Лето - разгар туристического сезона. С каждым годом все больше любителей путешествий посещают нашу страну. Местные турфирмы предлагают им самые разнообразные виды туризма: культурно-исторический, религиозный, экологический, спортивный, экстремальный, бизнес-туризм и т.д. Насколько привлекательна наша страна для иностранных туристов в этом году и насколько они бывают удовлетворены отдыхом в Армении? Своими наблюдениями делятся директор Армянского агентства развития туризма Сюзанна Азоян, директор туристической компании "Еркир-Наири" Нарине Агасарян и менеджер по внутреннему туризму ООО "Спутник" Мери Товмасян.
- Какое количество туристов ежегодно посещает нашу страну?
С.Азоян: В 2006 г. в Армении побывало 382 тыс. иностранных туристов, в 2007 г. - 512 тыс., в 2008 г, ожидается на 23-25% больше туристов, чем в прошлом году. Больше всего туристов приезжает из Германии, Италии, Франции, Австрии, Англии, Японии. Из России и США в основном едут наши соотечественники. Средняя продолжительность пребывания туристов в стране зависит от турпакетов. Например, групповые и семейные туры рассчитаны на 5-12 дней. Индивидуалы остаются на срок от 14 до 30 дней, представители зарубежной армянской диаспоры, как минимум, на 22 дня и больше.
- Какие разновидности въездного туризма приоритетны в Армении?
С.Азоян: Наши маркетинговые исследования показали, что наибольшим спросом у иностранцев пользуется культурно-исторический и религиозный туризм. Ему отдают предпочтение в основном люди старше 65 лет. А молодые, главным образом, французы, делают ставку на активный отдых, преимущественно на пешие походы в горы. М.Товмасян: Мы предлагаем классические и специальные экскурсии и туристические маршруты во все регионы РА. Предлагая туристический маршрут, основываемся на желании туриста и подбираем ему такой спектр услуг, который удовлетворил бы все его запросы. При этом учитываем возраст и страну, откуда он прибыл. Людям, совершающим деловые поездки в нашу страну, мы предлагаем специальные турпакеты. Н.Агасарян: Наша компания предоставляет услуги в таких видах туризма, как культурно-исторический, религиозный, пеший (походы разной степени сложности). В разгар сезона наш основной продукт - каждодневные туры по Армении продолжительностью от 5 до 10 часов. Среди специальных предложений - 2-3-дневные индивидуальные, групповые и семейные туры в Карабах, Татев-Горис-Сисиан-Караундж; Ахпат-Санаин-Одзун. Кроме этого, мы предлагаем туры в Грузию с обзорной поездкой по Тбилиси и посещением исторических мест, описанных в поэме Лермонтова "Мцыри".
- Каково состояние инфраструктуры сферы туризма?
- М.Товмсян: В Армении немного пятизвездочных отелей с роскошными номерами, прекрасными интерьерами и дорогой мебелью. У нас бывают группы весьма состоятельных туристов с большими финансовыми возможностями и высокими требованиями. Они останавливаются исключительно в самых лучших отелях. Но основная масса туристов, приезжающая на 10-14 дней, желает селиться в недорогих приличных гостиницах, т.к. большую часть времени они разъезжают по регионам, возвращаясь в гостиницу лишь на ночлег. Следует отметить, что в последнее время инфраструктура в регионах успешно развивается: строятся новые дома отдыха, пансионаты, гостиницы. Благодаря этому у туриста появляется возможность выбора, а мы, в свою очередь, можем совмещать его пожелание с нашими возможностями. Н.Агасарян: Туриндустрия Армении нуждается в недорогих трехзвездочных гостиницах, где цены более демократичные при наличии необходимого бытового комфорта. Такие гостиниц способствовали бы расширению молодежного и массового туризма. Что касается представителей армянской диаспоры, приезжающих на долгое время на историческую родину, то они в основном снимают квартиру, т.к. это обходится им значительно дешевле. С.Азоян: Туризм, естественно, связан с дорогами. Если говорить о наших главных магистралях, то никаких претензий нет. А вот проселочные дороги, ведущие непосредственно к культурно-историческим объектам, оставляют желать лучшего. Кроме этого, при путешествии из одного региона в другой немало проблем возникает из-за отсутствия туалетов. Н.Агасарян: Иностранцев особо поражает небрежное отношение к природе и людское бескультурье. Если, к примеру, около исторических памятников более или менее чисто, то на берегу Севана можно почти всегда увидеть ставшей привычной картину: небрежно брошенные целлофановые пакеты при малейшем ветре поднимаются в воздух и, кружась, повисают на прибрежных деревьях. Не лучше в лесу на пешеходных тропах. Здесь пейзаж "украшают" забытые пластиковые бутылки, консервные банки, пакеты с едой. Все это, конечно, портит впечатление от увиденного. Что касается армянской кухни, то практически всем иностранцам она нравится. Претензии в другом: нередко иностранным туристам в кафе или ресторане приходится долго ждать, пока официант подойдет к их столику и обслужит. Кроме этого, много жалоб на слишком громкую музыку в местах общественного питания. В этом плане есть над чем поработать.
- Достаточно ли у нас опытных экскурсоводов и гидов-переводчиков?
М.Товмасян: У нас много хороших специалистов, имеющих многолетний опыт работы. Кроме этого, в последнее время во многих вузах страны открылись факультеты туризма. Естественно, студенты проходят практику в туристических компаниях, что дает им преимущество в плане практических навыков и профессиональных знаний. С.Азоян: В Армении есть немало гидов-переводчиков, которые говорят на английском, французском, немецком, итальянском и даже китайском языках. Кроме того, ассоциации туроператоров, гидов, отелей, ресторанов, барменов стали регулярно организовывать тренинги для сотрудников, занятых в сфере сервиса. Н.Агасарян: У нас дефицит отечественной литературы по туризму. Большинство путеводителей, туристических справочников советских времен безнадежно устарели, а новые практически не издаются. А за последнее время сделано немало археологических открытий, добыты новые сведения по этнографии, исследованы неизвестные страницы истории страны. Думается, следует создать небольшую рабочую группу специалистов, которая могла бы подготовить и издать новые путеводители, пособия и другие методические материалы для гидов и экскурсоводов. Кстати, если штаты гидов-переводчиков и экскурсоводов полностью укомплектованы, то опытных проводников турфирмам явно не хватает.
- Какие факторы влияют на выбор Армении в качестве страны посещения?
С.Азоян: В зависимости от того, какие цели ставит перед собой турист, он выбирает тот или иной турпродукт. Путешественники, впервые направляющиеся в незнакомую для них страну, прежде всего обращают внимание на политическую стабильность и безопасность. Например, в этом году из-за обострения политической ситуации и событий, происшедших 1 марта, было большое количество аннуляций туров. Из-за этого мы потеряли 1-1,5 месяца, пока ситуация в глазах иностранцев не улучшилась. Кроме этого, для туристов немалое значение имеет наличие прямых или удобных по времени стыковок авиарейсов, стоимость авиабилетов (например, из Балтии, в частности, Риги авиабилет стоит значительно дешевле, чем из других европейский стран), цена турпакета, инфраструктура, сервисное обслуживание и т.д. Немалую роль в выборе страны играет реклама, а также мнение друзей, коллег, знакомых или родственников, уже побывавших в данном регионе.
- Брендинг страны - забота государства или турфирм?
Н.Агасарян: Армения обладает большим потенциалом для развития как внутреннего, так и регионального туризма (к примеру, туры по Закавказью, Турции, Ирану и странам Шелкового пути - Узбекистану, Туркменистану, Китаю). К сожалению, для многих потенциальных туристов Армения - неизвестная страна. Так, на недавно прошедшей выставке в Нидерландах нас включили в зал экзотических стран рядом с африканскими... Конечно, участие в международных выставках дает свои положительные результаты, но этого явно недостаточно. Брендингом страны должно заниматься государство. Компании же могут разрабатывать лишь свой имидж, но никак ни бренд страны. Неумелая реклама может только навредить и привести к прямо противоположному результату. Кстати, надо только видеть, как умело Турция работает над своим брендингом и каких весомых результатов достигает! С.Азоян: Для успешного продвижения брендинга страны на международный рынок необходимы совместные усилия государства и туроператоров. Недавно государство выделило 250 тыс.евро под один крупный международный проект. Для того, чтобы снять фильм о туристической Армении, была приглашена телевизионная группа из компании BUZZ TV. По контракту на нее же возложена ответственность за дистрибьюцию фильма за рубежом. На международных телевизионных каналах он будет демонстрироваться в течение 7 лет. В данное время по TV на каналах Евроньюс и CNN идет реклама туристической Армении на Европу. Кроме этого, в Интернете действует государственный web-сайт на английском языке с исчерпывающей информацией о нашей стране, турах, программах пребывания, национальной кухне и т.д. В скором времени все это будет переведено на 7 иностранных языков. А для индивидуальных туристов в нашем офисе функционирует информационный центр, где прибывший путешественник может бесплатно получить любую интересующую его информацию. Следует сказать, что мы как государственная компания регулярно организуем участие Армении в международных выставках, ознакомительные туры, создаем рекламно-маркетинговые блоки для зарубежных пользователей. Например, в течение 2007 года мы проводили целевой маркетинг в Италии: организовали ознакомительные туры по нашей стране для журналистов и туроператоров. В результате поток туристов из Италии резко возрос. В дальнейшем намерены провести целевую рекламную компанию во Франции и Германии. Кроме этого, мы представляем Армению и на японском рынке. Однако японцев больше интересуют региональные туры по Закавказью, а не по одной стране.
Вера Цветкова
|