Прошедший в Москве научный форум обернулся для России обвинениями в разжигании этнического конфликта на Кавказе
Недавно в Москве состоялся международный научный симпозиум «Кавказская Албания и лезгинские народы: историко-культурное наследие и современность». Географически Кавказская Албания была расположена на территории современных Дагестана и Азербайджана. И вот теперь это локальное научное мероприятие неожиданно послужило детонатором для серии обвинений из Баку. Ряд государственных СМИ, депутаты Милли меджлиса, политологи заговорили о попытке России разжечь этнический сепаратизм на севере Азербайджана, о том, что там может повториться абхазский и югоосетинский сценарий – с вооруженным вторжением под предлогом защиты сограждан в российских анклавах.
Столь странное реагирование на научную встречу, резкие заявления из Азербайджана – все это, в свою очередь, взбудоражило жителей Дагестана, в том числе и проживающую на юге республики азербайджанскую диаспору. Как следует из многочисленных интервью и публикаций, нервная реакция на Апшеронском полуострове была вызвана содействием, которое оказали форуму Госдума, МИД, Минрегионразвития России, и тем, что участвовавшие в нем ученые из стран Закавказья, Франции, Швеции, Швейцарии, Германии, Австрии собрались в Академии госслужбы при президенте РФ.
Неугодная находка
Между тем вопреки утверждениям бакинской прессы и директора Института истории Национальной академии наук Азербайджана Ягуба Махмудова на симпозиум были приглашены представители азербайджанских госструктур, посол Азербайджана в России, азербайджанские исследователи: Фарида Мамедова, Ильяз Бабаев, Элла Алибекова, Кошкар Кошкарлы, Сабина Гаджиева. Однако в последний момент они – как полагают в Москве, под давлением власти – без объяснения причин отказались от участия. Но присланные учеными доклады были зачитаны на форуме (что подтверждает факт их приглашения). Участвовавший в мероприятии корреспондент «НГ» наблюдал недоуменные взгляды иностранных и московских делегатов, вызванные малопонятным для них «саботированием науки» коллегами из Баку.
Неловко было и участвовавшим в обсуждении российским азербайджанцам – президенту федерации национально-культурных автономий азербайджанцев России «Азерросс» Союну Садыкову и пресс-секретарю Всероссийского азербайджанского конгресса Арасу Ахундову. Как сказал корреспонденту «НГ» Союн Садыков, «к отсутствию представителей Азербайджана добавилась еще и политизация сугубо научного мероприятия. Не следует изолироваться в своих квартирах, надо быть открытыми для дискуссий, тем более что тема связана с нашей историей и народом. Такое безразличие просто удручает. Участвовали ученые из Грузии, Армении, Дагестана, Москвы – это полезный научный диалог. И надо поблагодарить российских организаторов симпозиума за такую возможность, выразить им признательность за инициативу. К тому же каждый народ, в том числе и российский, имеет право, что называется, копаться в своей истории и дискутировать».
Болезненная реакция Баку тем более нелогична, что подобный симпозиум по албанистике состоялся в Азербайджане в 2001 году. Тогда в Баку не пригласили ни армянских, ни лезгинских ученых. «Нас обвиняют в том, что мы действуем по указке спецслужб России и Армении, – говорит председатель Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Ариф Керимов. – Но в Москве азербайджанцами были проведены чисто политические акции «в защиту Карабаха», дважды прошел съезд азербайджанцев мира. И ничего! А России Баку «не разрешает» проводить даже научное мероприятие. В Азербайджане уже организовываются митинги протеста против «притязаний России», против «поддержки Москвой сепаратистов»...»
Азербайджанский телеканал, развивая сюжет о том, какому государству принадлежит южная часть Дагестана, уже заявил о том, что Москва поддерживает «националиста и террориста – врага азербайджанского народа Керимова, подрывающего государственные устои Азербайджана». Причем народ, оказывается, «возмущался» именно в тех районах, где проживают родственники и близкие организаторов симпозиума. Прозорливые авторы предусмотрительно указали их домашние и рабочие адреса, их контактные телефоны, места проживания семей в Москве и Азербайджане («Кремль вновь пытается активизировать «лезгинский вопрос» в Азербайджане». «DayAz», 12.05.08). Еще немного – и анафеме могут подвергнуть известного ученого из Грузии Зазу Алексидзе за сделанное им в Баку сенсационное заявление о том, что в православном монастыре Св. Екатерины на горе Синай (Египет) найден грузинско-албанский палимпсест, датированный IV–V веками н.э.
