Analitika.at.ua. Планомерное физическое уничтожение коренного армянского населения в 1915-1923 гг. в Османской империи открыло варварскую страницу в новейшей истории человечества, став первым прецедентом тотальной резни одной этнической группы, депортации народа по национальному и религиозному признаку. Следствием организованного турецким правительством преступления против человечества - геноцида в Западной Армении (охватывающей турецкие вилайеты (губернии) Ван, Битлис, Харпут, Ерзрум, Сивас, Диарбекир) и Киликии - было убито 2 млн. армян, а 600 тыс. выживших нашли убежище во многих странах мира.
В международно-правовой практике понятие «преступление против человечества» впервые было использовано при обвинении турецких властей и именно в период совершения преступления. Россия, Франция и Англия 24 мая 1915 г. опубликовали совместную ноту, где в частности отмечалось: «Во второй половине апреля резня армян имела место в Эрзеруме, Дергане, Эгине, Битлисе, Муше, Сасуне, Зейтуне и во всей Киликии; поголовно вырезаны жители сотен деревень в окрестностях Вана. Ввиду этих новых преступлений, совершаемых Турцией против человечества и цивилизации, союзные правительства России, Франции и Англии сим публично объявляют Порте, что они возлагают личную ответственность за эти преступления на всех членов турецкого правительства, а также на тех его местных представителей, которые окажутся причастными к подобной резне». [1]
Действия Османской империи противоречили действующим положениям IV Гаагской конвенции, а также ее дополнительному Регламенту о сухопутной войне от 18 октября 1907 г. Статьи данной конвенции запрещали определенные методы ведения войны, а именно: нападение на незащищенные города, разрушение, уничтожение и конфискацию имущества нестратегического значения, разграбление городов, вероломные нападения, не бережное отношение к культурным ценностям, нападение на религиозные, культурные, научные объекты. [2]
Квалификация организованных турецким правительством массовых убийств армянского населения и депортаций как преступления против человечества тремя великими державами отражает международно-правовую оценку факта уничтожения этнической группы как таковой.
Согласно подписанному 30 октября 1918 г. Мудросскому перемирью, Турция вышла из Первой мировой войны. Правящее младотурецкое правительство вследствие военных неудач было свергнуто, а многие государственные деятели скрылись. В Стамбуле было организовано новое правительство, и, согласно его решению, младотурецкие политические деятели и члены партии «Единение и прогресс» были привлечении к судебной ответственности. Специальным указом султана Мехмеда VI Вахедеддина (1918-1922 гг.) от 8 марта 1919 г. дела младотурецких партийных главарей и министров были переданы на рассмотрение Стамбульского чрезвычайного военного трибунала. В ходе судебных процессов (1919-1920 гг.) на основании документальных материалов (шифрованные телеграммы, инструкции, протоколы допросов обвиняемых, свидетельства очевидцев) были доказаны преступные деяния младотурецкого правительства.
Стамбульский трибунал предъявил младотурецкому правительству обвинения за вовлечение Турции в войну, организацию депортации армянского населения, резни армян, конфискации их имущества и грабежей. В соответствии с §1 статьи 45 действующего Уголовного кодекса Османской Турции суд вынес заочные смертные приговоры Саиду Халиму (великий визирь), Талаату (министр внутренних дел), Энверу (военный министр), Джемалю (морской министр), доктору Назиму (министр образования). Согласно §2 статьи 45 и последнему пункту статьи 55, Джевад-бей (министр финансов), Мустафа Шериф (министр торговли и земледелия) отправлены в ссылку. [3]
Обвинительные заключения Стамбульского трибунала за совершенные преступления против своих подданных – армянского народа с правовой точки зрения являются неоспоримым юридическим фактом, доказывающим организацию преступления против человечества. Вина обвиняемых была доказана на основании внутреннего уголовного права Османской Турции и в соответствии с действующими международными правовыми принципами. В силу чего вопрос преступления против армянского народа был отражен в международной правовой системе и был закреплен в Севрском мирном договоре, подписанном 10 августа 1920 г. между странами Антанты и Турцией.
Как известно, Севрский мирный договор не был ратифицирован. Однако факт нератификации Севрского договора не дает оснований пренебрегать им как источником права, поскольку его положения опирались на действующую международно-правовую основу. Положения договора однозначно демонстрируют реакцию международного сообщества на преступление - убийство целого народа, выработанную концепцию привлечения к ответственности виновных, а также методику ликвидации совершенного преступления.
Рассмотрение проблемы физического уничтожения армянского народа в системе международного права без учета Севрского договора представляется невозможным. Его статьи, а именно 142, 144, 226, 228, 230, отчетливо показывают отношение международного сообщества к «убийству нации», «грабежу народа», «насильственной депортации», «религиозным преследованиям». Положения статей Севрского мирного договора демонстрируют международно-правую оценку действиям, совершенным турецким государством в период Первой мировой войны, и таким образом инкриминируют ряд преступлений террористическому режиму. В статьях договора прописаны механизмы привлечения к ответственности виновных в организации физического уничтожения армянского народа, равно как и их выдача. Документ аннулировал незаконные конфискации и предусматривал восстановление прав на частную собственность, а также возмещение стоимости разграбленного в период погромов и депортаций имущества. Тем самым деятельность турецкого правительства была признана преступной и противоречащей нормам действующего международного права.
