Понедельник, 27.06.2022, 17:25
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Июль » 3 » Трагедия 1915 года (часть 2)
Трагедия 1915 года (часть 2)
14:21

Кемалисты и завершение геноцида

 

Геноцид, достигший своей кульминации в 1915 г., продолжался и после войны. Не удовлетворившись изгнанием почти всего армянского населения из Западной Армении, Киликии и остальной территории Османской империи, сначала младотурки, а затем кемалисты неоднократно нападали и на Восточную Армению, движимые все той же пантюркистской мечтой об объединении с другими народами тюркско-татарского происхождения. Здесь мы, говоря в основном о геноциде, лишь кратко упомянем об этих событиях, о которых еще будет идти речь в следующей главе.

 

Американский посол Моргентау писал в своих мемуарах, что после высылки армян в 1915 г. Талаат сказал ему: «Мы уже освободили местность от трех четвертей армян. Надо с ними покончить, иначе нам придется опасаться мести. Мы не хотим больше видеть армян в Анатолии; они могут жить в пустыне, но больше нигде».

 

В июне-июле 1916 г. правительство отдало распоряжение покончить с армянами, еще остававшимися в Турции. «La question armenienne n'existe plus» («армянского вопроса больше не существует»), — сказал опять же Талаат, по свидетельству Лепсиуса, уже 31 августа 1916 г. немецкому послу князю Гогенлое-Лангенбургу. И в самом деле, в начале 1917 г. правительство считает проблему армян в Анатолии официально «решенной».

 

Общее число жертв геноцида только за два года (1915–1916) составило примерно 1,5 млн. человек. Так Западная Армения потеряла большую часть своего коренного населения.

 

Но великие потрясения на международной политической арене делают еще более трагическим положение армян в Турции и в России. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. вносят некоторый хаос в русские войска, многие из которых отводятся с территорий, оккупированных во время войны. В конце 1917 г. русские и турки заключают перемирие; однако уже через несколько месяцев военные действия возобновляются. В итоге, после заключения и нарушения различных договоров, 3 марта 1918 г. немцы, союзники турок, подписывают мирный договор с большевиками в Брест-Литовске: Турции возвращают земли, отвоеванные у нее во время войны, а также город Карc и провинции, захваченные Россией еще в 1877–1878 гг. Ситуация для армян, избежавших высылки благодаря присутствию русских, становится критической, и многие из них действительно погибнут от рук младотурок и кемалистов.

 

В Ардагане с марта по май 1918 г. младотурки убивают более девяти тысяч человек; в Караклисе в мае — еще четыре тысячи; в Ахалкалакской области до конца года жертвами турецкого насилия, голода и эпидемий становятся 40 тыс. армян. В середине сентября войска младотурок и, прежде всего, местное азербайджанское население, истребляют армянскую общину в Баку, со зверской, неслыханной жестокостью уничтожив от 20 тыс. до 25 тыс. армян. Вот что написано в «Меморандуме тифлисских общественных организаций в дипломатические миссии в Закавказье».

 

«Ужасы при взятии города не поддаются описанию.

Разнузданные воинские части и озверевшие банды врывались в дома армян, убивали, насиловали, грабили и уничтожали. Очевидцы рассказывают о таких ужасах, от которых леденеет кровь, рассказывают о ребенке, сосавшем в течение трех дней грудь убитой матери, о грузовике, вывозившем из сиротского приюта беженцев детские трупы, об изнасиловании дочерей на глазах родителей и жен на глазах мужей, которых после этого убивали».

 

Война между тем близится к завершению, и одновременно должен, казалось бы, наступить конец страданиям, причиняемым турками армянам в России. Но в этот момент, в мае 1918 г., пользуясь тем, что Восточная Армения только что отделилась от Советского Союза и, следовательно, больше не может рассчитывать на поддержку русских, Турция нападает на новое государство. За неделю боев армянскому гражданскому населению и солдатам удается отразить турецкое нашествие, написав тем самым, как мы еще увидим, одну из самых героических страниц в истории своего народа.

