Завтра президент Турции Абдулла Гюль планирует посетить развалины древней армянской столицы Ани. Шаг, несомненно, заслуживающий внимания. Но особую значимость он обретает на фоне недавней инициативы президента Армении, пригласившего своего коллегу в Ереван на просмотр футбольной встречи сборных Армении и Турции. В связи с этим издающаяся в Анкаре газета “Today’s Zaman” пишет, что “Гюль своим посещением армяно-турецкой границы намерен направить Еревану завуалированное примирительное послание”. Между тем официальные источники отмечают, что президент направится к армянской границе вовсе не для реверансов в сторону Армении, а для участия в церемонии сдачи турецкого участка железной дороги Карс — Ахалкалаки — Тбилиси — Баку.
24-го июля в Карсе встретятся президенты Турции, Грузии и Азербайджана, которые вместе отметят финал строительных работ на очередном участке очередного “проекта века”. А по пути Абдулла Гюль заедет в Ани, дабы ознакомиться с планом реставрационных работ, который был разработан турецкими специалистами еще в прошлом году. Поездка в Карс оказалась для турецкого лидера хорошим поводом продемонстрировать заботу об уникальном историческом памятнике. Но подготовленный Министерством культуры план реставрации вызывает некоторые сомнения в благородстве целей его составителей. Год назад в день торжественного открытия храма Сурб Хач на острове Ахтамар мне довелось в беседе с министром культуры Турции Атиллой Кочем узнать некоторые детали этого проекта. Вот что сказал тогда мой собеседник: “...Ани, этот город, является сокровищницей анатолийской культуры. Ани — город разных цивилизаций. Там есть чудесные христианские храмы и множество мусульманских святынь. Мы разработали пятилетнюю программу восстановления Ани, реализация которой позволит превратить город в один из крупнейших в Турции туристических центров...”
Слово “армянский” из уст министра вообще не прозвучало. Загадочные формулировки не могут не навести на подозрения. Интересно, о какой такой “анатолийской культуре” говорил господин Коч? Кто создал эту культуру? Анатолийцы? Разве есть такая нация? А что он имел в виду, говоря о мусульманских святынях? Может быть, здание, построенное армянским царем для таможни и после сельджукского нашествия преобразованное захватчиками в мечеть? Ну допустим. А где остальные? Обещание министра заняться восстановлением Ани уже выполняется. И примечательно, что реставрационные работы были начаты вовсе не с одной из многочисленных армянских церквей, а со светского строения — Дворца Парона, архитектура которого не выдает его армянского происхождения. Оставим в стороне претензии реставраторов, возмущенных непрофессионализмом проведенных работ. (На месте величественных и изящных княжеских палат возведена обыкновенная каменная коробка, не имеющая ничего общего с оригиналом.) В данном случае важна очередность проводимых работ. Согласно некоторым сведениям, утвержденный властями проект предусматривает прежде всего реставрацию суннитской мечети, грузинской православной церкви, караван-сарая и крепостной стены. То есть всех тех сооружений, которые не являются армянскими храмами. И лишь на втором этапе работ турецкие реставраторы намерены уделить внимание армянским церквам. Причины такой выборочности, думается, всем понятны. И тем не менее в Анкаре проект реставрации Ани называют проявлением доброй воли, которое в Ереване не оценили. И посещение турецким президентом развалин армянской столицы, несомненно, является попыткой еще раз намекнуть на это.
“Археологическая дипломатия” Абдуллы Гюля не случайно совпала с активизацией неофициальных контактов между представителями внешнеполитических ведомств Турции и Армении. В конце прошлой недели министр иностранных дел соседней страны подтвердил сведения газеты “Hurriyet” о “секретной” встрече дипломатов, состоявшейся 8-го июля в Берне. Али Бабаджан отметил, что “подобного рода встречи происходят время от времени”. Министр косвенно подтвердил и то, что позиция армянской стороны относительно геноцида неизменна. “У нас есть несогласие по вопросу оценки событий 1915-го года”, — сказал Бабаджан, выразив надежду на то, что в ходе дальнейших переговоров непонимания будет меньше. “Нормализация отношений с Арменией является одной из серьезных целей внешней политики Турции”, — подчеркнул глава МИД. А между тем газета “Turkish Daily News” опубликовала некоторые подробности состоявшейся в Швейцарии встречи. Оказывается, бернские переговоры уже вторые по счету за последние три месяца. По сведениям турецкого издания, первый раунд переговоров состоялся в мае. В ходе обоих туров турецкую сторону представляли заместитель министра иностранных дел Эртугрул Апакан и бывший посол Турции в Азербайджане Юнал Чевикез. Участие последнего в консультациях косвенно подтверждает то, что карабахская тема одна из важнейших в повестке.
