Фестиваль “Перспектива XXI века” набирает новую высоту. Раз за разом основатель и руководитель этого фестиваля композитор Степан Ростомян удивляет музыкальную общественность Еревана масштабом и размахом своей деятельности. Только улеглись сильные впечатления после потрясающего музыкального праздника, посвященного Кшиштофу Пендерецкому, только отшумели аплодисменты, адресованные музыке Родиона Щедрина и прекрасной Майе Плисецкой, украсившей фестиваль своим присутствием, как разразилось новое событие.
В Ереван самолет доставил в срочном порядке, всего на одни сутки, огромный фестивальный оркестр, более 100 человек, со всем оркестровым инструментарием. Целый музыкальный театр. Достопримечательность этого события состояла в нескольких моментах — в том, что оркестр молодежный, причем принципиально молодежный, кажется, старшему нет и тридцати лет; что руководитель и дирижер оркестра — выдающийся музыкант нашего времени Кристоф Эшенбах, прославившийся в мире и как блестящий пианист; в качестве дирижера он в разное время руководил и оркестром “Филадельфия”, и Парижским симфоническим оркестром; и что солистом в Ереване выступил известный виолончелист Даниел Мюллер-Шотт, начавший карьеру концертирующего виолончелиста с завоевания первой премии на Международном молодежном конкурсе им.Чайковского несколько лет тому назад.
Блистательная гвардия музыкантов буквально ослепила слушателей и своим мастерством, и своей внутренней организованностью, подвластной самому утонченному и изысканному дирижерскому руководству, и своей внешней красотой вместе с красотой великолепных инструментов. Действительно, как-то по-особенному ярко не только звучали, но и сверкали валторны и тромбоны, на которых, кстати, играли и девушки. Что касается девушек, то количество их в оркестрах сегодня не удивляет, но интересна сама тенденция — сегодня их много и среди духовиков и ударников, как и на этот раз, и мы адресуем свое восхищение прекрасной девушке, великолепно игравшей на ударных.
Оркестр исполнил Симфонические танцы Л.Бернстайна (1918-1990) из его мюзикла “Вестсайдская история”, Концерт для виолончели и симфонического оркестра си минор А.Дворжака (1841-1904) и Четвертую симфонию П.Чайковского (1840-1893).
Привлекла оригинальная дирижерская трактовка всех произведений. Партитуры великих композиторов таят в себе неисчерпаемые красоты. И задача дирижеров состоит в том, чтобы раскрыть их как можно глубже и доскональней. Кристоф Эшенбах, безусловно, один из тех, кто ближе всех стоит к правде задуманного, кто познает музыку и своим могучим интеллектом, рассудительно и профессионально, а с другой стороны — из глубин своей многогранной индивидуальности. Из этих творческих градаций складывалась очень необычная дирижерская интерпретация исполняемых произведений, доставив слушателям не только огромное эстетическое наслаждение, но и темы для размышлений. Такие впечатления не стираются. Они действуют исподволь, в профессионалах стимулируя художественную изобретательность, поднимая критерии творчества, а широкому слушателю внушая понимание огромной роли искусства в жизни человека и в жизни государства, тем более что в данном случае это подтверждается высоким покровительством президента Сержа Саргсяна фестиваля “Перспективы XXI века”. Что не только укрепляет позиции данного фестиваля, но и расширяет границы развития национального искусства, внушает уверенность в завтрашнем дне нашей музыки.
Маргарита РУХКЯН
"НВ" |