 

В то время как в Баку завершаются массовые убийства армян, Турция терпит в Палестине тяжелое поражение от англичан, а в Македонии — от французов. В октябре младотурки уходят в отставку и бегут из Стамбула; таким образом, 31 октября 1918 г. Турция капитулирует, заключив Мудросское перемирие со странами Антанты. Согласно условиям капитуляции, Турция освобождает Закавказье и Киликию, куда под протекторатом французов возвращается около 150 тыс. армянских беженцев, выживших в пустыне Сирии или еще находившихся в лагерях, например в Алеппо. Наряду с французскими войсками в этом районе стоит гарнизоном Восточный Легион, особый корпус армянских добровольцев со всего мира, основанный в 1916 г. армянским дипломатом из Египта Погосом Нубаром-пашой. В Киликии вновь открываются школы и церкви, брошенные в момент массового переселения. Впоследствии Севрский договор между Турцией и странами Антанты от 10 августа 1920 г. подтвердит учреждение «Foyer national armenien», Армянского национального очага, в Киликии под протекторатом Франции.

 

Но конец Османской империи и рождение современной Турции в результате захвата власти движением Мустафы Кемаля (впоследствии он станет Ататюрком) не улучшают положение армянского населения.

 

В начале политической карьеры, в январе 1919 г., Кемаль на словах резко осуждает зверства, совершенные предыдущим правительством младотурок, но ни разу конкретно не говорит об убийствах армян. Все так же на словах он гарантирует армянам безопасность в Анатолии. Однако свое первое правительство он формирует из министров Иттихада, и очень скоро как в его словах, так и в действиях, ясно проявится ненависть и к армянам, и к грекам. 23 июля того же 1919 г. он публично заявит, что Турция принадлежит только туркам и что армяне и греки не получат ни сантиметра турецкой земли. С конца года он обосновывается в Анкаре, откуда ему удается навязывать свои решения теперь уже слабому правительству Стамбула, а также султану.

 

И действительно, массовые убийства армян продолжаются по всей Турции. В 1919–20 гг. неоднократные восстания турок ослабляют присутствие французов, занявших Киликию. В 1920 г. Франция отказывается от протектората и начинает с большой поспешностью выводить свои войска из Турции. Наконец, в 1921 г., после конференции в Лондоне, пересмотревшей Севрские соглашения, Франция официально возвращает Киликию новой турецкой власти — кемалистам.

 

Уход французов вызывает панику среди армянского населения, и оно начинает массово покидать область. Однако многие армяне принимают насильственную смерть от турок (некоторые историки говорят о 50 тыс. жертв в 1919–1922 гг., другие полагают, что их было 20–22 тыс.). В течение первых двух месяцев 1920 г. в городе Мараше турки совершают несколько набегов, убивая французских солдат и уничтожая множество армян. В ночь 12 февраля французский гарнизон под прикрытием темноты покидает город, за ним следует несколько тысяч армян. Никто не предупреждает остальное армянское население, и на следующий день турки истребляют его. Погибает девять тыс. человек, многие из них сгорают живьем в городской церкви; еще две тысячи армян были убиты при попытке догнать французские войска; иные, избежав турецкого насилия, замерзают или умирают от непосильного напряжения, убегая через горы, где температура воздуха составляет 20 градусов ниже нуля. В киликийском городе Аджине в один день (15 октября) было убито шесть тысяч человек.

 

Массовое переселение армян, выживших в Киликии, завершается в 1921 г.; в последние два месяца года, когда становится ясно, что Франция полностью выведет свои войска из Турции, почти 60 тыс. армян оставляют свои дома и имущество туркам и уходят. Когда в январе 1922 г. последние французские солдаты покидают Турцию, там уже почти не остается армян. Турки оскверняют армянские кладбища, забрасывают камнями бывших учеников французских школ. Некоторые из новых киликийских беженцев укрываются в Сирии, другие бегут еще дальше от ненависти турок: в Соединенные Штаты, Францию и другие страны. Лозаннский договор в июле 1923 г. окончательно отменяет условия Севрского договора относительно права армян в Киликии на определенную автономию. В документе армяне вообще не упоминаются.

