В Квебеке (Канада) состоялась очередная, 32-я, сессия Комитета по всемирному наследию, пополнившая список всемирного наследия ЮНЕСКО 19 памятниками культуры и 8 памятниками природы. В частности, для включения в список был предложен храмовый комплекс Преа Вихеар, расположенный на границе Камбоджи и Таиланда. А России комитет без объяснений отказал в придании статуса объекта всемирного наследия плато Путорана в Красноярском крае. Из списка было предложено исключить также долину Эльбы в Дрездене в случае, если германские власти продолжат строительство гигантского моста через реку. Исключение Дрездена эксперты ЮНЕСКО компенсировали бы включением в список шести жилых районов в Берлине — построенные в 1910-1933 гг., они символизируют новаторство в жилищном строительстве Германии.
К историческим памятникам архитектуры, объявленным объектами всемирного наследия, были отнесены и армянские монастыри в Иране. Заявка Ирана, направленная в комитет, касалась трех ансамблей, расположенных на северо-востоке государства — это монастырь Святого Фаддея, монастырь Святого Степаноса и часовня Дзордзор. Старейший из них — монастырь Святого Фаддея — был построен в VII в. Эксперты комитета одобрили заявку Ирана и охарактеризовали как “исключительную всемирную ценность памятники армянской декоративной и архитектурной традиций”. Кроме того, армянские монастыри являются последними удовлетворительно сохранившимися объектами культуры в этом регионе. Они остаются местами паломничества верующих, поэтому являются “живыми свидетелями армянских религиозных традиций на протяжении многих столетий”.
Неожиданное предложение исламских властей Ирана о внесении христианских памятников в список всемирного наследия не вызвало никаких политических заявлений. А по словам одного из экспертов, это решение “не останется незамеченным армянской диаспорой и, разумеется, пойдет на пользу иранским властям”.
Вернувшийся недавно из Ирана эксперт Татул Акопян сообщил: “Президент Ирана лично позаботился о включении монастыря Фаддея в число охраняемых памятников культуры ЮНЕСКО”. Иран действительно единственный из граничащих с Арменией государств, которое проявляет заботу об армянских исторических памятниках на государственном уровне.
Совершенно иная ситуация наблюдается в Турции. Председатель общественной организации “Эра” историк Самвел Карапетян заявил, что все армянские религиозные и культурные памятники в Турции не разрушаются, но используются в качестве хлева, отводятся под жилые помещения и военные объекты. Например, церковь Варфоломея в Турции превращена в военный опорный пункт, и к монастырю невозможно ни подойти, ни сфотографировать. По наблюдениям Карапетяна, “к северу от города Ани турецкие пастухи грабят армянские памятники на территории Армении, а контролирующие эти территории российские войска не обращают на это внимания”. Если церковь “Сурб Хач Ахтамар” V в. на территории Турции после реставрации не используется по назначению и ее собираются отвести под музей, то церковь Ахпат на территории Армении может быть исключена из охранного списка ЮНЕСКО, потому что глава сельской администрации не прочь построить у его стен ресторан. Жесткие и строгие правила были проявлены представители ЮНЕСКО на подступах к церкви Нораванк, когда они заметили там кафе. Только бережное отношение к собственным памятникам может послужить гарантией для защиты их как исторического наследия со стороны ЮНЕСКО. |