Мы беседуем с директором нетрадиционной армянской школы, заслуженным учителем АРК,
заместителем председателя КАО по вопросам образования
Тамарой Азатовной Салистой-Григорян
Тамара Азатовна, прошло пять лет со дня основания НАШ - Нетрадиционной армянской школы? Какое основное достижение этих пяти лет?
- Главное - что в Крымском армянском обществе создана самостоятельная образовательная структура – Нетрадиционная армянская школа, объединившая в ноябре 2002 г. в рамках проекта «Майрени лезу» воскресные и общеобразовательные школы Крыма, где дети могут изучать армянский язык, историю и культуру. С 1999 г., впервые в Автономной республике Крым и в целом в Украине, мы стали создавать группы (классы) изучения армянского языка в государственной образовательной системе. Наши учителя были тарифицированы как специалисты армянского языка и истории в семи школах автономии (Симферополь, Евпатория, Старый Крым). Пропускным билетом в государственную (бюджетную) образовательную систему для нас стали две авторские учебные программы по армянскому языку и истории армянского народа, утвержденные Министерством образования и науки АРК. При этом сохранены воскресные армянские школы в Симферополе, Севастополе, Ялте, а за последнее время созданы и в Белогорске, Джанкое. Более чем десятилетний опыт и накопленный потенциал воскресных школ мы продуктивно использовали. Все это позволяет каждому желающему ребенку изучать армянский язык и культурнее наследие армянского народа в большинстве мест полуострова. Так, в январе этого года члены Комитета армянской молодежи Крыма сформировали группу изучения армянского языка (сегодня в ней 31 учащийся, преимущественно студенты). Мы смогли обеспечить их квалифицированными педагогами по языку, истории, культурному наследию армян, необходимыми пособиями и наглядностью, участием в экскурсионной программе. Мы готовы поддержать любое начинание в любом уголке Крыма, направленное на развитие образования на армянском языке.
В последнее время по всей Украине, и в Крыму в частности, очень много говорят о защите семьи. Это мировая тенденция. Как Вы считаете, какую роль играет НАШ в этом вопросе?
- НАШа школа, как мы ее называем, во многом отличается от традиционных образовательных учреждений (поэтому и нетрадиционная), в частности, в той роли, которую мы отводим семьям наших учеников. Сохранение или возрождение родного языка в иноязычной языковой среде делает семью непременным участником процесса обучения. Мы всячески поощряем присутствие родителей, бабушек и дедушек в школе, в том числе на уроке, где они имеют полное право включиться в процесс обучения их детей армянскому языку, истории, делится своими познаниями в области культуры и армянских традиций. Их участием мы очень дорожим. С другой стороны, что особенно важно, дети несут полученные знания в семью, являясь гарантом сохранения языка в своем доме. Ни один праздник, ни одна экскурсия, ни один конкурс не проходит без активнейшего участия родных, как в их подготовке, так и в проведении. В результате, дружат семьями, а НАШа школа, как мы ее называем, мне напоминает большую армянскую родню. Неслучайно, один из самых любимых праздников наших детей – День Материнства и Красоты, когда мамам и бабушкам посвящают все лучшее, чему научились. Особая роль - у Попечительского совета НАШ - Совета отцов, которые поддерживают школу во всех наших начинаниях, так же, как А.Р. Товмасян, Почетный консул Армении в Украине.
Какую роль играет НАШ в развитии творческих способностей детей?
- Бесталанных детей нет, а среди армян нем более – таков один из принципов НАШей школы. Главное - создать возможности для проявления юной одаренности, для формирования и утверждения своего национального менталитета, оставаясь гражданином Украины.
Участие в литературно-языковых республиканских конкурсах и фестивалях ежегодно выявляют среди победителей учеников НАШ, которые достойно представляют армянскую культуру и родной язык. О чем свидетельствуют их грамоты и награды. Так, во Всеукраинском конкурсе «Армения-Украина», в котором участвовало более двухсот учащихся страны, трое наших детей стали лауреатами, а творческая работа Асмик Смбатян заслужила второе место в одной из номинаций.
