– Как Вы оцениваете историческую роль армянской общины в Украине?
– Мне кажется, сколько существует Украина, столько существует армянская община.
Я родом из Львова, из пятого поколения украинцев. С детства самым любимым моим местом во Львове был армянский квартал. И армянская церковь, и дворик армянской церкви. Если кто-нибудь приезжал в гости, я всегда в первую очередь приводила их посмотреть на церковь. Во Львове много прекрасных мест, но это для меня самое прекрасное. Кстати, позже в Каменец-Подольском я увидела почти такой же армянский квартал, в котором чувствуется рука того же мастера.
Как можно оценивать роль армянской общины? Я думаю, ее можно рассматривать как часть украинского «я». У нас в конгрессе литераторов есть такой девиз: «Все, что родилось под этим небом, – принадлежит этой земле». Одновременно оно принадлежит своей исторической родине, но принадлежит и этой земле в лучшем значении этого слова. То есть обогащает эту землю.
– Какие перспективы развития поликультурной среды в Украине?
– Касательно того, есть ли в Украине перспектива развития вообще, то это совершенно неукоснительно связано с перспективами развития поликультурной среды. Герметически культурной среды я не признаю. Ее не было, нет и быть не может. Иначе такая культурная среда превращается в провинцию. А в поликультурной среде имеет шансы произрастать настоящая культура.
Для украинцев, которые хотят, чтобы их государство наконец состоялось, и которые все-таки надеются, что это произойдет, достоверная информация необходима. Культура лежит в основе всего. А еще глубже лежит правда, которая имеет решающее значение. Понятно, что историю можно тысячу раз переписывать, каждый может иметь свои желания, но самое главное – чтобы все это было написано так, чтобы те, кто потом это будет читать, смогли сделать вывод, что, Всевышний создал разные народы для того, чтобы они обогащали друг друга своим духом, а не разъединялись.
– Что Вы думаете о скудности преподавания даже в школах истории народа, который давно проживает на территории Украины? Например, в учебниках для средней школы о каждой национальности Южного Кавказа всего по одному материалу.
– Эта скудность – еще один пример так называемого хуторянского отношения некоторых чиновников к вопросу просвещения общества, которое хочет идти европейским путем, которое хочет входить в мировую культуру, в мировое сообщество. К сожалению, должна констатировать, что во времена, когда я еще училась в школе, в хрестоматии по истории было значительно больше ведомостей о поликультурном пласте, к которому принадлежала Украинская Республика. Я помню, что об Исаакяне я узнала тогда, когда у нас была традиция переписки с детьми-ровесниками из других республик. У меня были прекрасные впечатления от произведений армянских поэтов, которые мы изучали в восьмом классе, благодаря качественным переводам. Поэтому армянскую культуру мы знали.
Нынешнее провинциальное отношение к судьбе народов, которые в украинскую культуру сделали неоценимый вклад, не выдерживает никакой критики. То, что сейчас происходит с преподавание истории вообще и украинской в частности, – в этом я усматриваю огромный негатив. Нет информации о народах, которые живут в Украине, а об их культуре и истории почти ничего неизвестно. Причиной всему этому – непонимание, как надо жить, как надо развивать свою страну.
– Каким образом, на Ваш взгляд, пропаганда общей истории может способствовать формированию национальной идеи Украины?
– Во времена, когда я слышала лозунг «Украина – для украинцев!», я говорила: не дай Бог, если Украина останется только для украинцев, я уеду из такой страны первой. Я считаю, что мононационализм чрезвычайно опасен. Мы бесконечно судорожно ищем национальную идею, а ее искать не нужно, она всегда была, есть и лежит на поверхности для любого народа. Идея заключается в развитии полинациональных культуры, науки, экономики.
– Какие страницы общей армяно-украинской истории Вы бы отметили?
