25 июня 1939г. в Ереване усилиями известного художника Габриэла Гюрджяна была основана Изопередвижная мастерская. Устраиваемые Мастерской выездные выставки давали возможность жителям регионов Армении знакомиться с достижениями армянского изобразительного искусства. С другой стороны, вовлечение в активную выставочную деятельность как мастеров, так и молодых живописцев, графиков, скульпторов помогло многим одаренным творцам заявить о себе.
С 1963г. в жизни Изопередвижной мастерской произошли перемены: специальная правительственная комиссия, посещая выставки Союза художников, приобретала на месте лучшие работы для пополнения фондов Мастерской. Государство организовывало творческие экспедиции по Армении, во время которых художники и скульпторы, обогатившись свежими впечатлениями, расширяли тематику творчества. Одну из созданных в экспедициях работ творцы обязывались передать в специальный Дарственный фонд, откуда она включалась в экспозиции Мастерской или отправлялась в один из музеев страны.
В итоге сформировался богатый фонд, в котором десятилетиями хранились работы художников и скульпторов разных поколений. Правда, на складах скапливались и слабые с художественной точки зрения работы, так что назревал вопрос серьезного пересмотра фондов Мастерской. Затянувшийся кризис 90-х на долгие годы оставил пылиться на складе богатое культурное наследие.
В 2004 г. бывшая Изопередвижная мастерская была переименована в Выставочный центр при Министерстве культуры РА, начавший активную работу по организации экспозиций в Армении и за ее пределами и восстановлению фондов, реставрации картин и т.д. О работе центра рассказывает его директор Мгер Григорян.
– Получив в ведение огромную коллекцию произведений изобразительного искусства, мы первым делом решили пересмотреть ее содержание. Оказалось, что здесь буквально друг на друге лежали полотна Мартироса Сарьяна, Минаса Аветисяна, Эдуарда Исабекяна, Сейрана Хатламаджяна, Вруйра Галстяна, Арминэ Каленц и других известных художников, а также множество скульптурных работ, которые приходили в негодность. По договоренности с Минкультом, около 30 этих работ были переданы в другие культурные центры: так, мы передали два огромных полотна Сарьяна в его Дом-музей, бюст Арама Хачатуряна – в его именной Дом-музей, несколько работ ушли в Музей дерева и т.д. На сегодняшний день наш центр располагает 5000 произведений изоискусства, из них около 1700 экспонатов – достояние Дарственного фонда. Сейчас собрание снова начало пополняться.
– За счет чего происходит пополнение?
– Начиная с 60-х годов, часть экспонатов передавалась на временное хранение в разные учреждения Армении. Многие из них нам удается найти и вернуть в фонды Центра. Так, за последнее время немало картин и скульптур было обнаружено в школах, музеях регионов, в столичном ЕрФИ, Спортуправлении и т.д. Обогащать фонды Выставочного центра за счет новых работ пока нет возможности – у нас нет необходимых помещений. Тем не менее имеющейся коллекции хватает на то, чтобы организовывать передвижные выставки, знакомить с лучшими образцами изобразительного искусства широкую общественность по всей стране.
– Как давно проводятся эти выставки?
– С 2006г. под патронажем Минкульта реализуется проект «Музей на колесах». Это региональная программа, которая дает возможность не только вывести из забвения картины и скульптуры, представляющие художественную ценность, но и восстановить одну из сторон деятельности гюрджяновской Изопередвижной мастерской – знакомство жителей регионов республики с творчеством известных армянских художников и скульпторов. За два года «Музей на колесах» объездил с выставками почти всю Армению – Гегаркуник, Лори, Ширак, Тавуш, Сюник и другие марзы. В некоторых регионах, например, в Гегаркунике, выставки имели столь большой успех, что приходилось их продлевать на несколько недель. Большую роль в эстетическом воспитании детей и молодежи сыграли наши выставки в отдаленных местностях, жители которых никогда не бывали в музеях. Кроме того, мы успешно провели пару выставок совместно с джаджурским Домом-музеем Минаса, сейчас работаем над другими проектами. В этом году собираемся организовать ряд выставок в связи с 20-летием Спитакского землетрясения. Это будут совместные выставки с Музеем Ов.Туманяна, домами-музеями Е.Чаренца и Ав.Исаакяна, которые откроются в зоне землетрясения.
– Насколько мне известно, в конце прошлого года Выставочный центр включился и в культурную жизнь диаспоры...
– В декабре 2007г. в рамках армяно-болгарской программы в Софии прошла выставка «Краски Армении», организованная министерствами культуры двух стран. Подбор экспозиции и организация выставки были возложены на наш центр. Нам пришлось отреставрировать 45 работ таких художников, как Ара Бекарян, Ованнес Зардарян, Вруйр, Эд.Исабекян, Кнарик Ованнисян и других. На выставке в Национальной галерее зарубежного искусства Софии наряду с нашей коллекцией экспонировались работы армянских художников Болгарии. За 10 дней экспозицию посетили официальные лица, искусствоведы, любители и знатоки живописи, широкая болгарская общественность, был издан красочный каталог выставки. Экспозиция получила столь положительные отклики, что болгарская сторона предложила подумать над организацией еще одной выставки.
Сегодня мы работаем над другой коллекцией, которую планируется выставить осенью в Сирии: около 35 картин, которые мы сейчас отбираем и приводим в порядок, составят выставку «Армянский пейзаж». Словом, постепенно становимся реально действующим выставочным центром, которому, правда, не хватает своего экспозала. У нашего центра есть одно небольшое помещение на ереванском проспекте Маштоца, которое можно было бы реорганизовать в выставочный зал с постоянно действующими экспозициями, но оно завалено скульптурами. Если бы мы получили возможность как-то разрешить проблему с содержимым склада, то здесь могла бы разместиться галерея Выставочного центра.
– Не планирует ли Выставочный центр как преемник Изопередвижной мастерской возобновить такую сторону ее деятельности, как творческие экспедиции по Армении?
– Безусловно, такое желание есть. Экспедиции помогли бы пополнить фонды центра новыми работами, вдохновить художников на поиски нового слова в творчестве, открыть новые имена. Кроме того, мы работаем над организацией конкурсов молодых скульпторов и художников для поощрения их творчества. Подобные конкурсы можно проводить между вузами, училищами, где есть художественные отделения, с целью отбора лучших работ для фондов Выставочного центра. Это даст возможность не только следить за творчеством молодых художников, но и вернуть детищу Г.Гюрджяна его былое предназначение.
Магдалина ЗАТИКЯН |