Мы многое делаем для развития музыкальных способностей детей. Ученики УВК «ОКЛ» шестой год совершенствуют свои певческие навыки на армянском языке (учитель Ж.А. Макарова). В Евпаторийской гимназии № 8 на базе армянской группы создан музыкальный детский коллектив «Аревик», непременный участник всех городских мероприятий (учитель К.М. Асланян). На базе УВК «ОКЛ» в Симферополе Арам Григорян сначала создал детский танцевальный ансамбль «Крым», а затем «Арарат», ставший сегодня самостоятельным широко известным Образцовым творческим коллективом. Читатели журнала «Голубь Масиса» могли узнать об особых достижениях НАШих детей в инициированной нами рубрике «Золото» армян».
Как решаются кадровые вопросы? Какова роль тех школ, где работают группы изучения армянского языка, в частности «ОКЛ»?
- Педагогический коллектив НАШ-ей школы сегодня - 15 человек, есть резерв. Все учителя имеют высшее педагогическое образование, как правило, полученное в Армении, многие завершили обучение в Крыму, в том числе и в армянских группах, созданных КАО в КИПИ несколько лет назад. Нередко оно дополняется музыкальным образованием, что очень важно для обучения языку. Часть учителей прошла компьютерные курсы в еврейском обществе «Хесед Шимон», оказавшем нам дружескую поддержку. Регулярно, все тарифицированные педагоги проходят курсы повышения квалификации в КРИППО и участвуют в работе педагогических семинаров, например, по «Культуре добрососедства». К сожалению, редко используется возможность повышения квалификации на курсах в Эчмиадзине, открытых для учителей армянской диаспоры усилиями Каталикоса всех армян.
Постоянную методическую поддержку наши педагоги получают и от специалистов и в своих школах. Особые слова благодарности хочется сказать в адрес директоров и их заместителей симферопольских школ № 33 (Л.И. Горб), 8 (Н.Г.Новикова), 3 (Л.М.Вишняк), «ОКЛ», евпаторийской гимназии № 8 (Л.И.Лыкова). А на базе «Открытого космического лицея» в Симферополе при непосредственном участии директора Э.И. Крыжко и завуча Л.Ф. Кравцовой создан наш методический центр, кабинет армянского языка, библиотека армянской литературы и учебных пособий. Именно здесь было принято решение о создании НАШ, написаны и апробированы наши учебные программы, проведены все методические семинары, включая и Всеукраинские, конкурсы «Ахпюр».
Что сделано за пять лет в развитии методики преподавания?
- Сегодня вопросы методического обеспечения НАШ стоят наиболее остро: Нетрадиционная школа дает результаты только при применении нестандартных методик преподавания. Но кое-что уже сделано. С 2002 г. функционирует Методическое объединение учителей армянского языка и культуры. Методические вопросы рассматриваются на наших семинарах, которые мы организуем для учителей Крыма и Украины. Неслучайно, оба Всеукраинский методических семинара для преподавателей армянского языка были инициированы и проведены НАШей школой в Симферополе. Но основное наше достижение – «Учебная программа по армянскому языку для 1- 4х классов общеобразовательных школ с украинским (русским) языком обучения», написанная в соавторстве методистами-практиками (Л. Кравцова, Т. Салистая-Григорян) и специалистами-арменистами (В.Вермишян, Р.Пилосян, приглашенными в свое время из Армении в Крым). Неслучайно опыт НАШ был представлен на Правлении Союза армян Украины в 2006 г.
Остается ли у детей привязанность к НАШ, к учителям?
- Учебная программа НАШей школы предполагает четыре года обучения, но зачастую дети приходят к нам и пятый, и шестой год, приводят своих младших братиков и сестер, с удовольствием участвуют в наших праздниках, поездках. Повзрослев, активно включаются в жизнь общины, многие стали членами Комитета армянской молодежи Крыма. Достигнуто главное: развито национальное самосознание и стремление к единению при толерантном отношении к другим народам.
Конкурс «Ахпюр» проводился седьмой раз. В чем суть конкурса и его основная направленность.
