АГУ вместо ГУАМ?
Демарш Молдовы на саммите ГУАМ подтвердил подозрения, что эта организация очень скоро может потерять букву "М" в названии.
Перед Украиной, Грузией и Азербайджаном теперь стоит непростая задача. Либо они по-прежнему скрывают очевидное и делают вид, что их союз абсолютно здоров, либо признают сложность положения и соглашаются на хирургическую ампутацию недействующих членов.
Пока президенты стран-участниц действуют по первому сценарию, боясь потерять авторитет международного сообщества. Но уже в краткосрочной перспективе эта тактика может привести к крайне негативным последствиям: ГУАМ может «съесть» себя изнутри и превратиться в недееспособное объединение наподобие СНГ. Кстати, этот процесс уже начался: Молдова заблокировала ряд инициатив, одобренных остальными странами-членами ГУАМ.
Вчера в Батуми состоялся третий саммит ГУАМ. Мероприятие прошло под лозунгом активизации партнерства со странами Восточной Европы и, надо сказать, в этой сфере все сложилось весьма результативно. В Грузию прилетели президенты двух соседних с ГУАМом государств - Польши и Литвы, да и многие другие страны Евросоюза были представлены внушительными делегациями. Вот только успех в вопросе активизации сотрудничества с Западом оказался омрачен внутренними проблемами ГУАМа.
Молдова, которая по статусу должна участвовать в саммите ГУАМ только на высшем, президентском уровне, решилась на резкий демарш. В ходе подготовки к мероприятию Владимир Воронин уведомил грузинскую сторону, что не прилетит в Батуми, и пообещал направить вместо себя премьер-министра Зинаиду Гречаную. Событие, конечно, неприятное, но не смертельное – Гречаная тоже является высшим руководителем государства; к тому же в прошлом году от Молдовы в саммите ГУАМ участвовал глава правительства Василие Тарлев. Но накануне встречи Кишинев вновь сменил позицию и сообщил, что премьер также не приедет в Грузию. Вместо него на саммит был направлен министр внутренних дел Молдовы Валентин Межинский.
Направление главы полицейского ведомства на саммит глав государств по дипломатическим меркам можно сравнить с пощечиной. Эта пощечина был тем более звонкой, если учесть, что среди основных вопросов повестки дня не было «полицейских» тем, которые являлись бы профильными для главы МВД Молдовы. После таких действий Кишинева даже у оптимистов не осталось сомнений, что Владимир Воронин начал процесс вывода своей страны из состава ГУАМ.
Стоит отметить, что действия молдавских властей нельзя назвать внезапными. Скорее, наоборот – они были ожидаемыми, ведь в последнее время молдавское руководство демонстрирует четкую пророссийскую ориентацию. Более того, к вчерашнему демаршу Молдова шла больше года, постепенно понижая уровень своего представительства на саммите. Началось это в июне 2007-го года, на упомянутой выше встрече глав государств в Баку, куда вместо Владимира Воронина прилетел премьер Василие Тарлев. В октябре в Вильнюсе состоялся еще один, внеочередной саммит ГУАМ, посвященный десятилетию создания организации. И вновь Воронин нашел повод, чтобы не принимать в нем участие, пообещав направить вместо себя главу МИД, вице-премьера по евроинтеграции Андрея Стратана. Однако в итоге молдавская сторона повела себя крайне вызывающе: буквально за два часа до начала саммита сообщила его организаторам, что даже господину Стратану не удастся приехать в Вильнюс, поскольку он улетел в Брюссель и задержится там. Тогда Украина, Грузия и Азербайджан проглотили обиду, не желая обострять взаимоотношения с Кишиневом.
После Батумских событий делать вид, что ничего не происходит, стало гораздо тяжелее, ведь третий демарш подряд - это уже не совпадение, а тенденция. Вчера президенты, фактически, признали, что ГУАМ находится в кризисной ситуации. Перед началом пленарного заседания саммита Виктор Ющенко, Ильхам Алиев и Михаил Саакашвили провели не запланированную графиком трехстороннюю встречу, посвященную "обсуждению проблем и перспектив ГУАМ" (цитата с сайта украинского Президента). Ее результаты пока не обнародуются, но очевидно, что у участников объединения есть лишь два варианта действий. Можно действовать по принципу «авось рассосется» – продолжать делать вид, что демарши молдавской стороны не выходят за рамки штатной ситуации, что Владимир Воронин не приезжает на саммиты по объективным причинам, а в ближайшем будущем все это обязательно изменится к лучшему. Второй сценарий предусматривает, что руководство ГУАМ официально признает кризис в организации и предпримет действия по его ликвидации, вероятно, инициировав процесс исключения Молдовы из состава союза.
