Суббота, 28.05.2022, 16:11
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Июль » 4 » Микаэл Таривердиев: "Я просто живу"
Микаэл Таривердиев: "Я просто живу"
17:34

Творчество композитора Микаэла Таривердиева в Армении по праву считают национальным достоянием. И хотя большую часть жизни он провел в Москве, в Ереване многое напоминает о нем. Его музыка не укладывалась в прокрустово ложе жанров – ни эстрада, ни академизм. Музыка к «Семнадцати мгновениям весны», «Иронии судьбы», «Королю-Оленю» и еще к 132 фильмам, 4 балета, 4 оперы, более 100 романсов, инструментальные циклы – собрание сочинений композитора обширно и до конца еще не издано.

 

Микаэл Таривердиев – выдающийся композитор, армянин по происхождению, автор музыки к многочисленным фильмам. Родился в интеллигентной семье 15 августа 1931 года в Тбилиси.

 

В Гнесинке, где единственный с оценкой «5+» выдержал конкурс в 7 человек на место, попал на курс к Араму Хачатуряну. Дебют композитора состоялся в Большом зале Московской консерватории, где прозвучали его романсы в исполнении Зары Долухановой. Всего же Таривердиев написал более ста романсов. Его опера «Кто ты?» положила начало эстетике камерного театра Бориса Покровского, а комическая опера «Граф Калиостро» (1983) около двадцати лет остается одной из наиболее популярных в репертуаре театра. Кроме того, Таривердиев писал музыку к другим театральным постановкам, им созданы опера «Ожидание» (1985), балет «Девушка и смерть» (поставлен в 1987 году), симфония для органа «Чернобыль» (1988).

 

Сотрудничество Микаэла Таривердиева с кинематографом началось с 1958 года, когда на экраны вышел фильм «Юность наших отцов». Всего же композитор написал музыку к более чем 130 фильмам, в том числе к сериалу «Семнадцать мгновений весны», картинам «Ирония судьбы, или C легким паром!» (1976), «Мой младший брат», «Человек идет за солнцем» (1961), «До свидания, мальчики» (1964), «Любить» (1966), «Король-олень» (1976), «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Загадка Эндхауза» (1990), «И возвращается ветер» (1991), «Русский регтайм» (1993), «Летние люди, дачники» (1995), циклу В. Дормана «Ошибка резидента». В 1977 году Микаэл Таривердиев получил Государственную премию СССР за музыку к «Иронии судьбы», трижды становился лауреатом премии «Ника», был лауреатом Международного фестиваля музыки в Лос-Анджелесе. В 1997-м вышла книга композитора «Я просто живу».

 

В 2002 году его, как обладателя самого большого количества премий в области музыки к кино, внесли в Книгу рекордов Гиннесса.

 

12 лет без воли

 

Друзья называли его Микой, журналисты – баловнем судьбы, коллеги – живым классиком. Сам он считал себя полуживым романтиком.

 

Люди, хорошо знающие его жизнь, не могут остановиться, перечисляя трагедии, сопровождавшие Микаэла Леоновича. Самые большие беды приходили, словно по злому провидению, на пике его популярности.

 

Первый публичный успех Таривердиева связан с фильмом «Человек идет за солнцем» Михаила Калика. Они должны были ехать представлять картину на кинофестиваль во Францию. Но режиссера, за плечами которого были лагеря, не выпустили. Ехать один композитор отказался. Хотя Иван Пырьев, возглавлявший Союз кинематографистов СССР, предупреждал: «Не поедешь – станешь невыездным». Так и произошло. 12 лет Микаэла Леоновича не выпускали за границу. Об этом мало кто знает, считая его очень советским человеком.

 

«Не люблю режиссеров и иностранцев»

 

Таривердиев быстро стал авторитетом в кино. В начале 60-х его пригласили преподавать во ВГИК. Сам Михаил Ромм советовался с Таривердиевым, какой должна быть музыка в его картине «Девять дней одного года». Композитор ответил: «Никакой». Микаэл Леонович ценил тех режиссеров, которые не использовали в фильмах музыку как несущее начало. И он нередко повторял такую фразу: «Не люблю режиссеров и иностранцев».

