В воскресенье были прилюдно подведены и озвучены итоги Пятого Международного кинофестиваля “Золотой абрикос”. Публика, представляющая сферу культуры, околокультурные массы, участники и гости фестиваля, а также профессиональные тусовщики потянулись в гостиничный комплекс “Латар”, что в квартале Силикян...
Целый год мытарств и ожиданий для организаторов “Золотого абрикоса” завершился. Для гостей и публики это была неделя общения с настоящим киноискусством.
Итак, главные и все прочие награды — золотые и серебряные Абрикосы, дипломы нашли своих законных хозяев. Главный “Золотой абрикос” в конкурсе игровых фильмов достался Анне Меликян за “Русалку”, которая уже имеет награды. Анна участвовала в первом ереванском фестивале. “Марс” — первая картина Анны, тогда она попала в программу “Армянская панорама” и прошла не слишком заметно. “Русалку” же показывали в битком набитом зале, что явилось не только свидетельством доверия и симпатии к автору, но и интереса ереванцев к фестивалю.
“Серебряный абрикос” получили таиландец Асарат и израильтянин Риклис. В документальном конкурсе золотой фрукт вручили голландке Ашер за “Женщины многое видят”, а серебряный — индуске Джаин. В “Армянской панораме” победил Эрик Назарян из США, а серебра добилась российская соотечественница Диана Мкртчян. Премией FIPRESCI награжден турецкий режиссер Хусейн Карабей. Свою награду, вторую, уже Экуменического жюри, завоевал Эрик Назарян.
Премию “за мужество в искусстве и в жизни” заслуженно получила Катрин Брейя, творящая свое кино без оглядки на обывательский хор публики, критики и прессы. Без сомнения, француженка достойна бесконечного уважения. Серебряные параджановские талеры (уникальная награда в киномире) достались немцу Виму Вендерсу и иранцу Дариушу Мехрджуину.
Прошедший форум “Всеармянский проект” концептуально подготовил два кинопроекта: игровой — на тему “Дом” и документальный — “Земля”. Каждый, очевидно, на полтора часа, на 8-9 десятиминутных фильмов, в которых режиссеры-армяне попробуют отразить эти извечные и такие актуальные для армян понятия. Что получится из этого, покажет время. “Домом”, уже известно, будет руководить Атом Эгоян.
Всенародно любимый Атом — президент “Золотого абрикоса” — не только успел прибыть на фестиваль, но присутствовал на его финальном аккорде — демонстрации своего фильма “Поклонение”, получившего приз Экуменического жюри Каннского фестиваля. Ему отчаянно повезло: именно в этот день он отметил день рождения.
Фестиваль кончился, да здравствует фестиваль! Движущая сила, перпетуум мобиле “Золотого абрикоса” — Арутюн Хачатрян, Сусанна Арутюнян, Микаэл Стамболцян — может взять тайм-аут, славно отдохнуть и вновь взяться за работу. То, что фестиваль номер 5 увенчался полным успехом, уже вне всякого сомнения. Даже не в том дело, что чрезвычайно расширилась география и выросло число конкурсных фильмов, хотя и это очень важно. В конце концов, есть такое понятие, как могущество цифр. Самое же радостно-положительное то, что зритель часто с лихвой заполнял залы, что, признаем, не часто случалось в прошлые разы. А по той причине прежде всего, что зритель вошел во вкус, как бывает с абрикосом, когда за первым поглощенным плодом безудержно идут другие. Когда вкусовые рецепторы все требуют и требуют новых и новых оттенков вкуса, а глаза — цвета. Вот ведь и обаятельнейший Вим Вендерс не удержался и съел, по его словам, несколько сотен (да будет стыдно тому, кто считал) вкуснейших абрикосов, да еще косточки сохранил, чтобы высадить на родине. Так вот зритель, прирученный “Абрикосом”, стал ходить в кинозал, и не только на громкие имена, а на не очень громкие и даже едва слышимые. Зритель понял, очевидно, что такое искусство кино. Ну и хорошо.
Роман Балаян очень кстати вспомнил о канувших разговорах насчет целесообразности проведения кинофестиваля в Армении. Сколько их было... “Как можно, когда столько людей сидят без работы” — вот достаточно плюгавая идея, которая звучала тогда, в 2004-м. Хорошо, что “перпетуум мобиле” не дрогнул, не уменьшил обороты.
Потому что кинофестиваль “Золотой абрикос”, по мнению того же многомудрого Балаяна, сегодня едва не единственная культурная акция, которая достойно представляет страну миру, а мир — в стране. Тут есть о чем подумать — о других фестивалях, которые нужно создавать, расширять и раскручивать. Это могут быть и художественные симпозиумы, традиционные биеннале и т.д. Короче говоря, нужно напрячь мозги и сделать то, что уже сделала абрикосовая тройка Хачатрян — Арутюнян — Стамболцян. Они сами придумали и протолкнули свой-наш “Абрикос”. Теперь-то все радуются, но можно только представить, каких трудов им это стоило. Но кино, оно и есть кино. Даже величайший догматик Ульянов-Ленин и тот догадался, что из всех искусств важнее всего кино. Правда, меньше всего думал об искусстве, но только как о средстве пропаганды заведомо проигрышных идей. Так вот с другими искусствами, не менее важными, более сложно. Но надо раскручивать. И одно, и другое, и третье. Скромно, но со вкусом. Постепенно, как было с “Абрикосом”.
Общество должно увериться, что искусство и культура — лучшая дорога к сердцам людей. Один зарубежный кинодеятель, восторженно оценивший “Золотой абрикос”, — тот же Вендерс, Стелинг, Мехрджуи, Брийя — это десятки, если не сотни, их поклонников, внимающих их словам и действиям. В этом аспекте хорошо, что “Золотой абрикос” берет качеством и вовсе не старается задобрить гостей роскошью и лукулловыми пирами, хотя понятно, что фестивальный народ кормится не маковыми росинками и ключевой водицей.
То, что “Абрикосу” дают высокую оценку в разных странах, — это настоящее достижение, которое надо множить и укреплять. Еще одним достижением надо считать некоторое ожившее отношение к кино. Не в последнюю очередь благодаря “Абрикосу”. Кстати, не пора ли подумать о настоящем фестивальном центре? Не таком, конечно, как в Канне или Берлине, но соответствующем ситуации. “Ноблесс оближ” — это ведь очень верно. Действительно, положение обязывает. Поэтому хочется предположить, что и государство окажется впредь более щедрым, как и главный спонсор VivaCell. “Золотой абрикос” становится, точнее стал уже, общенациональным делом. Осталось еще выправить дела собственно с армянским кино, да так, чтобы был зритель, не фестивальный, а обычный. Впрочем, это совсем другой разговор. В любом случае “Золотой абрикос” — это мощный стимул, это школа, это мастер-класс, который должен быть с нами. И людьми кино, и зрителями.
Карэн МИКАЭЛЯН
НВ |