Записной комментатор Сеидов, (которого, за неимением лучшего, приглашает азербайджанская сторона для наукообразного словоблудия о "неотъемлемых" на "территориальную целостность" правах республики) выступил с очередным опусом (http://pda.regnum.ru/news/issues/971839.html). Представляя интересы Азербайджана, провозгласившего правопреемственность республики образца 1918 года, в чьи "законные", ПРИЗНАННЫЕ мировым сообществом, владения не входили ни Карабах, ни Нахичевань, он в очередной раз занимается любимым делом - игрой на видимых, или, чаще, ему кажущихся таковыми, противоречиях. Как-то: права наций на самоопределение и территориальная целостность, исторические права наций на земли и реально сложившееся статус-кво.
Его очередное упражнение в умствовании навело на мысль о странных упущениях, свойственных как МИД Армении, так и общему способу представлений армянским обществом миру нагорно-карабахского вопроса. Упор делается доминантно на праве наций на самоопределение. Исторический аспект проблемы существует в артикуляциях армян, но чаще служит формой самоуспокоения. То, что упускает армянство, прекрасно используют "сеидовы".
Сеидов "во плоти" в который раз настаивает на собственном открытии, что вопрос Карабаха сводится только к "территории", а право на самоопределение нации - удобная ширма армян, притязающих на "не свои" земли. Несостоятельность "сеидовской" позиции задаётся как раз тем, что аргументация автора заимствована из нереализованного арсенала армянской дипломатии.
И потому: да, уважаемый Сеидов, вопрос Нагорного Карабаха - это именно вопрос территории и ИСТОРИЧЕСКИХ прав на неё армян Карабаха. Об этом обязана, наконец, ясно дать понять армянская дипломатия. А чтобы Сеидову было понятно, добавляю: армяне Арцаха - это не "украинцы Канады" (из его же статьи), а потому вопрос ЗЕМЛИ должен быть решён; в современной практике решения проблем подобного рода возможны два способа: военный, либо гуманитарный (как-то - самоопределение). Это СПОСОБ решения проблемы. Право на исторические земли реализуемо КАКИМ-ЛИБО СПОСОБОМ (методом).
Для закрепления Сеидовым пройденного переформулирую. Историческое право армян Арцаха на собственные земли доказуемо, потому как источники по теме пока не находятся в исключительном обладании Азербайджана. Чтобы реализовать это ПРАВО, армяне избирают СПОСОБ реализации права в духе современности: самоопределение. А чтобы впредь "сеидовы" не писали о том, что "геноцид армян - самая светлая страница" очередной Турции, армяне определяются как независимая государственность.
Теперь, по-моему, всё вполне на своих местах (даже для Сеидова). ИСТОРИЧЕСКИЕ права настолько же аргумент, насколько аргумент всё то, что было ПО ФАКТУ. Прецедент создаётся не мнением о нём, а НАЛИЧИЕМ некоторого факта, именно ТАК и становящимся прецедентом. Убогая логика, что нация определяется единожды, опровергается простейшим фактом существования ЛЮБОЙ государственности, равно и изменением границ. Ведь прежде чем нация "определилась", она уже ЕСТЬ. Любая "форма" существования этноса - цепь бесконечных самоопределений. Свидетельство тому - сам Сеидов, азербайджанский политолог, живущий в Будапеште, вдалеке от господствующей азеротюркской парадигмы об ОДНОЙ нации, но ДВУХ государствах! Откуда бы появился "Азербайджан", если бы тюрки в своё время (когда бы то ни было), но ОДНАЖДЫ не пришли на земли чужих народов?!
И ещё - неплохо было бы "сеидовым" понять, что права не ДАЮТСЯ. Права - не "цель", а "способ" жизни. Ни одно постановление ассамблеи ООН не способно ЛИШИТЬ кого-либо права, ассамблее НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО.
Последнее соображение о "проблеме" армянской дипломатии: выхолащивание, на радость азерпропу, СУБЪЕКТНОСТИ армян Карабаха. Принципиальный АКТОР собственной независимости сведён, по недоразумению, к ОБЪЕКТУ "мировой общественности". Губится собственными руками САМООПРЕДЕЛЕНИЕ нации - на ИСТОРИЧЕСКОЙ земле.
Необходимо возродить ту субъектность, что критикует Сеидов в статье С. Маркедонова ("Нужно сделать акцент не на флажки, а на интересы людей, которые на этих территориях проживают" http://www.regnum.ru/news/971675.html). Возродить вопреки той самой "мировой общественности", что позволяет устраивать блокаду одной из сторон конфликта, говоря при этом о международном праве, в котором эта самая блокада вполне подпадает под статью о геноциде. Как иначе квалифицировать начавшуюся в далёком 88-м и длящуюся по сей день блокаду АРМЯНСКИХ сел, а затем и всего края, заселённого АРМЯНАМИ! Это ПРИНУЖДЕНИЕ к страданию, депопуляции и вымиранию людей одной национальности - по причине осложнения доступа ко всем видам "благ цивилизации". Это то сообщество ЛЮДЕЙ, что устами своих дипломатов твердит о мире, а руками голосует за физическую блокаду и "непризнание выборов" вполне взрослых людей, в этом не нуждающихся... В каком месте "международного права" записано, что одна из сторон конфликта, до разрешения "спора" как бы вычеркивается из списка живых - вместе с детьми и возможностью после ТАКОГО "замирения" сторон продолжать жить как-либо вместе? Кто сказал, что армяне Карабаха на время "урегулирования" как бы исчезают, а потом откуда-то должны "воскреснуть"?!
Вот это и есть то самое ПРАВО на самоопределение - от блокады и человеконенавистничества Баку. ПРАВО, о котором судить НЕ Азербайджану - проталкивающему в ООН резолюцию о "территориальной целостности" и в то же время ведущему "переговоры" с армянами, результат которых резолюция и пытается предрешить; стране, называющей карабахцев своими гражданами, которым грозится непременно устроить кровавую бойню за то, что те никак не поймут всю "толерантность" самой "гостеприимной" нации...
Садитесь пока, товарищ Сеидов ...
Степанян С.В
karabah88.ru |