Одним из важных аспектов, зафиксированных в договоре, является идея создания - впервые в истории международных отношений - специального международного уголовного трибунала для осуждения преступлений против человечества, а также принуждение Турции подчиняться решениям этого трибунала. Заметим, что официальными турецкими представителями договор был подписан.
Факт нератификации и не вступления в силу Севрского мирного договора бесспорно связан с произошедшей в Турции Кемалистской революцией. Новая кемалистская власть отказалась от выполнения условий Севрского договора, более того - объявила амнистию осужденным, виновным в организации уничтожения армянского народа. В подписанном новом Лозаннском мирном договоре с Турцией (1923 г.) все положения Севрского договора, касающиеся Армении и преступлений против человечества, были аннулированы. Кемалистская Турция взяла политический курс младотурков в отношении других народов, в частности христиан.
Попустительское отношение союзных государств к вопросу ответственности виновных за уничтожение конкретной этнической группы сыграли роковую роль. Оставленное без наказания преступление против армянского народа при безусловном наличии состава преступления, доказанного как с точки зрения оттоманского внутреннего уголовного права, так и международно-правовых норм, фактически и юридически стало прецедентом для совершения аналогичных преступлений.
В период уничтожения армян турецкими властями, а также после этого мировое сообщество в лице государств, международных организаций, авторитетных юристов неоднократно обращалось к вопросу ответственности за уничтожение целого народа. Сохранившиеся в архивах США, Франции, Великобритании, России, Германии, Ватикана, Греции, Сербии, Украины и многих других стран документы содержат практически одни и те же факты, свидетельствующие об этих преступлениях. Описания событий 1915-1923 гг. в Турции, свидетельства очевидцев, официальные ноты государств, телеграфные сообщения, корреспонденции с мест преступления нашли широкий резонанс на страницах мировой прессы.
Вместе с тем совершено безосновательными представляются мнения и высказывания о невозможности квалифицировать уничтожение армянского народа как геноцид, поскольку в период совершения преступления (1915-1923 гг.) термина «геноцид» не существовало. Необходимо отметить, что без предпосылок термины не появляются. Как известно, термин «геноцид» был предложен польским юристом, доктором Р. Лемке, и совершенно очевидно, что юрист не изобрел нового вида преступления, а подобрал наиболее точный термин для обозначения существовавшего уже понятия о преступном нарушении норм международного права, направленном на уничтожение целых национальных групп людей. На Пятой конференции по унификации международного уголовного права, состоявшейся в Мадриде 14-20 октября 1933 г., доктор Лемке внес предложение об объявлении действий, направленных на уничтожение или разрушение расовых, религиозных или социальных групп, варварским преступлением согласно международному праву - delicta juris gentium. В действительности, единственным широкомасштабным преступлением, на основании которого Р. Лемке в 1933 г. мог выстраивать свою позицию, являлось физическое уничтожения армянского народа.
Преступления фашистской Германией, совершенные во время Второй мировой войны в отношении еврейского и славянских народов, характеризировались так же, как и преступления младотурков в Турции по отношению к армянскому населению. Тем не менее, термин «геноцид» вошел в международно-правовой лексикон только после принятия 11 декабря 1946 г. Генеральной Ассамблеей ООН резолюции 96 (1) «О предупреждении геноцида и наказании за него». [4]
На третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1948 г. была принята Конвенция «О предупреждении геноцида и наказании за него». Положение статьи II полностью соответствуют составу преступления, которое инкриминируется турецкому правительству: «В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: а) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую». [5]
Таким образом, преступление по уничтожению целого народа, религиозной и расовой группы в конечном итоге получило свое название – геноцид. Однако данный аспект ни в коем случае - ни с исторической, ни с юридической точки зрения - не дает права утверждать, что была выявлена новая форма преступления, ранее не известная, возникшая после Второй мировой войны. Действия, рассматриваемые как геноцид, в Конвенции «О предупреждении геноцида и наказании за него» называются преступлением против человечества уже тогда, когда совершался геноцид армян. Терминологически это преступление определялось как «истребление», «уничтожение целого народа», «резня христиан», «избиение армян», «убийство нации», полностью совпадающее с унифицированным термином «геноцид», и именно так на протяжении многих лет, до принятия Конвенции, квалифицировались действия Турецкого государства в отношении армянского народа. В специальном исследовании ООН по вопросу терминологии слова «геноцид» отмечается, что оно «появилось сравнительно недавно как неологизм, обозначающий старое преступление».
