В Цахкадзоре, название которого переводится как “ущелье цветов”, цветов маловато. Растут они больше на окраине и в лесистой местности, а вот в центре города их встретишь редко — в отличие, скажем, от Дилижана, где почти у каждого дома разбит палисадник. Местные жители говорят, что палисадники были в основном у домов молокан, но те уже уехали из Цахкадзора, но в письмах, которые шлют своим бывшим соседям, признаются, что тоскуют по Армении, и продолжают называть ее своей родиной.
Если не считать молокан, то, по словам градоначальника Цахкадзора Гаруна Мирзояна, уровень миграции составляет здесь всего 1%. Цахкадзорцы особой охоты к перемене мест не выказывают, так что численность жителей городка осталась почти на прежнем уровне — 1700 человек. Вообще-то, с мэром можно было и поспорить. Во время коротких посиделок на городской площади, где автор этих строк разговорилась с несколькими мамашами и бабушками, выгуливающими малышей, выяснилось, что в их семьях как минимум 1-2 человека живут и работают за рубежом — у кого муж, у кого сын с семьей, у кого брат. “А иначе не проживем, цены, сами видите, какие, а детей кормить, одеть-обуть надо”, — сказала одна из бабушек, представившаяся бывшей воспитательницей детского сада. Между тем нельзя не согласиться и с тем, что по сравнению с другими районами и городами Армении из Цахкадзора, конечно, уезжают гораздо меньше, во всяком случае массового оттока не наблюдается. Главная причина — есть работа. В небольшом городке, занимающем всего-то 1200 гектаров, сосредоточено более 20 гостиниц и пансионатов, так что вакансий в сфере сервиса вполне достаточно. И вот что интересно. Несмотря на заметно возросшую тягу армян к летнему отдыху за рубежом, преимущественно в Турции и Аджарии, интерес к местным курортам не идет на спад. Летом и зимой население Цахкадзора возрастает почти втрое, а это очень хороший стимул для дальнейшего развития гостиничного комплекса. Так что работа цахкадзорцам обеспечена, хотя сервис привлекает далеко не всех. В городе есть люди, обладающие дипломами училищ и вузов, которые вовсе не стремятся подавать завтраки отдыхающим или убирать номера. Но большого выбора нет, так что приходится довольствоваться тем, что предлагают.
Есть еще один источник дохода — сезонная сдача комнат отдыхающим. Платят не очень много, поскольку в Цахкадзор едут в основном люди с достатком, а те предпочитают отели. Те, кто победнее, довольствуются минимумом удобств и адекватно за них платят. Цены в продуктовых магазинах выше, чем в Ереване. К примеру, плитка Alpen Gold стоит 300 драмов, а стаканчик попкорна — 50. Владельцев шопов можно понять — посетителей в несезонное время немного, так что небольшую прибыль можно получить только за счет ценовой надбавки.
Достопримечательностей в Цахкадзоре всего две — монастырский комплекс Кечарис, основанный в 1051 году, и Музей братьев Орбели, стоящий на ремонте. Мэр поведал нам историю, связанную с Кечарисом. Когда-то на этом месте был густой березовый лес. Чтобы построить монастырь, лес пришлось вырубить, а часть лесоматериала использовать в строительстве. Зато слово “береза”, по-армянски “кечи”, навечно сохранилось в названии этого удивительно красивого памятника. Была еще одна, гораздо более поздняя история, связанная с Кечарисом, но носящая вполне светский и даже очень прагматичный характер. Несколько лет назад настоятель церкви о.Арутюн, видимо, заразившись духом успешного предпринимательства, охватившего Цахкадзор, вознамерился построить на территории церкви... кофейню. Журналисты подняли шум, а о.Арутюн при встрече дал им суровую отповедь, хотя кофейню так и не построил. “Прекрасный у нас священник”, — с похвалой отозвался об отце Арутюне мэр города, так что пришлось полностью положиться на столь авторитетное мнение.
Выражение “город контрастов” стало таким расхожим и избитым, что его уже и употреблять неудобно. Но по-другому о Цахкадзоре не скажешь. Весь городок окаймляют роскошные “палаццо”, целые участки, застроенные прекрасными особняками, которые вполне тянут на виллы. А жители шепотом поясняют несведущим — кому что принадлежит, называя имена публичные, громкие, известные всей стране. И неудивительно. Сегодня Цахкадзор, ставший объектом адресного государственного попечения, где реализуются целевые госпрограммы по превращению его в развитый курортный город, стал местом очень выгодного помещения капитала.
Перспективы у городка огромные. Им уже всерьез интересуются и за рубежом. В частности, наш соотечественник из США г-н Бояджян вложил $10 млн в реконструкцию уже полностью завершенного спорткомплекса, обнаружив явный интерес к этому объекту. Кстати, о комплексе. В 60-е годы, перед началом олимпийских игр в Мехико, выяснилось, что из всех союзных городов именно Цахкадзор по высоте, разряженности воздуха, климатическим перепадам почти полностью совпадает с Мехико. Тогда Цахкадзору да и всей республике посчастливилось вытянуть выигрышный билет. На Армению из центра посыпался золотой дождь, предназначенный для строительства олимпийского городка, где по замыслу участники олимпиады со всей страны должны были жить и тренироваться в условиях, максимально приближенных к мексиканским. Городок строили в авральном ритме, с неизбежными при этом огрехами и недоделками — обещали доделать потом. Олимпиада завершилась, а интерес к городку, который продолжали называть олимпийским, ослабел. А потом о нем и вовсе забыли. Возрождение Цахкадзора как курортного и спортивного центра Армении, естественно, повлекло за собой и пристальный интерес к бывшему олимпийскому комплексу. Гражданин США уже вложил в него большие деньги, так что, надо полагать, в ближайшем будущем он станет его собственностью со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе ценовыми.
Кстати, о ценах на услуги в Цахкадзоре. Местный градоначальник, которому по рангу положено несколько идеализировать ситуацию во вверенном ему городке, утверждает, что услуги в Цахкадзоре недорогие. К примеру, коттеджи в “Виардо” стоят 30-40 тысяч драмов в сутки. “Но ведь там могут жить 6-7 человек и поделить между собой эту сумму”, — резонно считает г-н Мирзоян. Цены в других гостиницах колеблются в пределах $100-120 долларов в сутки. В пансионатах, принадлежащих учебным заведениям — Ереванскому государственному и Лингвистическому университетам, — цена на номер составляет 12-13 тысяч драмов, но студентам и сотрудникам положена 50%-ная скидка. В целом же комфортный недельный отдых в приличной гостинице обойдется отдыхающему в $600, и это не считая питания. По части развлечений в самом Цахкадзоре не густо. Все увеселительные заведения, включая бары, дискотеки и т.д., сосредоточены в домах отдыха, так что доступны в основном постояльцам престижных отелей и пансионатов. Уличных кафе почти нет, а те, что есть, очень дорогие, кинотеатр только-только строится. Есть, как уже упоминалось, небольшая городская площадь с куцым фонтанчиком, 5-6 скамейками и полным отсутствием какой-либо растительности. Здесь в основном тусуется цахкадзорская ребятня и молодежь, с завистью поглядывая на белеющие невдалеке виллы и палаццо.
Цахкадзорцы больших благодеяний по части благоустройства собственного городка от высокопоставленных владельцев недвижимости пока не видели. Молодежи податься некуда, с маленькими детьми тоже не очень разбежишься. Местный бюджет, который формируется из налоговых поступлений, составляет 900 миллионов, вместе с государственной дотацией — 1200 миллионов драмов. Решить городские проблемы на эти деньги, конечно, сложно, а поддерживать на высоком уровне ко многому обязывающий статус модного города-курорта — тем более. Однако градоначальник считает, что проблем немного — Цахкадзор полностью газифицирован, питьевой водой, причем чистой, родниковой, обеспечен почти круглосуточно, жилищных проблем за редким исключением почти ни у кого нет. Что же касается городского строительства, то здесь, можно сказать, “планов громадье”. Прежде всего, как уже было сказано, правительство реализует здесь масштабные инвестиционные программы, реализация которых со временем позволит нам иметь в Армении собственный Инсбрук или Давос. Кстати, о Швейцарии. Г-н Мирзоян рассказал, что уже создан великолепный план развития Цахкадзора на 30 лет, автором которого является швейцарский архитектор Анри Гинар. Почему швейцарец? Да потому что именно эта страна имеет огромный, полувековой, опыт по части создания модных горнолыжных курортов. Под это дело на Цахкадзор уже выделено 170 тысяч швейцарских франков, из которых 100 тысяч предоставит сама Швейцария, а 70 тысяч — Армения. На вопрос о том, что градоначальник считает основной проблемой Цахкадзора, г-н Мирзоян ответил — привлечь в город как можно больше туристов и, соответственно, капиталы. Сегодня ежегодно Цахкадзор посещают в среднем 6-7 тысяч туристов, по словам мэра, делается все, чтобы удвоить эту цифру. Что же может прежде всего привлечь туристов в Цахкадзор, кроме комфортабельных гостиниц и хорошего сервиса? (Кстати, город тесно сотрудничает с высшей школой сервиса в Ереване.) Во-первых, природа. Цахкадзор, расположенный в живописном ущелье реки Мармарик, в самом деле очень красив. Живописность эту и определяют, и дополняют окаймляющие его горные склоны и густые леса, занимающие 35-40% территории. Несмотря на категоричные заявления мэра о том, что леса в Цахкадзоре не рубили даже в суровые годы энергетического кризиса, — рубили, да еще как. И не только на топливо. Целые лесные массивы вырубали под строительные площадки для будущих помпезных особняков и вилл олигархов. Об этом писали и говорили в свое время немало. Но, так или иначе, цахкадзорские “пленэры” весьма привлекательны для туриста.
Еще одна очень важная рукотворная достопримечательность Цахкадзора — великолепная современная канатка и отлично ухоженные горнолыжные трассы, в строительство которых в рамках международных программ вложено до 20 млн долларов. Общая протяженность трасс превышает 6 тысяч метров, а их качество заслужило одобрение даже очень искушенных и прихотливых западных туристов. Канатку строила австро-итальянская “Лайтнер-фирма”, имеющая большой опыт по части сооружения “воздушных кабинок”. Нашу канатку со всеми ее пятью станциями фирма признала своим крупным успехом, что, впрочем, видно и невооруженным глазом.
...На выезде из Цахкадзора, где идет оживленное индивидуальное строительство, уже появилось несколько домиков, по архитектуре сильно смахивающих на швейцарские шале. Похоже, это уже первые “ласточки” проекта г-на Анри Гинара. Так что Цахкадзор преобразуется на европейский лад довольно быстрыми темпами. Правда, к местным жителям это почти не относится...
Ереван -
Валерия ЗАХАРЯН
"НВ" |