо скромнее, приглашают в партер... Правильно, наверное, говорят, что революцию делают фанатики, а пользуются проходимцы...
Вот такой он, Вилен Арутюнович, собственной персоной. Ни прибавить, ни отнять. Каждая эпоха рождает своих героев. И если нашей истории суждено было явить миру такого народного генерала — значит, так тому и быть.
(Диктофонная запись откровений юбиляра — в редакции).
«Стоял у микрофона?
Александр КУЗЬМУК, экс министр обороны Украины:
— В одном газетном интервью Мартиросян бросил мне незаслуженный упрек: чем, мол, занимался нынешний министр обороны, когда он, Вилен Арутюнович, был народным депутатом СССР? Так вот, в то время, когда он стоял у микрофона, я крепил боевую готовность в отдельно взятой дивизии. А на него смотрела вся страна и, мягко говоря, недоумевала...
Иван БИЛАС, председатель парламентского Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности:
— Вилен Арутюнович Мартиросян относится к тем людям, которые конкретными делами, а не словами помогают утверждению Украины как независимого самостоятельного государства. Благодаря ему в Украине удалось предотвратить военный переворот во времена ГКЧП. Именно он взял на себя ответственность как командир одного из крупных полков, подтвердив серьезность его потенциала для защиты наших национальных интересов. Вилен Арутюнович стоял у истоков создания и функционирования Союза офицеров Украины. Не его вина в том, что впоследствии деятельность СОУ, к сожалению, превратилась в борьбу за собственные амбиции некоторых людей.
Владимир САДОВЫЙ, генеральный есаул, заместитель Главного атамана Украинского казачества:
— Если бы Союзом офицеров Украины по сегодняшний день продолжал руководить генерал Мартиросян, эта организация заняла бы достойное место в строительстве наших Вооруженных сил. Хочется от души пожелать ему долголетия, здоровья и претворения в жизнь всех намеченных планов.
Александр ИЛЬЧЕНКО
15/08/2000
2000.net.ua |