- Конкурс «Ахпюр» проводиться в Крыму среди учащихся Нетрадиционной армянской школы один раз в год, обычно в конце учебного года. Это большой праздник и ответственный «экзамен» для наших учеников и учителей. Все участники, прошедшие отбор в своих группах (как правило, более 40 человек), состязаются на армянском языке в трех номинациях: «Искусство декламации», «Сочинение на заданную тему» и творческий конкурс, например, «Любимая песня», «Кукла моей бабушки» и др. Компетентное жюри определяет победителей в трех возрастных категориях и выстраивает рейтинг участников. Подарки от Попечительского совета и Родительского комитета получают все конкурсанты, это наш принцип. Имена победителей, их родителей и учителей публикуются в журнале КАО «Голубь Масиса», а лучшее сочинение - в специальном выпуске Рескомнаца. Призеры - авторы письменных работ, чтецы и исполнители получают право представлять НАШ Крымского армянского общества на республиканских конкурсах и фестивалях, посвященных Международному дню родного языка. Мы гордимся тем, что идеи проведения Всекрымского конкурса «Язык- душа народа» и Всеукраинского конкурса «Армения - Украина» появились во время II Всеукраинского семинара учителей армянского языка и культуры при знакомстве с нашим опытом.
Что изменилось в проведении конкурса: с чего начался, что представляет сейчас? Каков принцип отбора групп?
- Творческий конкурс» Ахпюр» зародился в рамках проекта «Воскресная армянская школа», поддержанного Международным фондом «Возрождение» в 1998 г. Задача состояла в объединении воскресных армянских школ Крыма и активизации их работы. Конкурс проходил в игровой форме, где состязались в знании родного языка, истории и музыкальной культуры своего народа ученики 4-х воскресных школ КАО. Это был замечательный веселый праздник. Отмечая пятилетие НАШ КАО, мы решили вернуться к истокам и, изменив сложившейся традиции (три номинации), провести вновь игровой вариант конкурса. Участвовало три команды по десять человек, соревнуясь в знании армянского алфавита, родного языка, истории, музыкальной культуры и знании национальной кухни. На этот раз команды формировались на основании жеребьевки среди учеников армянских групп симферопольских школ № 3, 33, гимназии №1 и «ОКЛ»(учителя Г.Петросян, А.Кочарян, Л.Саргсян). Нам хотелось больше сдружить ребят разных школ между собой. Борьба была долгой и упорной, участники азартны и находчивы, а главное заслужили похвалу от высокопрофессионального жюри за знание родного языка и истории крымских армян.
Кого Вы привлекаете в качестве жюри? Каковы критерии оценок?
- С 2002 г. в жюри неизменно входят: заместитель Председателя КАО, член Попечительского совета НАШ - А.А. Григорян; филолог-арменист, редактор радиопередач ГТРК «Крым», член Союза армянских писателей Крыма - Р. Пилосян; член Союза армянских художников и Союза армянских писателей Крыма - С. Этибарян; начальник сектора Рескомнаца - Ш. Хубларян; филолог, эксведущая телестудии «Барев» ГТРК «Крым»- С. Дадалян. Привлекали мы и других не менее значимых и квалифицированных специалистов КАО. В последнем конкурсе в состав жюри вошел филолог-арменист, главный редактор журнала «Голубь Масиса», заместитель Председателя КАО по культуре – В. Вермишян. Их участие в детском конкурсе говорит об отношении интеллектуальной элиты Крымского армянского общества, так же как и его Председателя профессора О. Габриеляна, к деятельности Нетрадиционной армянской школы и об уровне самого конкурса. Следует добавить, что все участники конкурса выступают под кодовыми номерами и члены жюри не знают их фамилий. Это еще один из наших принципов – честная борьба, достойная победа!
В завершении хочу сказать, что сегодня нам уже тесно в рамках Нетрадиционной армянской школы. Если на то будет добрая воля родителей и, как прежде, поддержка МОН АРК, общими усилиями мы все же создадим школу, в которой армянский язык будет профильным предметом, на котором возможно станет вести ряд уроков гуманитарного и эстетического циклов. Вот тогда можно сказать: армянская школа возрождена в Крыму.
Беседу вёл В. Вермишян, ГМ
|