 

В марте 1920 г. турки и азербайджанцы совершают новый ужасный погром в городе Шуши. Шуши был очень важным центром армянской жизни и культуры в Карабахе: с XIX в. там был свой монастырь, театр, больница, епархиальная школа, выходили книги и журналы на армянском языке. В конце XIX в. армяне составляли более 60% населения города. Всего за один день, 22 марта 1920 г., тюркская ярость разрушила тысячи армянских домов, церквей, библиотек, типографий; ее жертвами пали более 30 тыс. человек. Так кемалисты повторили в Шуши то, что младотурки содеяли в Баку.

 

Смирна — древний греческий город, основанный в XI в. до н. э., в котором, по преданию, родился Гомер, хотя и входила с 1424 г. в Османскую империю (и была переименована турками в Измир), еще в начале XX в. была более чем наполовину населена греками. В мае 1919 г. греческие войска заняли город, а в следующем году, по условиям Севрского договора, Греции было поручено управление всей областью.

 

Но греческая оккупация еще больше возбудила экстремистский национализм кемалистов. За один год, с весны 1921 по весну 1922 г., они выслали греческое население Анатолии, в точности повторив схему геноцида армян. Затем, в сентябре и октябре 1922 г., они устроили в Смирне беспрецедентную резню, истребляя и греков, и армян. Армян сначала арестовывали и грабили, потом кемалисты поджигали армянские кварталы, уничтожая десятки церквей и школ и множество народу. Тысячи людей в ужасе сбегались на волнорезы в порту. На нескольких кораблях, принадлежавших странам Антанты, видели происходящее, но никто не решался вмешаться. Тех, кому каким-то образом удавалось выйти в море, — а это были в основном женщины, дети и старики — топили турецкие корабли.

 

Но на этом кошмар не кончился. Позднее американский консул в Смирне Джордж Хортон напишет: «Ататюрк начал новую травлю армян: наполнив железнодорожные вагоны женщинами и детьми, он приказал засыпать их углем, а затем поджечь...»

 

Трудно сказать точно, сколько армян подверглось зверствам кемалистов во время погрома в Смирне; погибших было около 10 тысяч.

 

Сожжением армянского квартала в Смирне в октябре 1922 г. и массовыми убийствами его населения геноцид был завершен. Кемалисты поставили последнюю точку в решении армянского вопроса, почти полностью избавив себя от присутствия народа Арарата. Число жертв террора последних лет правления младотурок и начала власти кемалистов точно не установлено. Суммируя имеющиеся в распоряжении достоверные данные, можно увидеть, что к жертвам геноцида и войны добавилось еще 400 тыс. армян, которые были убиты турками или умерли от голода и лишений в период с 1918 г. по 1922 г. в Киликии, во всей Турции и в Армении.

  

Итоги геноцида и его виновники

 

События 1915 г. стали логическим развитием предыдущих фактов насилия и кульминацией всего процесса геноцида, начатого еще Абдул-Гамидом и доведенного до конца кемалистами.

 

Почти за пять десятилетий на рубеже XIX–XX вв. жертвами геноцида армян, осуществленного турками с 1876 по 1924 гг. с пиками в 1894–1896, 1909 и 1915–1922 гг., стало более двух миллионов человек. Все они погибли во время депортации от голода, жажды и эпидемий, умерли в пустынях Сирии и Месопотамии или были жестоко убиты безумными в своей смертельной ненависти Абдул-Гамидом II, младотурками и кемалистами, их наемными убийцами, фанатиками-фундаменталистами и разъяренной толпой.