У представителей политической элиты Азербайджана просачивающиеся из Анкары сведения вызывают все больше нервозности. Официальные власти и посольство Турции в Баку тщетно пытаются бороться с распространением слухов о готовности Анкары к серьезным уступкам Еревану. Пресс-служба турецкого посольства распространила на днях заявление, в котором содержится призыв не искать под дипломатическими контактами скрытые подтексты. С заявлением выступил и пресс-секретарь МИД Азербайджана. По словам Хазара Ибрагима, “Азербайджан не обеспокоен неофициальными переговорами между представителями Турции и Армении”. “Если министр иностранных дел Али Бабаджан заявил, что позиция Турции по вопросу открытия границы неизменна, мы надеемся, что предпринятые Анкарой шаги будут соответствовать этой политике”, — подчеркнул он. Но попытки успокоить общественность ни к чему не привели. С любопытной трактовкой продолжающихся турецко-армянских переговоров выступил известный бакинский политолог Расим Агаев. Он, по сути, сравнил поведение Анкары с предательством. “Если Баку не был заранее предупрежден о шагах турецкого МИДа, то наше правительство должно предпринять конкретные шаги в отношении своего главного союзника, коим в нашей стране принято считать Турцию”, — подчеркнул он. Акценты этого заявления примечательны тем, что они ставят под сомнение обоснованность общепринятого мнения о том, что Турция является стратегическим партнером Азербайджана. Иллюзии о том, что “старший брат” будет любой ценой отстаивать интересы Азербайджана, похоже, начинают развеиваться.
Последние шаги администрации Эрдогана Агаеву вовсе не кажутся неожиданными. Он считает, что от турецких лидеров следовало ожидать “проармянских” шагов, так как, по его словам, “именно это правительство провело митинг, осуждавший убийц Гранта Динка”. “Все это говорит о том, что нынешнее правительство Турции готово пойти на широкие шаги в плане нормализации отношений с Арменией”, — заключает политолог. Но еще более любопытной выглядит выстроенная им цепочка недопустимых уступок армянам. Не сомневаясь в том, что Анкара уже обещала Еревану отказаться от поддержки Азербайджана в карабахском вопросе, Агаев приходит к следующему выводу: “После уступки в карабахском вопросе обязательно пойдут уступки и в вопросе геноцида, а значит, пойдут и уступки в вопросах компенсаций жертвам геноцида и в территориальных вопросах...”
Совершенно иначе комментирует ситуацию либеральный азербайджанский политолог Зардушт Ализаде. Он считает бесспорным то, что армяно-турецкая граница скоро откроется, и призывает не делать из этого трагедии. “Турции давно следовало бы открыть все границы с Арменией”, — считает он, полагая, что “это благоприятно отразится на решении карабахского конфликта”. “Ситуация в регионе да и в мире меняется, только наши власти не хотят этого видеть. Не все в мире решается нефтедолларами. Нужно иногда смотреть по сторонам и реально осознавать ситуацию. Запад заставил Турцию пойти на сближение с Арменией, заставит и Азербайджан. Недалек тот день, когда и Азербайджан откроет свои границы с Арменией”, — заявил Ализаде. А пока в Баку дискутируют о том, приведет ли открытие армяно-турецкой границы к усилению позиции Еревана в карабахском вопросе, в Анкаре ищут правильное решение относительного того, следует ли Абдулле Гюлю принимать приглашение Сержа Саркисяна. На встрече с министром иностранных дел Ирана Манучером Моттаки президент Турции заявил, что “предложение главы Армении все еще рассматривается”.
Артем ЕРКАНЯН
"НВ" |