“Золотой абрикос” раскручивается не на шутку. В четверг в “Москве” показали снятый Уильямом Сарояном фильм “Хорошее дело”, а также снятую по его сценарию “Человеческую комедию”. Таким образом, по части юбилейных сарояновских мероприятий “Абрикос” обошел всех, ведь пик придется на осень, когда, в частности, будет открыт памятник писателю.
Пока же прибыли его племянник Хенк Сароян, тоже кинорежиссер, и сарояновед из Штатов Тигран Куюмджян. Последний и рассказал собравшимся о трудной киноодиссее Сарояна, который начал творческий путь в пору золотого века Голливуда и питал известные надежды на кинобудущее. В 1941 студия “Метро Голдвин Майер” предложила Сарояну написать духоподъемный (после катастрофы в Перл-Харборе) сценарий. Так появился сценарий “Человеческая комедия”, и молодой Уильям получил целых 60 тысяч долларов в обмен на сценарий и права на фильм. Он надеялся сам снять его, но, увы... Сароян пишет новый сценарий, по которому делает короткометражку “Хорошее дело”.
Позже расстроенный писатель обращает свой сценарий в замечательный роман, вышедший в 43-м. В том же году он получил “Оскара” за лучший сценарий... “Человеческая комедия”.
Обещанный День голландского кино начался с Йоса Стелинга, одного из самых известных киноголландцев современности, с его фильма “Душка”. Акцию взбодрил приветственным спичем глава “Айпочта” Ганс Бонн, который сказал, что почта также средство осуществления культурных связей и что она содействует культурным взаимовлияниям и укреплению контактов между Арменией и Нидерландами. Спорить с уважаемым г-ном Бонном никто не стал — очевидно, пытались вспомнить эти самые связи, что было очень нелегко. Потом директор фестиваля А.Хачатрян представил знаменитого Стелинга, вручил ему памятный “абрикосовый” сувенир, что было весьма кстати, так как именно 16 июля — день рождения голландца. Три года назад этот день был весело отмечен в Музее Параджанова, когда режиссеру вручили Параджановский Серебряный талер. Очевидно, и этот день рождения Стелинга был отмечен в дружеском кинематографическом кругу.
А вот Катрин Брейя свой юбилейный день рождения отметила не на “Абрикосе”, хотя он и пришелся именно на 13 июля — открытие фестиваля. Француженка добралась-таки до Еревана и уже успела провести мастер-класс в Театре кукол. Понятно, не для кукольников. Подвигнуть ее снимать кино заставил первый же увиденный фильм Бергмана. Вот что значит изначально же увидеть настоящее кино. Не то что некоторые... Фильмы, снятые Брейя, содержат возбуждающие интимные сцены, снятые смело, страстно, красиво. “Мои фильмы не психологическое кино, я не занимаюсь психоанализом: мое кино о поисках сексуальной идентичности”. Брейя снимает фильмы о женщинах, но феминисткой себя не считает, хотя многие положения феминистского движения она переносит на экран. Очевидно, по инерции. Потому каждый новый фильм — это новая строка в ее творчестве. Каждый раз как впервые.
...Пока в Ереване собираются показать “Русалку” Анны Меликян, пришла очень катализирующая новость из Карловых Вар, где проходил тамошний 43-й международный кинофестиваль. “Русалка” получила приз чешского телевидения “Независимая видеокамера”. И хотя фильм показали вне конкурса в программе Форума независимых (как не вспомнить парижский Салон независимых, где экспонировались отвергнутые импрессионисты), жюри чешского телевидения решило присудить свою награду именно “Русалке”, которая уже отмечена призами в Берлине, Софии, а в Штатах завоевала главный приз фестиваля Санданс. Интерес к фильму Анны Меликян был так велик, что за несколько дней до показа все билеты были проданы. “Русалка” — это история провинциальной девушки, подавшейся за голубой мечтой в Белокаменную...
Этот фильм Анны, как и предыдущий — “Марс”, снят при содействии кинообъединения “Сентрал Партнершип” и МК Российской Федерации. Есть еще одна симпатичная подробность, и не слишком известная: глава “Сентрал Партнершип” известный продюсер Рубен Дишдишян и Анна Меликян женаты уже два года — вполне звездная киносемья. И уже совсем будет хорошо, если они когда-нибудь снимут армянский фильм. Будем надеяться.
|