 

Сегодня в Турции, если не считать Стамбула, где есть армянская община, насчитывающая от 50 тыс. до 60 тыс. человек, уже практически не осталось армян. Армяне, пережившие геноцид, присоединились к общинам диаспоры на Ближнем Востоке, а затем многие из них эмигрировали во Францию, Соединенные Штаты, Канаду, Австралию, СССР... Так диаспора, которая с древности была постоянным явлением армянской истории, после Великого Злодеяния приобрела неслыханные размеры. Действительно, со времени геноцида и потери территорий Западной Армении (1920 г.) армянский народ оказался приговоренным в своем подавляющем большинстве жить вне исторической родины, быть рассеянным по всему миру.

 

Ответственность за геноцид в первую очередь лежит, разумеется, на тех, кто его замыслил и организовал, а это были Абдул-Гамид II, триумвират младотурок (Талаат, Джемаль и Энвер) и Мустафа Кемаль.

 

Трудно установить, в какой мере депортация и массовые убийства 1915 г. были задуманы заранее или осуществлены под предлогом, подсказанным конкретными обстоятельствами, такими, как неудачи турецких войск в начале войны или восстание армян в Ване. Турки систематически уничтожали компрометирующие их документы. И все же быстрота, с которой властям удалось депортировать около половины армян империи, принимая во внимание техническую отсталость Турции того времени, заставляет думать, что в 1915 г. был приведен в исполнение предварительно согласованный и детально разработанный план.

 

Основную ответственность за депортацию в любом случае несет Талаат-паша. Он лично и под строгим секретом принимал решения относительно армянского вопроса; исполнение их поручалось затем Особой Организации, возглавляемой врачами Назымом и Бехаэддинем Шакиром. Официально обнародованные распоряжения правительства часто опровергались секретными приказами, которые отдавал лично Талаат. Бывший почтовый служащий, Талаат имел дома телеграфный аппарат. Официально он приказывал карать виновных в насилии против армян во время «переселения», успокаивая таким образом союзников-немцев и дипломатов, и одновременно из дома посылал шифрованные телеграммы с противоположными приказаниями. Частные распоряжения он передавал не только по телеграфу, но и через партийных работников: они показывали губернаторам письменные решения министра, а затем документ уничтожали; иногда приказы передавались только устно.

 

Кроме турецких властей и их подчиненных, которые не только выполняли приказы, но и проявляли излишнее усердие, позволяя себе всякого рода крайности, виновно было также, к сожалению, невежественное население, манипулируемое политическими лидерами, ослепленное фанатизмом, в том числе религиозным.

 

В отличие от геноцида евреев, проводимого Гитлером и нацистским режимом, в геноциде армян принимало активное участие гражданское население. Руководителям государства помогала исполнять их план толпа, которая завладевала имуществом депортированных и убитых армян.

 

Неприятие и нетерпимость к представителям этнических меньшинств, обычно более богатым и просвещенным, чем турецкое население, намеренно подстрекались и использовались идеологами пантюркизма. Затем был объявлен джихад, что создало атмосферу «охоты на армян», в процессе которой было дозволено все: красть, поджигать, насиловать, пытать, калечить, убивать...

 

Нужно, однако, сказать, что в отдельных случаях турецкие губернаторы и руководители областных администраций отказывались подчиняться приказам об истреблении армян, особенно неофициальным и устным, прекрасно зная, что они так или иначе исходят от Талаата.

 

Министерство внутренних дел, разумеется, увольняло их, а партия и Особая Организация угрожали им или даже посягали на их жизнь.

 

Были также турки и курды, которые укрывали армян. И это тем более достойно похвалы, поскольку правительство грозило суровыми мерами наказания всем, кто помогает армянам, защищает их или прячет. Известны случаи, когда армянские женщины перед депортацией поручали своих детей дружелюбно настроенным турецким семьям.

 

Важно, что и свидетель геноцида Армин Вегнер не обвинял в жестокости турок как народ. В письме к президенту Т. В. Уильсону он писал: «Я не обвиняю простой народ этой страны, чья душа глубоко честна; но я думаю, что каста властителей, направляющая его, никогда за всю историю не будет способна сделать его счастливым». Вегнер покинул Турцию в декабре 1916 г. и уже не увидел, что радикальная смена «касты властителей» Турции, то есть приход к власти Мустафы Кемаля, к сожалению, вовсе не принесла улучшения условий жизни армянам, грекам и другим национальным меньшинствам, как и самим туркам. Напротив, кемалисты с еще большим размахом манипулировали чувствами толпы и с еще более трагическими последствиями, чем во времена младотурок.