Учитывая, что саммит завершился только вчера, пока рано утверждать, какой вариант будет выбран президентами, но пока развитие событий идет по первому, «мирному» сценарию. На открытой части саммита и на пресс-конференциях глав государств по его итогам руководители стран-членов ГУАМ воздерживались от упоминания о Молдове и уходили от ответов на прямые вопросы, рассказывая, что ГУАМ «находится на пике своего развития» и "эффективен как никогда".
Ранее представители украинского внешнеполитического ведомства в беседе с автором данного материала поясняли, что проблемы с участием Молдовы в работе ГУАМ являются "временными" и обусловлены тем, что Кишинев сегодня все больше ориентируется на Москву при определении вектора внешней политики. "В 2009 году в Молдавии парламентские и президентские выборы, так что власть еще может измениться", – говорил один из дипломатов. Еще один повод для того, чтобы сохранять видимость единства ГУАМ, связан с международным имиджем организации. Как известно, ГУАМ претендует на роль весомого игрока мировой политики и пытается коллективно отстаивать интересы своих членов в других межгосударственных объединениях, в частности в ООН. Допустив раскол в своих рядах, эта организация автоматически потеряет часть заработанного авторитета. Ну и, наконец, что делать с последней буквой из названия "ГУАМ" в случае выхода Кишинева?
Впрочем, "мирную" стратегию руководства ГУАМ нельзя назвать идеальной. Более того: негативные последствия, к которым она может привести, "перехлестывают" все выгоды, перечисленные выше. Фактически, ценой битвы за Молдову может стать недееспособность межгосударственного объединения. И первые признаки этого появились уже сейчас.
Проблемы, о которых идет речь, обусловлены главным документом ГУАМ - уставом, статья 12 которого гласит: «Решения в органах ГУАМ принимаются при участии всех Сторон на основе консенсуса путем согласования без проведения голосования». Это означает, что любая страна-участник, в том числе Молдова, может ветировать любое решение организации. Причем данное правило распространяется даже на те случаи, когда Кишинев игнорирует саммиты ГУАМ – молдавская сторона может постфактум заявить о несогласии с принятым решением и остановить его реализацию. Более того, Владимир Воронин уже использовал право вето на практике. Так, в ходе Бакинского саммита в 2007 году главы Украины, Азербайджана и Грузии договорились о создании совместного миротворческого батальона. Президенты сделали соответствующие заявления, были завизированы все документы, но затем оказалось, что Молдова - против. А учитывая, что создание этого батальона, инициированное Азербайджаном, было одним из негласных условий поставки нефти для трубопровода Одесса - Броды, от приостановки миротворческого процесс пострадала и Украина.
Последствия "внутренней холодной войны" между членами ГУАМ могут быть самыми негативными. Учитывая пророссийскую направленность Кишинева, не стоит ожидать, что Воронин одобрит какую-либо стратегическую инициативу, направленную на снижение веса Москвы в Черноморско-Каспийском регионе. Таким образом, ГУАМ постепенно превращается из действующего, эффективного межгосударственного объединения в некое подобие СНГ – "неформальный клуб", куда главы государств приезжают, только чтобы побеседовать, без надежды принять какое-либо важное решение. А учитывая то, что в 2009 году председательство в ГУАМ должно перейти к Кишиневу, эту организацию, похоже, ждет еще один безрезультатный год, когда даже председатель будет не заинтересован в ее успешном функционировании.
Есть ли у Молдовы перспективы для работы в составе ГУАМ в обозримом будущем? Вопрос очень спорный. Как известно, основной идеей создания данного объединения является организация транспортных маршрутов из Кавказа в Европу, при этом основное ударение делается на транспортировку энергоносителей. Однако нефтепровод Одесса - Броды уже прошел в стороне от Молдовы, а перспективы строительства новых трубопроводов, проходящих по молдавской территории, отсутствуют. В Кишиневе это отлично осознают и не питают надежд, что ГУАМ может принести стране экономические выгоды. "От присутствия в любой организации должна быть эффективная польза. Если ее нет, то нет и интереса. А если нет интереса, то присутствие становится обременительным", – заявил в марте 2008 года в интервью российскому "Коммерсанту" Владимир Воронин, добавив, что допускает возможность приостановления членства Молдовы в ГУАМ.
Стоит отметить также, что попытки удержать Молдову в составе ГУАМ ради сохранения имиджа «единой организации» могут быть изначально ошибочными. Ведь сегодня очевидно, что весь мир уже давно знает о проблемах союза Киева, Тбилиси, Баку и Кишинева. Стремление Молдовы отдалиться от ГУАМ известно и дипломатам и журналистам.
Так стоит ли скрывать очевидное? Хочется надеяться, что ответ на этот вопрос будет дан главами государств в самое ближайшее время.
Сергей Сидоренко
КоммерсантЪ |