А ведь открытие это, по мнению ученых, столь масштабно, что дальнейшее изучение христианства без учета синайской находки просто невозможно. Достаточно сказать, что во фрагментах библейской записи обнаружены эпизоды, которых нет в сохранившихся текстах Священного Писания. Ученые, расшифровывавшие эту запись на пергаменте, считают, что она была сделана на древнеудинском языке – языке лезгинской группы. Поэтому история Кавказской Албании рассматривалась на симпозиуме с точки зрения ее связей с прошлым лезгинских народов. Однако в уже упомянутой публикации о «лезгинском вопросе» такое направление научного обсуждения было преподнесено в Баку как попытка «приписать историю, культурное наследие, фольклор, памятники Кавказской Албании лезгинам» и тем самым послать им сигнал, что они должны вернуть себе землю, «принадлежащую им по историческому праву»...
Два села вокруг
Интерес к московскому симпозиуму в Баку все же проявили. Но не научный. Журналистский корпус из Азербайджана был на нем самым многочисленным. Он-то по возвращении на родину и сотворил бурю в стакане воды. Чего стоит название хотя бы одной публикации: «Очередная бред-конференция в Москве, спровоцированная армянскими подстрекателями» (1news.az, 21.05.08). Не суть важно, что состоялась не конференция, а симпозиум.
В статье «Россия может ввести войска в Азербайджан» («День-Утро», 19.05.08) утверждается, что «после прихода к власти Дмитрия Медведева Кремль задействовал все военные и политические механизмы (это за десять дней, прошедших после инаугурации! – М.Ф.) сохранения геополитического контроля над Южным Кавказом и предотвращения интеграции региона в структуры Запада. В качестве потенциального источника провокаций на севере Азербайджана Россия пытается использовать два фактора. Это два села на территории Хачмазского района Азербайджана, где большинство населения составляют граждане РФ, и разжигание сепаратизма».
По данным «из хорошо осведомленных источников» газеты, «в ходе состоявшегося на днях в Баку визита замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина обсуждался вопрос о судьбе граждан РФ, проживающих в селах Храхоба и Урьяноба, расположенных вблизи перехода через пограничную реку Самур. Москва требует придания этим селам статуса российских анклавов внутри территории Азербайджана».
Депутаты Милли меджлиса Азербайджана обвинили Россию в разжигании вражды между народами на национальной почве, а внешнеполитическое ведомство республики выступило с категорическим заявлением, в котором подчеркнуло, что «в Азербайджане нет российских анклавов и не будет», а самих жителей назвало «незаконными поселенцами». В то же время известный азербайджанский политолог Расим Агаев предлагает властям выкупить эти земли «у россиян (!) и заселить их беженцами из Нагорного Карабаха».
Фактическая сторона дела, однако, такова: в вышеназванных селах проживают 235 российских граждан. Принадлежащие им земли находятся в административном подчинении селения Новый аул Магарамкентского района Дагестана. Жители сел в своем обращении на имя президента России заявляют о шантаже и угрозах со стороны Баку, требующего от них принять гражданство Азербайджана или выехать в Россию. Силовики, по их словам, под надуманными предлогами арестовали четырех жителей – для убедительности. А бакинская пресса видит за сельчанами руку Москвы. Последняя, по мнению журналистов, якобы заинтересована в разжигании конфликта «в зоне, где проходит основной транспортный путь между Азербайджаном и Россией, что будет означать экономическую блокаду Баку». Азербайджанским властям, утверждается далее, «вряд ли удастся выстоять перед российским давлением, тем более что в преддверии президентских выборов правящая элита Азербайджана будет нуждаться в помощи Москвы».
"Открытия" о Дагестане
Антироссийская пропаганда усиливается откровенными домыслами о вытеснении азербайджанцев из Дагестана. Например, конфликт в Дербенте, где Духовное управление мусульман оспаривало принадлежность городской мечети, был подан изданием «Day.Az» в статье «В Дербенте против азербайджанцев готовятся диверсии» как этническое притеснение, наезд суннитов-дагестанцев на шиитов-азербайджанцев. На самом же деле имамом мечети является табасаранец по национальности шейх Сиражутдин, отстоявший-таки свое право собственности на культовое здание. А в послушниках имама – представители всех национальностей: лезгины, азербайджанцы, табасаранцы, агулы, даргинцы.
