В семье Шарля Азнавура всегда царила полная гармония. "У нас любили смеяться и петь, танцевать и плакать. Да и плакать, потому что армянин – существо чрезвычайно эмоциональное", – напишет Шарль много лет спустя в своей книге "Азнавур об Азнавуре".
Его настоящее имя – Шаанур Варнаг Азнавурян. Шарль Азнавур – псевдоним, который только в 50-е годы наконец-то вписали в его документы.
Он родился 22 мая 1924 года во Франции, в семье армянских переселенцев. Отец Шарля был артистом оперетты, несколько лет содержал ресторан «Кавказ», мать выступала в бульварных театрах. О своем детстве он вспоминает с теплотой и юмором.
Шарль быстро акклиматизировался в парижской среде. Посещал театральную школу. "Маленький армянин" (так его называли в классе) был невзрачный с виду и очень робкий. Тем не менее, уже в пять лет он играл перед зрителями на скрипке, в девять дебютировал на сцене, исполняя русские танцы, а также пел дома и в капелле церкви Сен-Северена. В тринадцать лет он получил свою первую настоящую роль в театре Одеон в пьесе "Марго", в которой сыграл маленького Генриха IV.
Настоящий успех к нему пришел значительно позже. Ему предшествовали жалко оплачиваемые эпизодические роли в небольших театрах и роли статистов в маленьких кабаре. Потом он пел в периферийных кино, где в перерывах между фильмами выступали (за небольшие деньги) третьеразрядные комики или певицы.
Когда ему исполнилось девятнадцать лет, он дебютировал в известной сейчас "Олимпии". Первый шумный провал. Публика освистала его – ей не нравились его голос, его внешность, его исполнение. Критики посоветовали сменить профессию.
После банкротства отца вся семья оказалась в трудном материальном положении. Шарль нередко голодал. Он пробовал петь песни по заказу, копируя известных эстрадных исполнителей.
Но однажды фортуна улыбнулась ему – он познакомился с Эдит Пиаф, сыгравшей важную роль в его судьбе. Это был 1946 год. Эдит пригласила юношу в свой особняк на улице Берри и предложила отправиться в турне по США и Канаде вместе с труппой "Компаньон де ля Шансон".
Азнавур стал известен. Однако его фамилия по-прежнему действовала на организаторов концертов, а зачастую и на публику, как красное на быка. Его беспощадно освистывали и обижали. Выступая в концертах Эдит Пиаф, он был в безопасности. "Спасибо, хоть тогда не свистели – публика считала, что на вечере Пиаф свистеть непристойно", – признавался Шарль.
В течение восьми лет Шарль Азнавур пользовался покровительством и поддержкой Эдит Пиаф. Он был у нее водителем, носильщиком, мыл посуду, потом стал ее секретарем, но никогда не был ее любовником.
Дважды попадал с Пиаф в автокатастрофы.
Шарль комплексовал и в жизни, и на сцене из-за своего щуплого телосложения и из-за носа с горбинкой. Эдит оплатила пластическую операцию, и ему поправили нос. "Думаю, что благодаря ей я стал французом", – шутит Азнавур.
Шарль учился у Пиаф мастерству певца и спустя много лет сказал: "Мы с Эдит нашли друг в друге много общего. И у нее, и у меня прошлое было с оттенком боли".
Успех пришел неожиданно. Программа, которую Азнавур исполнял ежедневно, однажды вызвала аплодисменты. Когда-то на этой же сцене, сцене парижского "Альгамбра-Синема", никому неизвестный юноша осмелился петь перед сеансом любовные песенки, и был освистан.
И вот через шесть лет он завоевал сердца парижан. Его несильный, легко вибрирующий голос превращает любую песню в маленькое произведение искусства. Он создает произведения, полные раздумий и печали. Его не без основания называют "грустным певцом".
В середине 50-х годов Шарль Азнавур организовал инструментальный квинтет и выступил со своими песнями. Из семи лишь одна, под названием «Моя жизнь», имела громадный успех. "Прекрасная песня, – говорили слушатели, – ужасный певец".
Но вот известная фирма звукозаписи предложила Азнавуру стать ее певцом номер один. И во всех уголках планеты зазвучал его голос, ранящий и нестареющий. Проданы миллионы экземпляров "Аллилуйи" и "Мамы". Почти каждый в то время знал песни из его репертуара – "Изабель", "Две гитары", "Чудовищный". Поруганный певец, наконец, оказался на той высоте, которой он был достоин.
Америка объявила его "выдающимся явлением современного искусства пения". В начале 70-х годов его сенсационный концерт с "женским идолом" Америки Лайзой Минелли буквально потряс американских телезрителей. Шарль Азнавур, кажется, остается единственным французским шансонье, которому удалось навсегда покорить Америку – в 1995 году его диск занял первое место в классификации "Биллборда", американской библии музыкального шоу-бизнеса. Азнавур собирал полные залы в Мэдисон-Сквер-гардене.
Певец – он же и автор более тысячи песен. Девять из них входят в число лучших французских композиций. Его концерты называют "двумя часами нежности, ностальгии и любви". Некоторые говорят, что Азнавур не моден, а он отвечает: "Я никогда не был модным певцом. Хорошо известно: ничто не устаревает так быстро, как модные вещи. А песня живет неизменно – так долго, как человек".
Он дебютировал на киноэкране в 1959 году в фильме Жоржа Франжю «Головой о стену», создав образ доброго, беззащитного юноши, которого отец упрятал в психиатрическую лечебницу, и доведенный до отчаяния молодой человек заканчивает жизнь самоубийством. После главной роли в фильме Франсуа Трюффо "Стреляйте в пианиста" Шарль Азнавур стал всемирно известен. Он снялся в более полусотни фильмов. Работал с такими режиссерами, как Рене Клер, Клод Шаброль, Клод Лелюш. Наиболее значительные фильмы с его участием – "Американская крыса", "Дьявол и десять заповедей", "Переход через Рейн" (фильм получил главный приз Международного кинофестиваля в Каннах), "Такси в Тобрук", "Шантажисты". За актерское мастерство он награжден "Хрустальной звездой".
После двух неудачных браков он женился на шведке Улле Тюрсель, бывшей модели, устроив пышную свадьбу и обвенчавшись в армянской церкви Жан Кушон в Париже. Шарль Азнавур счастлив с Уллой. У них растут трое детей: Николас, Катя и Миша и внучка Седа. Улла говорит, что за всю их совместную жизнь они с женой ни разу не поссорились.
Шарлю Азнавуру, кумиру Франции и феномену международного шоу-бизнеса, семьдесят четыре года. К публике по-прежнему выходит маленький мужчина в костюме цвета ночной синевы и хриплым голосом рассказывает в своих песнях о любви...
Армянский Вестник |