Президент Михаил Саакашвили подписал указ о назначении заместителя председателя Союза армян Грузии Вана Байбурта своим советником по вопросам межнациональных отношений. Сведения об этом вызвали волну протеста в Азербайджане. Издающаяся в Баку газета “Зеркало” утверждает, что “опрометчивое решение о назначении армянина на должность советника президента вызвало бурю возмущения у азербайджанцев”. Что же так пугает наших соседей?
Армян немало во властных структурах иностранных государств. Азербайджанцы не скрывали своего недовольства, когда Джордж Докмеджян избирался губернатором Калифорнии, Чип Пашаян становился американским конгрессменом, а Эдвард Джереджян назначался послом США в Москве. С трудом терпели соседи, когда президент Франции Николя Саркози предложил министру промышленности Патрику Деведжяну возглавить правящую партию. Ох, как рады были в Баку, когда завершился срок правления ливанского президента Эмиля Лахуда. Не меньше было ликование, когда стало ясно, что Артур Чилингаров больше не будет вице-спикером Госдумы России. До сих пор не могут азербайджанцы простить Путину того, что он назначил министром иностранных дел Сергея Лаврова (Калантарова). Избрание Мариоса Гарояна главой Палаты представителей парламента Кипра по сей день не дает покоя бакинским армянофобам. Но ни одно другое назначение не вызывало у азербайджанцев такой жесткой реакции, как в случае с Ваном Байбуртом. Сложно сказать, что это — следствие зависти или проявление ненависти. Но как бы то ни было, совершенно неубедительны аргументы в пользу того, что, имея в виду наличие армяно-азербайджанского конфликта, Саакашвили не должен был брать в свою команду этнического армянина.
Кампанию против назначения Байбурта советником президента бакинские средства массовой пропаганды начали еще задолго до подписания Михаилом Саакашвили соответствующего указа. “Подобного рода поступками грузинские власти лишь подольют огонь и в без того непростые взаимоотношения между двумя общинами. Азербайджанцы всегда будут чувствовать в отношении себя дискриминацию. А это уже добром не веет”, — угрожала все та же газета “Зеркало”. Но глава государства не отказался от своего намерения. Сейчас уже звучат аргументы иного плана, позволяющие догадываться, кто их подкидывает. Политические лидеры азербайджанской общины Грузии утверждают, что “для сохранения паритета” Саакашвили просто обязан назначить кого-нибудь из них министром или в худшем случае советником. В этом духе высказался, в частности, депутат парламента от правящей партии Азер Сулейманов. В противном случае, по его мнению, возникнут основания говорить об особом покровительстве властей армянам и пренебрежении интересами азербайджанцев. При этом законодатель забывает, что эта же самая власть почему-то провела под своим флагом в парламент двоих азербайджанцев и лишь одного армянина. Та же власть запретила регистрировать армян в качестве кандидатов в депутаты в армянонаселенном Цалкском районе, который впервые за последние 12 лет в парламенте будет представлять неармянин. Итогом этого “покровительства” стало то, что число армян, представленных в парламенте, по сравнению с периодом правления Шеварднадзе сократилось вдвое. Принято считать, что назначение Вана Байбурта советником — это своеобразная компенсация армянской общине за сокращение депутатских мандатов. Соглашаясь с этой версией, обозреватель “Зеркала” пишет: “Тем самым удалось решить уравнение “пять к трем”. Если раньше в законодательном органе Грузии пять мест приходилось на депутатов армянского происхождения и три места — на депутатов азербайджанского происхождения, то ныне никакой разницы в соотношении нет: и армяне, и азербайджанцы имеют по три мандата”. А если это так, то на каком же основании азербайджанцы обвиняют Саакашвили, отобравшего у армян два депутатских мандата, в покровительстве нашим соотечественникам?
Следует заметить, что кадровая политика нынешнего грузинского правителя очень часто пренебрегала фактом наличия в стране национальных меньшинств. Всегда набирая максимум голосов в армянонаселенных регионах страны, Михаил Саакашвили не утруждал себя вовлечением армян в структуры исполнительной власти. В советские годы было неписаное правило, согласно которому армяне занимали определенное количество постов в правительстве. После смены режима максимальная должность, на которую мог претендовать представитель армянской общины, — это заместитель министра. В свое время главе Союза армян Грузии Гене Мурадяну обещали пост министра транспорта, но в итоге ему пришлось довольствоваться куда более скромной должностью. Одной из причин этого является то, что у азербайджанской общины в отличие от армянской весьма скромные кадровые резервы. Грузиноязычных профессионалов, достойных выдвижения на государственные посты, у них куда меньше. А тбилисские правители в своей кадровой политике вынуждены выдерживать правило пресловутого паритета. Странное правило. Кстати, стоит заметить, что Тбилиси только выиграл от того, что до установления советской власти этого правила не было. Известно, что из одиннадцати мэров Тифлиса девять были армянами. Во многом именно таким талантливым градоначальникам, как Туманов, Матинов, Аргутинский, Измайлов, Евангулов, Вермишев, Хатисов, Тбилиси обязан был своим расцветом. Потомки Матиновых, Вермишевых и Хатисовых по сей день живут в своей стране и готовы использовать свой опыт и профессионализм на благо родной Грузии. И непонятно, почему президент должен не замечать их только потому, что грузинским азербайджанцам не нравятся их фамилии.
Артем ЕРКАНЯН |