 

В значительной мере причиной преследований, которым подвергались армяне в ходе их долгой истории, начиная с битвы при Аварайре, была, безусловно, их христианская вера. Именно поэтому многие армяне полагают, что геноцид 1915 г. — это столкновение между исламом и христианством. В действительности, ни кровавый Абдул-Гамид II, ни неверующие младотурки, ни, конечно же, Мустафа Кемаль, считавший ислам «гирей на ноге турецкого народа», не руководствовались в своих действиях религиозными мотивами.

 

Однако если геноцид и не был непосредственно вызван религиозными причинами, приверженность армян к христианской вере фактически определяла их судьбу: тех армян, которые согласились принять ислам, действительно пощадили. В современной Турции есть граждане, которые узнали о своем армянском происхождении уже взрослыми: в годы геноцида их родственники стали мусульманами, чтобы спасти свои жизни.

 

Исламизация была скорее одним из аргументов, применяемых турецкими властями для оправдания геноцида религиозными причинами. Младотурки и кемалисты умело использовали религиозный фанатизм и ненависть темного народа против гяуров, то есть «неверных» армян.

 

Во всяком случае, армян, бежавших из Турции, хорошо принимали практически во всех исламских государствах Ближнего Востока. Армянские беженцы, гостеприимно и великодушно встреченные арабами, стали жить в совершенном согласии с ними как полноправные граждане этих новых государств. Мусульманские духовные лидеры арабских стран открыто осудили действия Турции в 1915 г. как абсолютно несовместимые с исламской этикой.

 

Немаловажной является ответственность за геноцид союзников различных режимов в Турции: англичан за истребление армян в конце XIX в., немцев и австровенгров за массовые убийства, совершенные младотурками, большевиков за кровопролитие, устроенное в 1921 г. кемалистами. Великобритания, Франция и Соединенные Штаты, несомненно, несут ответственность за свою политику попустительства по отношению к кемалистам, которая проявилась и в отречении от Севрского договора.

 

Мировые державы, не союзные с турками, с одной стороны, неоднократно выражали протест турецким властям. С другой стороны, они не предприняли никаких серьезных мер для того, чтобы вынудить Турцию провести реформы и прекратить убийства. Не следует забывать о том, что условия крайней бедности, в которых находилась Османская империя в годы своего заката, ее экономическая зависимость от разных европейских стран делали вполне возможным оказание на нее политического давления.

 

И, наконец, как страны Антанты, так и другие державы, а также международные организации предпочли «умыть руки» от армянского вопроса. В XX в. на развалинах Османской империи возникло несколько независимых арабских государств. Но Турция с рождением Армении понесла бы серьезнейшую потерю. Прежде всего потому, что значительная часть территории Анатолии перешла бы к независимому армянскому государству. Кроме того, это государство в силу своего географического положения разрушило бы всякую мечту о пантюркизме, что в действительности и произошло, когда появилась советская Армения. Но те самые европейские державы, которые приложили много усилий к созданию арабских государств на землях, которыми одно время владела Турция, не сделали абсолютно ничего ради основания независимой Армении. Дело в том, что поступить справедливо с армянами, предоставив им территорию, на которой они жили тысячелетиями, означало бы, кроме всего прочего, еще и выступить против СССР.

 

Вот почему в течение всего XX в. армяне видят, как на всех континентах рождаются новые государства, но после ухода из политической жизни, а затем смерти (в 1924 году) американского президента Уильсона никто из власть имущих не будет серьезно заниматься их вопросом.

 

 

Пивненко А.В., Мурадян Р.А.

 

Использованы материалы из книги Джованни Гуайта "1700 лет верности. История Армении и ее Церкви"

Категория: Библиотека | Просмотров: 965
Календарь новостей
«  Июль 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru