Желание Армении стать современным государством, можно сказать, набирает обороты. В правительстве состоялось обсуждение национального проекта “Центр превосходства” о формировании в Армении комфортной бизнес- и инвестиционной среды. В конце прошлой недели в Цахкадзоре под патронажем президента в камерном режиме прошел бизнес-форум на тему “Глобальная конкурентоспособность Армении: Национальные проекты” с участием представителей крупного российского бизнеса. События тесно связаны — без создания комфортной бизнес-среды призыв к инвестициям декларативен.
“Мы должны добиться того, чтобы бизнес-среда страны стала нашим преимуществом, и это в первую очередь должны ощутить на себе все субъекты, занимающиеся бизнесом на территории Армении, в том числе и иностранные бизнесмены. Эта среда должна компенсировать наши слабые стороны — транспортные коммуникации и геополитическое положение. У нас нет иной альтернативы” — это, по сути, обоснование проекта “Центр превосходства”, данное премьером Тиграном Саркисяном.
Почему-то приходит на ум стишок из английского мульта — “используй то, что под рукою, и не ищи себе другое”. Моря нет, коммуникации нас обходят стороной на глазах просвещенного мира, усугубляя изоляцию. Нехорошо, конечно, но отнюдь не смертельно. Вообще говоря, развитие страны не находится в строгой зависимости от количества перевозимых через нее грузов. В советские времена объем перевозок был колоссален, прежде всего потому, что производство было организовано из рук вон плохо. Утрируя, можно сказать, что заготовка болта производилась на одном конце страны, резьба снималась — на другом, а конечный продукт, условный болт то есть, использовался где-то посередине. Для наукоемких технологий транспортные расходы не так существенны. И организация экономики, ее открытость новым веяниям сегодня гораздо важнее, чем нахождение на “станции”, через которую идут поезда.
Под “Центр превосходства” уже заложены решения правительства по облегчению бюрократических процедур, но это только начало. Даже преодоление коррупции — всего лишь этап на пути создания комфортной среды. Можно взяток не брать, но так замурыжить любой контакт государство — человек, что даже добропорядочный гражданин начнет искать способ дать на лапу, лишь бы его мучения прекратились.
Проект “Центр превосходства” скоро будет выставлен на общественное обсуждение. А пока, как кажется, не мешает прямо сегодня начать улучшение среды обитания, делая чиновника ответственным за свои решения. Во всех договорах, заключаемых гражданином с гос- или монопольными структурами, должны быть законодательно внесены пункты о материальной и моральной ответственности перед гражданином. Несколько справедливых судов — и начнется болезненный процесс поумнения привыкших к безответственности “монстров”.
В Цахкадзоре же идеи “Центра превосходства” получили дальнейшее развитие, но уже в присутствии около 40 VIP-персон российского бизнеса. Среди них Председатель совета директоров группы компаний “Тройка Диалог”, один из создателей проекта “Армения 2020” Рубен Варданян, Даниил Хачатуров — президент “Росгосстраха”, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян и президент “Юниаструмбанка” Гагик Закарян. Премьер, приглашая принять участие в реализации национальных проектов, подчеркнул, что в основе их будет заложено понятие “всеармянской глобальной сети”. “Работать в “армянском мире” должно быть выгодно, армяне должны научиться работать друг с другом, а для этого необходимо создать новую среду и мышление”, — заявил он на открытии форума. Быть армянином выгодно, звучало на форуме...
Президент присоединился к его участникам во время обеда, на котором, надо полагать, также прозвучало немало интересных идей.
О конкретике, исходя из камерности форума, судить трудно. Но можно вспомнить историю участия диаспоры в делах страны. От трогательных пожертвований армянских детей сверстникам в Армении, огромной помощи Керка Кркоряна и других представителей диаспоры до грабежа и разбоя — в исполнении той же диаспоры. Наиболее яркий пример — г-н Тащян, который сумел доказать, что и из разваливающейся страны можно весьма солидно почерпнуть на собственные нужды. Был еще замечательный внешнеэкономический советник — скандально известный сочинский бизнесмен Артем Атальянц, который обещал за несколько месяцев превратить Армению в Нью-Васюки. В России почему-то значимость экономических воззрений советника Тер-Петросяна была проигнорирована — его арестовала ФСБ. Странно, что эта страница экономического прошлого, когда высшая власть свято верила в экономические фокусы, забылась.
Другая сторона вопроса — разбой местного чиновничества по отношению к потенциальным инвесторам из диаспоры. В совокупности с невразумительным бизнес-климатом это привело к тому, что в Армению инвестировали только предприниматели, имеющие солидные связи. Остальные, побыв немного в статусе дойных коров, “благополучно” уезжали. И именно поэтому совершенно внятно был оформлен на бизнес-форуме сигнал — никаких вымогательств, сама бизнес-атмосфера должна стать “крышей” и других крыш не надо. Сказать, что сделать это будет легко — значит, иметь о жизни весьма приблизительные представления. Премьер неоднократно заявлял, что тот, кто будет играть по новым правилам, — останется, остальные — уйдут. Но чиновник, который играл по прежним правилам, а теперь играет по новым — это, бесспорно, человек гибкий, но вряд ли порядочный. В управление страной должно быть введено критическое число профессионалов с брезгливым отношением к взятке, чтобы не полагаться всецело на чиновничью “гибкость”.
...После четко оформленного призыва к диаспоре президента Саркисяна в Джермуке пошла волна откликов. Самвел Карапетян обещал вложить в Армению четверть миллиарда долларов, другие видные представители диаспоры сделали аналогичные заявления... И если в прошлом году, согласно Минфину, инвестиции армян диаспоры составили не менее $300 миллионов, то сумма, которую готовы вложить иностранные инвесторы-армяне в Родину после президентского обращения, может значительно превысить этот уровень. Они готовы. Готовы ли мы?
Совокупный капитал диаспоры, по некоторым данным, оценивается в полтриллиона долларов, по другим — в несколько триллионов. Однако, возражают скептики, капитал не имеет родины и считать деньги диаспоры — пустое. Может, и так. Но придерживаться позиции, что капитал гоняется исключительно за выгодой — это значит отказывать бизнесменам в духовности и патриотизме, что навряд ли справедливо. По крайней мере есть немало примеров, опровергающих чисто “капиталистический” подход. Но и капиталисту-патриоту нужна отдача, моральная и материальная. Нам действительно следует стать страной, в которую хочется вкладывать. Правда, если это произойдет, национальность инвестора уже не будет иметь значения. А пока первыми в новую Армению должны поверить армяне. Об этом, скорее всего, говорилось на форуме, посвященном “общеоздоровительным” национальным проектам и прошедшем в курортном Цахкадзоре...
Арен ВАРДАПЕТЯН
"НВ" |