Родился 3 октября 1935 года в Ереване. Его родственные корни уходят в глубинные пласты этой древней земли. Он знает и любит историю своего народа, в высокой степени обладает национальным самосознанием.
Отца он совсем не знал: когда Армену было всего несколько месяцев, отец оставил семью, и мальчик впервые увидел отца в шестнадцать-семнадцать лет. Армена воспитывал отчим, мудрый и добрый человек.
Актером Джигарханян мечтал стать с детства. Любовь к театру Армену прививала мама, Елена Васильевна. Она была заядлой театралкой и не пропускала ни одного драматического или оперного спектакля. С ранних лет стала водить в театр сына. Театр и футбол – эти две привязанности у Армена остались на всю жизнь. К моменту окончания школы он твердо решил стать артистом и мечтал играть на русской сцене. Поэтому в 1953 году поехал в Москву поступать в ГИТИС, но все закончилось собеседованием – не понравился сильный акцент. Была огромная обида и огорчение. Армен уехал и год проработал в родном городе осветителем на киностудии. Одновременно готовился поступать в Ереванский театрально-художественный институт. В 1954 году его зачислили в институт на курс к знаменитому режиссеру Вартану Аджемяну, руководителю театра имени Г.Сундукяна.
Работа Армена в театре началась с первого курса института. Его знакомый актер, работавший в Русском драматическом театре имени К.С. Станиславского, куда-то ненадолго уезжал и попросил Армена сыграть два-три эпизодика. Его взяли в спектакль "Иван Рыбаков" (по пьесе В.Гусева). Роль состояла всего из четырех слов, но они запомнились на всю жизнь. В институт ходил в основном на занятия по актерскому мастерству. На втором курсе Гулакян предложил Армену роль Ленина в пьесе М.Шатрова "Именем революции". Ему едва исполнилось двадцать лет, ни одного серьезного спектакля – и такая роль! Да еще на армянском языке, которым молодой актер тогда владел не вполне свободно. После долгих трудов роль удалась, зрителям спектакль понравился.
Как каждый актер, он хотел сниматься в кино. Кинодебютом стал фильм "Здравствуй, это я". Все увидели интересную, неординарную личность, талантливого физика, нашего современника. Как говорит сам Армен Борисович, в пьесе, сценарии, роли он ищет прежде всего глубину, человечность характера, а потом уже профессию и прочие проявления этого характера. В 1967 году Джигарханян из Еревана переезжает в Москву и начинает работать в театре имени Ленинского комсомола у А.Эфроса.
Из киноролей того времени очень интересен Артузов ("Операция "Трест"), Костомаров ("Эхо далеких снегов"), Манагаров ("Здесь наш дом"), Стышной ("Журавушка"), Кобозев ("Чрезвычайный комиссар"), Азария ("Ущелье покинутых сказок"). К концу 70-х годов Армен Борисович снялся более чем в 50 фильмах. Особенно ярко выделялись роли Овечкина ("Неуловимые мстители"), Д'Артаньяна ("Двадцать лет спустя"), Фроловского ("Премия"), Левона Погосяна ("Когда наступает сентябрь"), судьи Крикса ("Здравствуйте, я ваша тетя"). Армен Борисович любит кинематограф, но театр считает более близким себе: "Театр для меня всегда был и остается домом".
В его активе более трехсот кинематографических ролей, десятки премьер на телевидении и радио, многие образы, созданные им на сцене и на экране. Зрители и критика по праву относят его работы к лучшим достижениям российского искусства.
Джигарханян обладает широким эстетическим кругозором. Он много читает, следит за новинками музыки, живописи, смотрит те произведения зрелищных искусств, которые несут в себе нечто принципиально новое.
Среди людей, с которыми Армен Борисович связан с самых ранних лет, следует назвать Левона Бадаляна, известного ученого, интересного человека; Хорена Абрамяна, актера и режиссера; Эдмона Кеосаяна, Никиту Симоняна... С большой симпатией он относится к Гарри Каспарову. Всего лишь две встречи состоялись с Уильямом Сарояном, но они восприняты Арменом Борисовичем как целый пласт в его жизни.
Он обожает футбол. Считает, что игрок, актер, художник и т.д. – участник спортивного действа, своеобразного спектакля, где бушуют подлинные страсти, конфликты возникают импровизационно, в сюжете нет заданности, а финал, в отличие от многих театральных пьес, непредсказуем. Такой театр, безусловно, захватывает Джигарханяна, импонирует ему.
Его любимые актеры – Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Михаил Ульянов, Олег Ефремов, Сергей Шакуров, Станислав Любшин, Александр Калягин. Из актеров зарубежного кино – Анни Жирардо и Жан Габен.
Армянский Вестник |