Хидео САКАТА, калифорнийский японец, впервые приехал в Армению в прошлом году, и не один, а с сорока попутчиками и выставкой. К сожалению, тогда она прошла как-то не слишком заметно и затерялась в летнем Ереване. На днях он приехал — без группы, с супругой, но опять же с большой выставкой, которая открыта в Доме художника. Все оргтяготы взял на себя СХ Армении.
Господин Саката, без сомнения, интереснейший человек. Давно обосновался в Штатах, а родился в Нагасаки, том самом, что в августе 1945 раздолбали американцы. Пережил и саму атомную бомбу, и тяготы последующих лет.
Он энтузиаст искусства и различных арт-акций. Сам художник, он делает все возможное для пропаганды искусства. Акции, организованные им, преследуют одну цель — сдружить людей, сделать их более толерантными, более добрыми. Может быть, пацифистом и гражданином Мира сделала его трагедия родного Нагасаки, может, еще что-то в сочетании с Калифорнией, где в общем котле месится великое множество национальностей. Именно в Калифорнии он собрал большую выставку местных художников, в том числе армян, и показал ее в Ереване. Хидео Саката является основателем фирмы Lela — International Art Show, которая занимается организацией и экспонированием художественных выставок. Сквозная тема: Арарат и Фудзияма. В организации выставки — очень нелегкая, скажем так, работа — помог сам губернатор штата Арнольд Шварценеггер. Прошлогодние сорок человек, приехавшие с Сакатой, в основном были художники, они три недели ездили по Армении, многое увидели и вдохновились образами нашей страны.
Нынешняя выставка представительна: 170 работ ста авторов, из которых дюжина — наши соотечественники, некоторые перебравшиеся из Еревана. А вообще-то, большинство авторов японцы, корейцы, филиппинцы — все избравшие местожительством этот “армянский” штат. Экспозиция достаточно интересна — это срез американо-калифорнийского искусства, имеющего свою специфику. Понятно, тут не найти конкретно ни Арарата, ни Фудзиямы. “Это символы Армении и Японии, и они нас объединяют духовно”, — говорит Хидео Саката.
Три недели в прошлом году, уже неделя в этом — срок немалый для художника, к тому же японца, чтобы понять что к чему, что собою представляет Армения, ее искусство, ее пейзажи. “США, конечно, центр мира, Японии за ними не угнаться, из Японии, моей родины, идут только мессиджи, послания миру. Но вот как долго Америка будет такой, не знаю...”
Супруги Саката от Армении в восторге и стараются впитать ее по максимуму. Осматривают музеи, ездят смотреть древнюю архитектуру, пьют кофе и наслаждаются абрикосами.
“Здесь, в Армении, все натурально. Сохранились национальные корни, связующие с прошлым. Потому и сочетаются свои искусства с искусствами современными. Это заметно. И очень интересно”, — считает Хидео Саката. Он концептуально ратует за взаимообогащение культур и всеми своими силами и возможностями старается передать следующим поколениям эту идею, а также свой опыт общения между народами. В этом смысле выставка, привезенная им и названная “К Арарату”, очень показательна. И пускай тут нет громких имен мировых светил, но есть некая общая картина искусства художников, нашедших кров под калифорнийским небом и под флагом Хидео Сакаты устремившихся к Арарату. Здесь и живопись, и графика, и коллаж, и эстампы, и компьютерная печать, несколько небольших скульптур — полная свобода выражения мыслей. Интересно? Без сомнения. Поучительно? Да. В конце концов, такой крупной выставки из США у нас не было. Только в 65-м как луч света в темном царстве промелькнула “Американская графика”...
“Как знать, какое искусство верное, какое правильное, какое вечное... Искусство — сложная штука. Время рассудит. Вспомним, как вначале отвергали Ван Гога, Гогена, Модильяни. Да мало еще кого. Время рассудит...” Господин Саката нежно улыбается, и за этой улыбкой мудрость настоящего японца. Живя в Штатах, он ежегодно ездит на родину, где полно родни и где взращены его корни. С этой выставкой, а также с ее модификациями он связывает определенные планы. В частности, думает следующую встречу с Араратом провести в Японии.
Карэн МИКАЭЛЯН
|