Постепенное развитие культуры международного права стимулировало принятие Генеральной Ассамблей ООН 26 ноября 1968 г. еще одного фундаментального документа в вопросе геноцида – Конвенции «О неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества». Таким образом, мировое сообщество подтвердило, что геноцид не может иметь срока давности. Поэтому абсурдно говорить о придании Конвенции 1948 г. обратной силы применительно к актам геноцида, совершенным до 1951 г., последствия которых до сих пор не ликвидированы. Принцип закона обратной силы безусловен в национальном уголовном праве, однако данный принцип никоим образом не влияет на реализацию государством, совершившим геноцид до вступления в силу Конвенции о геноциде, юридической и политической ответственности.
Обратимся к вопросу ретроспективного создания международного трибунала. В истории международных отношений было создано три международных трибунала для расследования преступлений против человечества: Нюрнбергский трибунал и два международных трибунала - по бывшей Югославии и Руанде. Данные трибуналы были созданы post factum, то есть уже после событий, для расследования актов геноцида, имевших место в конкретной стране и в конкретном временном отрезке. Заметим, что Кемалистская Турция, пытающаяся отречься от правопреемства Османской Турции, по всем международным критериям несет ответственность за произошедшие на ее территории преступления, в ходе которых было уничтожено коренное население - армянский народ.
В промежутке между принятием двух фундаментальных Конвенций ООН (1948 г. и 1968 г.), относящихся к преступлениям против человечества, в Турции, на глазах всего мирового сообщества, были совершены новые антихристианские погромы. 6-7 сентября 1955 г. в Стамбуле произошли греческие погромы, которые затем переросли в армянские. Турецкие преступники в течение двух дней разгромили 80 церквей, разграбили 4500 магазинов, 2500 квартир и домов, 40 школ, из которых 32 принадлежали грекам, 8 армянам. В эти кошмарные дни христианское население Стамбула пережило очередные моральные, физические и экономические потрясения. Поразительно, но мировое сообщество просто проигнорировало то, что более 2000 женщин и девушек были изнасилованы, а число убитых и без вести пропавших до настоящего времени не известно. [6]
Фактически в турецком обществе существует дух ненависти по отношению к армянам и грекам, и то, что международным судом не были своевременно осуждены организаторы геноцида и само государство, стало причиной новых преступлений в Турции. Многочисленные греческие и армянские семьи, разоренные и разграбленные во время погромов 1955 г., были вынуждены покинуть Турцию.
В 1974 г. во время турецкой военной агрессии на Кипре вспыхнули новые антигреческие волнения, сопровождающиеся депортациями греческого и армянского населения с северной части острова. Парадоксально, но новые преступления вновь остались безнаказанными.
Современная государственная политика Турции в отношении курдов наглядно демонстрирует официальную турецкую позицию по отношению ко всему нетурецкому населению. Это доктрина подавления национального самосознания и культуры. Заметим, что, начиная со второй половины 20-х годов XX в., массовые избиения и депортации курдов из их родных мест превратились в обычное дело. Только в течение последних 30 лет турецкими карательными силами были уничтожены десятки тысяч курдов, а тысячи деревень опустошены и разорены.
Современное законодательство Турции четко отражает суть проблемы. Показательной является статья 42 Конституции Турции, которая гласит: «Никакой язык, кроме турецкого, не должен преподаваться в качестве родного языка турецким гражданам в любых образовательных учебных учреждениях» [7] Уголовный кодекс Турции уникален с точки зрения свободы слова и прав человека, он не имеет аналогов в мире. Согласно статье 159 УК, лицо, публично высказавшее оскорбление турецкой нации, республике, парламенту, правительству, может лишиться свободы сроком до 6 лет. Помимо этого существует целый ряд статей, ограничивающих свободомыслие. Парламентская Ассамблея Совета Европы призвала Турцию «ускорить внесение изменений в статью 312 Уголовного кодекса и пересмотреть статью 8 Закона о борьбе с терроризмом, которые в своей нынешней формулировке потакают государственному произволу по отношению к лицам, совершившим «преступление мысли», в частности, к журналистам и политикам, что по нынешнему закону может быть истолковано как подстрекательство к сепаратизму, и избегать дальнейших нарушений Европейской конвенции о правах человека». [8]
Обратим также внимание, что в УК Турции отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за международные преступления - геноцид и военные преступления. Таким образом, подписав Конвенцию «О предупреждении геноцида и наказании за него», Турция не ввела данную норму в собственный УК.
Давид Давтян
Эксперт-аналитик
Информационно-аналитический центр ANALITIKA.at.ua
1. Геноцид армян в Османской империи. Сборник документов и материалов // Под ред. М.Г. Нерсисяна. Изд. 2. - Ереван, 1983, - С. 601-602.
2. Оганян П.К. Геноцид армянского народа и защита прав человека. - Ереван, 2004. - С. 19-20.
3. Геноцид армян по документам судебного процесса младотурков. – Ереван, 1989. - С. 197-199.
4. Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей ООН // www.un.org
5. Там же.
6. Демоян Г. Республика депортаций и погромов // www.genocide.ru
7. Конституция Турецкой Республики // Конституции государств Европы. Т.3. - М., 2001. - С. 222-286. 8. Кочои С.М. Уголовный кодекс Турции как инструмент борьбы против демократии // www.rpi.msal.ru |