По его мнению, все, что происходит сегодня на Украине, не просто не соответствует сути договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией, но украинские власти разрушают и дух, и букву договора.
Мэр Москвы Юрий Лужков считает, что в отношениях России и Украины наступает время, когда следует исправить ошибки прошлого и сохранить общее будущее. Для этого Украина должна «вернуть то, что ей не принадлежит» — Крым и Севастополь и изменить свою политику по отношению к России, пишет Лужков в статье, опубликованной в газете «Известия» в пятницу. А Россия, по его мнению, должна в одностороннем порядке выйти из «Большого договора» с Украиной, чтобы в отношениях двух стран все встало на свои места. Для принятия такого решения у России есть еще 80 дней, до 1 октября 2008 года.
«Хотя украинские власти в том открыто никогда не признаются, но неуверенность в исторической справедливости и юридической чистоте многих вопросов современной украинской государственности, прежде всего касающихся Крыма и Севастополя, они прекрасно понимают. Потому и отводят все время в сторону глаза и не хотят честного диалога. Потому и начинают делать все, чтобы не пускать к себе тех, кто может открыто и смело сказать всю правду. Потому и идея отдаления от России, борьбы с Россией постоянно и во многих случаях становится самоцелью украинских властей», — пишет Лужков.
По его мнению, все, что происходит сегодня на Украине, не просто не соответствует сути договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией, но украинские власти разрушают и дух, и букву договора.
«Сегодня наступил тот момент, когда Россия не только, наконец, может, но и должна перевернуть ситуацию с головы на ноги и, сказав соседу правду, вернуть его к реальности. Нужно ведь только спокойно и объективно разобрать факты, документы, суть дела. Думаю, что тогда здравомыслящие и ответственные политики на самой Украине тоже поддержат нашу позицию», — говорится в статье.
Лужков напоминает, что с конца 18-го века, когда Крым в результате завоеваний Екатерины Второй вошел в состав Российской империи, и вплоть до наших дней эта земля никогда не входила в состав украинских земель, никогда не принадлежала Украине по праву.
А передача Крыма Украине Никитой Хрущевым прошла без соблюдения правовых норм и конституционных процедур решения таких вопросов, как изменение административно-территориальных границ. «Подарок был поспешно упакован в обертку крайне сомнительных правовых документов. Решения Президиума Верховного Совета — не того уровня резолюции для столь существенных вопросов. А необходимого по закону общереспубликанского референдума в РСФСР не провели вовсе. Видимо, решили, что и так сойдет, поскольку кто же тогда посмел бы перечить генсекам. В результате получилось неправомочное и юридически ничтожное решение», — считает Лужков.
«Но даже когда Никита Сергеевич радовался, Украина праздновала, а Россия молча недоумевала по поводу передачи Крыма, “щедрый генсек” вовсе не дарил Украине город русской славы Севастополь. На это прямо указывают все правовые основания и документы», — подчеркивает московский градоначальник.
«Город в границах своего округа административно был выведен из Крымской области и относился к городам прямого республиканского подчинения РСФСР. Такой статус в РСФСР имели кроме Севастополя только Москва и Ленинград. И в 1954 году, когда Крымскую область волюнтаристски отдали Украинской ССР, ни в одном постановлении, указе и законе союзных и российских органов власти о Севастополе и его передаче не было ни слова. А ведь передать его можно было только отдельно, особо, поскольку если он и имел отношение, то только к полуострову Крым, но не к этой самой Крымской области», — подчеркивает Лужков.
Севастополь всегда, даже после 1954 года всегда находился в прямом подчинении общегосударственных органов Военно-Морского флота СССР, и эта ситуация сохранялась вплоть до распада Союза в 1991 году, напоминает мэр.
«И вновь следует напомнить — население РСФСР на референдуме никогда не голосовало даже за передачу Крыма (не говоря уж о Севастополе), а органы власти РСФСР никогда и ни в одном документе не передавали Украине не входивший в Крымскую область Севастополь. А в 1993 году статус Севастополя как города федерального подчинения в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года, то есть на момент распада СССР, был дополнительно подтвержден постановлением Верховного Совета Российской Федерации», — пишет он.
Лужков напоминает также, что Хрущев сделал подарок Украине в честь 300-летия воссоединения Украины и России, «в знак и под лозунгом этого вечного единства, незыблемой братской дружбы и искренней любви».
«Однако если потом, в 1991 году, произошло рассоединение наших государств, то Украине после такого “развода” следовало вернуть то, что ей не принадлежит. Еще не поздно вернуть не свое и сейчас. Это было бы, как у нас говорят, и по совести, и по правде», — считает Лужков.
Он убежден, что непродление «Большого договора» с Украиной — это «самое мягкое решение, которое мы можем принять» для того, чтобы «в отношениях России и Украины все встало на свои места, восторжествовало подлинное взаимное уважение и партнерство».
«В российско-украинском договоре еще один вполне конкретный пункт, гласящий, что за полгода до истечения его срока, то есть не позднее 1 октября 2008 года, любая из сторон имеет право уведомить другую о своем выходе из договора в одностороннем порядке… Сверхважно эту возможность не упустить, иначе это самое окно не только захлопнется, но будет при помощи разного рода шустрых строителей глобализации наглухо заложено кирпичами еще на десятилетие вперед. А возможно, что и навсегда», — уверен Лужков.
РИА «Новости» |