Путь в солдаты
Родился Константин Бениаминович в 1922 году в Армении в семье железнодорожника. В 1930 году с родителями переехал в Москву, где в июне 1941 года окончил 10 классов. Повестка из военкомата стала как бы приложением к аттестату зрелости. В августе 1941-го он становится курсантом Чебоксарского авиационного училища, но быть лётчиком ему не довелось. Группа физически подготовленных курсантов, в числе которых был и он, стала настойчиво проситься на фронт. Они наивно полагали, что война быстро кончится, и им не доведется принять участие в боевых действиях.
– Как раз в то время на Волге, в г. Чебоксары, формировалась дивизия из волжан и сибиряков для защиты Москвы, – вспоминает генерал-майор. – Нас, 114 курсантов, зачислили в состав 324-й стрелковой дивизии. После битвы за Москву мы должны были вернуться в училище, но нас осталось всего семь человек. В их числе были В.В. Саввин, ставший впоследствии капитаном сборной команды ЦСКА по волейболу, чемпионом мира, известный актер и кинорежиссер В.П. Басов и другие.
О своих друзьях и соратниках Константин Бениаминович рассказывает в книге «Верность»: «Из тысячи двухсот дней и ночей, проведенных мною на передовой, я описал эпизоды не более ста боёв. Пусть простят меня те однополчане, чьи имена не вошли в эту книгу, да и те, о которых упоминается. Ведь полностью не описана и малая доля того, что они сделали для Родины в тяжелые годы войны». Сам же автор книги вступил в бой наводчиком противотанкового орудия и в сражении за Москву лично уничтожил немецкий танк, бронетранспортер. Войну ветеран закончил командиром батареи в Прибалтике.
Война, как война
В книгах воспоминаний, написанных К.Б. Багратьяном, – фамилии сотен бойцов и командиров, с которыми ему довелось вместе защищать Родину. О себе ветеран рассказывает довольно сдержанно, хотя и воевал в составе 1-го Украинского, 1-го и 2-го Белорусских, Западного и 1-го Прибалтийского фронтов, освобождая Украину, Польшу, Восточную Пруссию, Прибалтику. Он был участником одной из крупнейших операций во Второй мировой войне под названием «Багратион», в результате которой была освобождена Белоруссия. Немцы, убедившись в бесплодности фронтовых сражений и чувствуя угрозу окружения, решили отвести свои войска, но было уже поздно. 27 июня 1944 года в окружение попали немецкие войска 35-го армейского и 41-го танкового корпусов. Ликвидацию этих формирований советское командование возложило на 48-ю армию, в которой проходил службу Константин Багратьян.
– Помню, – рассказывает фронтовик, – как вел себя во время капитуляции командир немецкой дивизии, ставленник Гитлера генерал-лейтенант фон Раппаррд. После вручения им строевой записки и акта в трёх экземплярах в порядке субординации сдавались в плен командиры полков, батальонов и так далее.
– Константин Бениаминович, вы гордитесь участием в операции «Багратион». Скажите, ваша фамилия не связана случайно с П.И. Багратионом – полководцем Отечественной войны 1812 года?
– Нет, Петр Иванович – грузин, а я – сын армянского народа, – ответил ветеран. – Но, несмотря на это, и он, и я воевали за свободу России.
За службу Отечеству К. Багратьян награждён орденом Богдана Хмельницкого, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Дружбы народов и 26-ю медалями, в числе которых «За оборону Москвы» и «За взятие Кенигсберга». В год 60-летия разгрома немецких войск под Москвой фронтовик получил поздравление от мэра г. Москвы Ю.М. Лужкова: «Уважаемый Константин Бениаминович! Сердечно поздравляю Вас с годовщиной разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии...». После войны фронтовик остался в Вооруженных Силах, в 1960 году окончил Ракетно-артиллерийскую командную академию и в 1975 году уволился в запас с должности начальника ракетных войск и артиллерии дивизии.
К.Б. Багратьян страстно увлечен литературой, особенно поэзией. Его любимые авторы – А. Пушкин, М. Лермонтов, Т. Шевченко, В. Маяковский, А. Блок, С. Есенин, Е. Евтушенко, Р. Гамзатов и другие. Без художественных чтений с участием Константина Бениаминовича не обходится ни один творческий вечер ветеранов войны, ни одна встреча на уроках мужества в киевских школах. Он – член литературной секции писателей-фронтовиков Киевской городской организации ветеранов и активный деятель армянской общины в Киеве.
Чернобыль
Не мог фронтовик после более чем 40-летней воинской службы просто так уйти на пенсию и заниматься «ничегонеделанием». Устроился военный пенсионер на работу в Гражданской обороне (ГО) Киевской области начальником штаба инженерно-строительной службы. На ликвидацию аварии люди этой организации пошли, как на войну. Накануне черной субботы, 25 апреля 1986 года, руководители ГО находились на штабных учениях на загородном командном пункте на юге Киевской области. По замыслу учений, в ночь на 26 апреля «противник» нанес ядерный удар по гидротехническим сооружениям водохранилища Киевской ГЭС. «Удар» по Чернобыльской АЭС был «нанесен» ранее. Начальники служб готовились утром к повторному докладу, но руководители учений задерживались. Наконец появился заместитель председателя облисполкома Н.С. Степаненко и объявил: «Товарищи, ночью на четвертом энергоблоке Чернобыльской станции произошла авария...».
– В эти дни, кажется, 4-го мая, я находился в 30-километровой зоне, – вспоминает К. Багратьян. – События невольно напомнили мне годы войны... Под Вязьмой, когда мы, несколько человек, после госпиталя возвращались снова на фронт, навстречу нам шли беженцы с детьми и кое-какой утварью. Нам стыдно было смотреть им в лица, особенно когда одна из женщин со спящим ребенком на руках с укором посмотрела на нас и коротко бросила: «Эх, вы...». На дороге из Чернобыля стояла колонна автобусов с эвакуируемыми жителями. Меня охватило волнение. Показалось, что снова стою на фронтовой дороге и слышу те же слова, что и на войне, под Вязьмой: «Эх, вы...». Как
и в начале минувшей войны, когда отдельные бездарные командиры не берегли своих бойцов, так и здесь некоторые начальники посылали людей на заведомо пагубные работы безо всяких средств защиты. И строители, повинуясь человеческому и профессиональному долгу, шли на опасную работу, сознавая, что их труд крайне необходим для спасения миллионов жизней. Только возведение в зоне трех железобетонных заводов в рекордно короткие сроки уже является подвигом. Без этих заводов невозможно было соорудить саркофаг...
Константин Вениаминович гордится тем, что родился в краю гордого народа, где с материнским молоком впитывается любовь к свободе. Пол-Европы прошел он в тяжких боях и походах со своими побратимами, освобождая другие народы от жестокого порабощения.
– Здесь, в Украине, я обрел свою вторую Родину, – с гордостью сказал К.Б. Багратьян. – Верю в её светлое будущее, в силу и разум её народа.
АРМЯНСКИЙ ВЕСТНИК