Несостоятельность подобных словесных упражнений очевидна. Ни одно национальное меньшинство в Азербайджане не имеет таких условий для сохранения и развития культуры и языка, как у российских азербайджанцев. В России у них зарегистрировано более полусотни этнических организаций, за государственный счет в Дагестане на азербайджанском языке издаются республиканские газеты «Ватан» и «Дербент», функционируют два народных и один государственный драматический театр. Различные национально-культурные и общественные движения – частые гости в теле- и радиопередачах ГТРК «Дагестан», где вещание ведется и на азербайджанском языке. Учреждены литературные общества «Гюлистан» и «Симург». В местах компактного проживания функционируют 79 школ и 11 детских дошкольных учреждений с преподаванием на родном языке, а в школах с мононациональным составом учащихся обучение по всем предметам в начальных классах ведется на азербайджанском языке, который, таким образом, получил статус языка обучения. Более того, в районах Южного Дагестана, где в основном и проживает азербайджанское население, транслируются передачи бакинского телевидения в объеме 6340 часов в год – за счет, кстати, российского бюджета. Реализуется программа правительства Дагестана по развитию тюркских языков. Такой государственной поддержки не имеют в Азербайджане талыши, русские, оставшиеся армяне, курды, таты, горские евреи, удины…
Во властных структурах Дербента (который, между прочим, в справочниках южного соседа значится «древнейшим азербайджанским городом») и Дербентского района доля азербайджанцев больше, чем их удельный вес в населении. Среди жителей Дербента, по данным Министерства по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана, азербайджанцы составляют 29%, но из руководителей их 46%, а из их заместителей – 35%; в Дербентском районе соответственно 44%, 72% и 57%. Глава постпредства Дагестана в Баку – азербайджанец Магомед Курбанов, его брат Курбан Курбанов – глава Дербентского района. Какое же это ущемление этнических интересов и прав азербайджанцев? Непонятно страусиное поведение дагестанского руководства, даже не пытающегося защититься от пропагандистских обвинений.
Впечатление такое, что в Азербайджане, где нет альтернативного мнения, заинтересованные круги хором тянут единственную, «нужную» им песню, повторяясь, как заезженная пластинка. Об уважении к фактам при этом и речи быть не может. Чего стоит одно только интервью председателя местного культурного центра «Самур» Шаира Гасанова («Day.Az», 15.05.08). «Что такое лезгинский народ?» – спрашивает этот деятель культуры и отвечает: «Это 32 народности. Мы (представители «Самура». – М.Ф.) привыкли (!) считать, что присамурские лезгины – это настоящие (?) лезгины. Остальные – это кумыки, даргинцы, аварцы, лаки и т.д. И все они объединяются под одним названием «лезгины». Пусть сначала они (участники симпозиума. – М.Ф.) разберутся между собой, а потом обсуждают историю. Все народности Дагестана – лезгины».
Вот какая эквилибристика: все народности Дагестана – лезгины. Даже тюркоязычные кумыки, не говоря уже о других национальностях. И, надо сказать, несведущие люди в Азербайджане во всю эту ахинею верят. Верят и выходят на антироссийские митинги. И, надо полагать, говорится такое не без надежды вызвать у дагестанцев справедливое возмущение с «выяснением отношений»...
* * *
Подобных примеров немало. Статьи вроде процитированных регулярно появляются и без всяких симпозиумов. Когда же темой для научного обсуждения стала история давно исчезнувшей Кавказской Албании, страх перед правдой заставил некоторых политиков, экспертов и журналистов взять прошлое древнего государства в заложники, чтобы не позволить ученым – историкам, языковедам, философам – изучать его, а народам – разбираться в своих корнях. И вот уже не на шутку взбудоражено население по обе стороны государственной границы – и в Азербайджане, и в Дагестане. Звучат слова о разжигании Кремлем «еще одного конфликта на Кавказе», подстрекательстве к экстремизму, сепаратизму, национализму и прочим «измам». И это чревато самыми серьезными последствиями – столкновением народов, выходом на авансцену реальных сепаратистов и националистов.
Между тем что, собственно, произошло? Просто в Москве состоялся очередной международный научный форум, и о толерантности его участников легко можно судить по стенограмме и видеозаписям выступлений. А шуму и страху вокруг него напущено – горы. И, как видно, ветер дул вовсе не из Москвы.
Милрад Фатуллаев
НГ 2008-06-18 |