– Я бы отметила то, что христианство наш народ принял через армян. Может быть разнообразие теорий и объяснений, но христианская религия пришла к нам именно через Армению. А это уже свидетельствует о вхождении Украины в великую мировую цивилизацию.
Также важное значение имеет вклад армян в архитектуру Украины. Армянские мастера строили церкви, крепости, целые кварталы, как, например, в Каменец-Подольском. В Южной и Западной Украине чувствуется бесспорное мощное архитектурное влияние типичной армянской культуры строительства. Ведь Армения – это невероятная культура камня, которая, мне кажется, никому так не свойственна, как армянам, и эта культура камня оставила после себя положительный след везде. Например, армянский собор в Феодосии, могила Айвазовского дарят несравнимое впечатление.
Существует мнение, что израильтяне – народ книги, но я считаю, что армяне – народ книги.
Такой культ книги и такой культ словесности, как у армян, – это наука для всех. Я даже видела книги в руках армянского священництва, которое подвергалось страшным репрессиям в то время, когда им подвергалась и украинская церковь. Я видела, как эти книги хранились. Книги в армянской семье ценили. Ми знаем, что армяне жертвовали своей жизнью для того, чтобы спасти книгу, которую переписывали семьями. Тема отношения к слову, особенно к слову написанного, очень многому научила меня.
Из нашей общей историиї я бы особенно отметила весь пласт искусства, включая музыку, кинематограф, графику, скульптуру, но в первую очередь живопись, прежде всего современную живопись армянского искусства. Можно отметить очень много страниц армяно-украинской истории, они все связаны с людьми, с личностями армянского происхождения, которые в Украине творили и творят.
– Кого из великих украинцев армянского происхождения Вы включили бы в первую десятку?
– Среди армян, которых я считаю великими людьми, которые особенно мне дороги в своей духовной ипостаси, в своем творчестве, – бесспорно прекрасный живописец Айвазовский. Я не знаю, что бы мы делали в кинематографе, вышел бы кинематограф того времени на такую арену, если бы не было Сергея Параджанова. Он за пределами всего. Кто мог бы создать на украинскую, причем на коренную карпатскую тематику такую экранизацию? Дальнейшие годы проходили под ее влиянием. Ленту «Сок граната» я видела в изначальном варианте, а когда увидела в порезанном варианте, это очень меня опечалило, но все равно эта картина остается не менее гениальной. Назовите мне украинского режиссера того времени, который смог бы так проникнуть в украинскую сущность, как это сделал Сергей Параджанов. Его пример доказывает, что гениальный человек во всем бесконечно талантлив. Эстетический рост его натуры грандиозный. Эта фигура будет жить в памяти многих тысячелетий.
А в современном кинематографе ми имеем Романа Балаяна, это бесспорно талантливый режиссер, его часто называют культовым режиссером. Из художников – например, из Днепропетровска Генрих Тигранян с женой, они оба художники. Во Львове также есть несколько молодых талантливых армянских художников.
– Соответствует ли уровень нынешних армяно-украинских отношений тысячелетней общей истории наших народов? Как Вы оцениваете перспективы развития украинско-армянских отношений?
– Мне всегда хочется оценивать такие перспективы позитивно. Но уровень теперешних отношений оставляет желать лучшего в очень многих аспектах. И первые шаги для их улучшения должна сделать украинская сторона. Потому что армяне всегда были отзывчивыми на взаимные связи, на взаимопонимание и на полнокровное существование в культуре, которую они принимают, в культуре той страны, которая является для них вторым домом. Этот вопрос принадлежит к сфере политики государства, которая должна быть на уровне человеческих отношений.
– Что Вы бы хотели пожелать армянской общине Украины?
– Самое прекрасное – уже то, что вы есть. Желаю, чтобы у вас было побольше всяческой поддержки, чтобы вы могли успешно продолжать вашу такую нужную издательскую и общественную деятельность. Чтобы Украина присоединилась к общему делу – сближения культуры наших народов.