В Баку с опасением восприняли заявление начальника миграционного агентства Министерства территориального управления Армении Гагика Еганяна о готовности представить в Европейский суд по правам человека около ста тысяч исков против Азербайджана с требованием компенсации имущества армянских беженцев. В ответ на это соответствующие структуры Азербайджана активизировали аналогичный процесс со своей стороны. Десятки бакинских юристов наняты правительством для составления “встречных” исков против Армении.
Работу в этом направлении Азербайджан начал давно. От идеи коллективного иска изначально пришлось отказаться, так как этого не допускают каноны международного права. Вопрос был перенесен на уровень конкретной личности, которая и имеет права обращаться в Европейский суд по правам человека. Еще Алиев-старший распорядился выделить средства для подготовки нескольких тысяч исков против Армении. При этом беженцы, от имени которых готовились иски, едва ли догадывались о том, что гласят подписанные ими документы. В Ереване тоже не сидели сложа руки. Но в нашем случае инициатива исходила не от правительства, а от общественных структур, объединяющих беженцев. При этом руководство миграционного агентства не скрывает того, что действительно оказывает изгнанным из Азербайджана соотечественникам правовую помощь в вопросе составления исков с требованием компенсации незаконно отторгнутого у них имущества. В Европейский суд уже поступило 1100 таких обращений из Еревана. Документы приняты и ждут рассмотрения. Если хотя бы один из предъявленных исков будет удовлетворен, это станет прецедентом для всех остальных случаев. Такова практика в Европейском суде по правам человека. По словам Гагика Еганяна, если исход судебных слушаний будет удачным, следующим шагом станет предъявление еще 93 тысяч исков против Азербайджана. Общая сумма претензий составит 5 миллиардов долларов.
Кстати, упомянутая сумма является весьма условной и многим представляется чрезвычайно заниженной. Сеть общественных организаций “Беженцы и международное право” выступила с заявлением, согласно которому оглашенная Еганяном цифра абсолютно не отражает истинные масштабы потерь армянских беженцев. По глубокому убеждению лидеров общественного движения, в действительности сумма ущерба переваливает за 60 миллиардов долларов. Расчет основан на исследовании, проведенном в прошлом году. Эксперты выборочно рассмотрели тысячу заявлений из имеющихся 35 тысяч и установили, что объем ущерба, понесенного каждым беженцем, в среднем составляет 112 тысяч долларов. Если иметь в виду, что из Азербайджана были изгнаны около 500 тысяч армян, получается, что реальные объемы потерь как минимум в десять раз больше, чем предположил начальник миграционного агентства.
Средства официальной пропаганды Азербайджана утверждают, что в Ереване процесс подготовки исков в Европейский суд начат с одной лишь целью — обеспечить видимость баланса понесенного двумя сторонами ущерба. Мол, в действительности армянские беженцы не нуждаются в компенсации, так как якобы вывезли с собой имущество или успели его продать. Бессмысленно спорить о том, армянские или азербайджанские беженцы больше пострадали. Но стоит задуматься — а кто будет в проигрыше, если вдруг выяснится, что суд готов удовлетворить все иски, поданные с обеих сторон. Как известно, Армению покинули 160 тысяч азербайджанцев, а Азербайджан — почти полмиллиона армян. Если принять азербайджанскую версию о том, что имущество каждого беженца должно быть компенсировано суммой в 50 тысяч долларов, то получится, что Армения должна будет выплатить 8 миллиардов, а Азербайджан — 25 миллиардов долларов. Разница в 17 миллиардов в десятки раз превосходит сумму нашего госбюджета. Если же за основу брать цифры, отражающие реальные объемы ущерба, то “плюс”, с которым выйдет Армения, будет не меньше сорока миллиардов.
Но что нам дают разговоры о гипотетических миллиардах? Ведь, если говорить откровенно, надежд на справедливое решение Европейского суда не так много. На то есть несколько причин. Во-первых, суд по правам человека обычно отклоняет иски, касающиеся случаев, имевших место до вступления в Совет Европы. (Потоки беженцев текли в 1988-90-х, когда ни Армения, ни Азербайджан не были членами СЕ.) Во-вторых, суд старается не выносить однозначных вердиктов по вопросам, которые являются предметом политических переговоров между конфликтующими сторонами. И в-третьих, ясно, что ни одна из сторон не станет выплачивать никакой компенсации, пока не будет достигнуто мирное соглашение по урегулированию карабахского конфликта. Ну а если такое соглашение будет подписано, то вопрос о компенсации отпадет сам собой, так как обустройством беженцев уже можно будет заняться на средства стран-доноров, обещающих вложить гигантские ресурсы в постконфликтную реабилитацию региона. Так что давайте признаемся в том, что иски, направляемые обеими сторонами в Европейский суд по правам человека, в действительности являются прежде всего инструментом пропагандистской войны, а не средством восстановления справедливости.
Артем ЕРКАНЯН
"НВ" |