 

Легче всего, по свидетельствам коллег, Таривердиеву работалось с Михаилом Каликом. В последние годы любимым режиссером был Сергей Урсуляк.

 

С Татьяной Лиозновой после работы в «Семнадцати мгновениях весны» композитор не общался. «Сцена встречи Штирлица с женой в кафе по кинематографическим меркам бесконечно длинная, – писал в дневнике Микаэл Леонович. – Я был против этого, о чем и сказал Лиозновой. С того момента наши отношения подпортились, но еще были терпимы». На нет их свела просьба Татьяны Михайловны рассудить ее с Юлианом Семеновым. Она полагала, что имеет право заявить себя в титрах и как сценарист. Драматург возражал. Таривердиев принял сторону Семенова. И жестоко за это поплатился. «Лиознова была так зла, что поставила меня в титрах после звукорежиссера, – вспоминал композитор. – Из списка на Госпремию просто вычеркнула. Плевать, это я пережил».

 

Сложнее Таривердиеву было справиться с обвинением в плагиате. После премьеры «Семнадцати мгновений» в Союз композиторов СССР пришла телеграмма: «Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Фрэнсис Лей». Прежде чем удалось установить, что «письмо» от французского коллеги было фальшивкой, композитору пришлось многое пережить. Огласку тот скандал получил огромную. Таривердиев стал меньше концертировать и научился меньше доверять коллегам, так радостно обсуждавшим: украл – не украл.

 

«Полуживой романтик»

 

Эльдара Рязанова Микаэл Леонович благодарил за возможность работать в фильме «Ирония судьбы». Они совпадали с Эльдаром Александровичем в любви к высокой поэзии. Ведь они первыми широко предъявили советским зрителям Цветаеву, Ахмадулину. Эффект от той картины был таков, что их пели в подворотнях.

 

Чтобы добиться такого исполнения музыки, которое звучит в фильме, Таривердиев на репетициях с начинающей Аллой Пугачевой не жалел сил. К каждой песне сделали минимум 30 дублей. Позже композитор случайно услышал, как на одном из концертов Примадонна, уже прославившаяся, исполняла его песни. Таривердиев попросил ее больше их не петь. Пугачева послушалась и усвоила урок. Спустя несколько лет она подошла к композитору на одном из правительственных концертов и сказала: «Мне нравится, что вы больны не мной».

 

Спустя 10 лет после «Иронии судьбы» Таривердиев практически подарил Рязанову сюжет фильма «Вокзал для двоих». Только избранные знали, что пианист Басилашвили списан с реального композитора.

 

Творческие потрясения ослабили здоровье Микаэла Леоновича. «Добила» его, поставив перед необходимостью операции на сердце, история с балетом в Большом театре. За неделю до премьеры постановки «Девушка и Смерть» ее сняли. Эту историю он не пережил. Знакомые часто приветствовали Таривердиева так: «О! Живой классик идет!» На что он отвечал: «Полуживой романтик». Композитор, которого многие воспринимали преимущественно киноавтором, работой в фильмах зарабатывал. А для души занимался фотографией и сочинял симфонии, романсы, органные и скрипичные концерты.

 

Тема гибели прозвучала в симфонии «Чернобыль» – в ней будто звучат голоса ангелов... Он сильно болел. В нем жила надежда преодолеть недуг, но композитор понимал, что уходит.

 

В мае Таривердиевы улетели на «Кинотавр». Провели в Сочи два месяца, обратные билеты купили на 25 июля. Они и улетели этим рейсом. Но сразу по возвращении в Москву, 25 июля 1996 года, гениальный композитор умер.

 

Армянский Вестник

Категория: Библиотека | Просмотров: 2259
Календарь новостей
«  Июль 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru