Среда, 24.04.2024, 20:19
Главная » 2008 » Август » 5 » В Антарктике нашли потерянный мир?
В Антарктике нашли потерянный мир?

GZT.RU. Ископаемые останки животных и растений считаются очень редкой находкой в Антарктике. Они позволяют получить представление о том, что будет с нашей планетой через столетие или два, когда климат существенно потеплеет.

Команда ученых, работавшая в свободном от льда регионе, обнаружила останки древней жизни на территории, которая, вероятно, была последней полоской тундры на самом южном континенте планеты до того, как там началось резкое похолодание. Стремительное падение температуры — на восемь градусов по Цельсию за 200 тысяч лет — привело к вымиранию растений и насекомых и превратило внутреннюю часть континента в зону вечной мерзлоты, которая сохранилась там до наших дней, хотя в результате изменения климата этот процесс может обратиться вспять.

Группа ученых из разных стран, во главе которой стоят профессор Дэвид Марчант из Бостонского университета и профессора Аллан Эшворт и Адам Льюис из государственного университета Северной Дакоты, собрали материалы из ледников, заповедных зон, вулканического пепла и сейчас пытаются смоделировать детальную картину оледенения в регионе Антарктики, который называется Сухие долины.

Результаты изучения климатической истории Антарктики, где климат изменился от аналога современного юга Джорджии до условий, которые сегодня встречаются на Марсе, опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Нам удалось документально подтвердить время и размах изменений климата в Антарктике», — говорит профессор Марчант.

«Ископаемые находки позволяют нам изучить Антарктику, какой она была непосредственно перед похолоданием. Это уникальная возможность заглянуть в прошлое. Изучение наших находок можно сравнить с прогулкой по Сухим долинам примерно 14,1 млн лет назад», — добавил он.

Особенно волнует ученых обнаружение останков обитателей древних озер. Они нашли прекрасно сохранившиеся кусочки мхов и лишайников, частички диатомовой водоросли и останки крошечных ракообразных существ под названием «остракоды». «Это первые найденные учеными останки, хотя научные экспедиции организовывались в Сухих долинах с момента их открытия во время первой экспедиции Скотта в 1902-1903 годах», — отметил профессор Льюис.

«Если мы сможем понять, почему началось похолодание, тогда мы сумеем предсказать, что будет в результате глобального потепления и как мы войдем в новую фазу. За всю историю Земли ее поверхность преимущественно оставалась свободной от вечной мерзлоты, которая сегодня покрывает полюса и даже тропики на большой высоте. Чтобы постоянный ледяной покров смог сформироваться, планета охлаждалась в течение 50 млн лет. В свою очередь формирование постоянного ледяного покрова в Антарктике сыграло большую роль в этом охлаждении», — продолжил он.

«Исследования наподобие нашего, которые устанавливают, когда и как планета переступала через климатические пороги, можно использовать, чтобы спрогнозировать, как мы будем проходить через климатические пороги в обратном направлении — от прохлады к теплу. Честно говоря, речь идет о климатическом пороге, который еще очень далек от нас. Чтобы вызвать таяние ледяного покрова Восточной Антарктики, потепление должно быть большим, чем прогнозируется на ближайшие 100 или 200 лет. А вот ледяной покров Антарктики на западе гораздо более чувствителен к переменам», — заключил Льюис.

Профессор Эшворт удивлен тем, что образцы древних диатом и лишайников мало чем отличаются от современных. Сегодня они распространены по всему миру за исключением Антарктики.

«Просто удивительно, что мы смогли идентифицировать среди древних останков предшественников живущих сегодня видов. Не могу не поразиться тому факту, что современные виды смогли прожить на Земле в течение 14 млн лет, практически не меняя свой облик. Это означает, что эти организмы настолько хорошо приспособлены к своей среде обитания, что, несмотря на неоднократные изменения климата и изоляцию отдельных видов в течение миллионов лет, они не вымерли, но умудрились выжить».

Что именно вызвало похолодание климата, точно неизвестно, хотя на этот счет существует множество самых разнообразных теорий, начиная от уровня углекислого газа в атмосфере планеты и кончая тектоническими сдвигами, повлиявшими на циркуляцию океанов.

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 776