Ситуация, возникшая в регионе после военных действий в Южной Осетии, кроме всего прочего в очередной раз четко обозначила прямую зависимость экономик всех стран Южного Кавказа от внешних факторов. Если до сих пор считалось, что в самом худшем положении в этом смысле находится Армения (с учетом ее географического положения и отсутствия природных ресурсов), то теперь стало очевидно, что и Азербайджан со своими нефтью, газом, коммуникационной свободой весьма уязвим. Даже в какой-то степени наша экономика сегодня находится в более выгодном положении, нежели азербайджанская. За почти два десятка лет блокады мы адаптировались к суровым условиям. Мы строили свою экономическую политику с учетом жестких реалий и экстремальных условий перманентно усугубляющейся транспортной изоляции. Наш бюджет формировался не за счет таких статей, как транзит или продажа энергоресурсов. Поэтому в нынешней обострившейся ситуации наша экономика хоть и пострадала, но по крайней мере не больше, чем экономика того же Азербайджана.
ЧЕРЕЗ ПАРУ НЕДЕЛЬ ПОСЛЕ НАЧАЛА ВОЕННОГО КОНФЛИКТА В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ азербайджанские эксперты стали прикидывать экономический ущерб, нанесенный кризисом Азербайджану, и обнаружили отнюдь не мало проявлений негативного воздействия.
По мнению главы азербайджанского Центра мониторинга общественных финансов (PFMC) Ингилаба Ахмедова, в сложную ситуацию экономику Азербайджана поставило прерванное транспортное сообщение с черноморскими портами Грузии, простой нефтепровода Баку-Супса, остановка железнодорожного транзита после взрыва моста в районе Каспи. Проблемы в порту Поти оказали серьезное влияние на экономическую жизнь Азербайджана: через этот порт Азербайджан осуществляет, в частности , импорт автомобилей.
Азербайджанские эксперты считают, что в результате возникших транспортных проблем ожидается значительный рост цен практически по всем импортируемым товарам. Кроме того, учитывая, что Грузия обеспечивает прямой выход для Азербайджана на мировой рынок, азербайджанцы опасаются, что напряженность в регионе охладит интерес зарубежных инвесторов. По мнению азербайджанских экспертов, эта страна потеряет серьезные доходы от экспорта нефти и газа, от автомобильного и железнодорожного транзита. По оценкам главы Центра экономических исследований Губада Ибадоглу, Азербайджан не сможет заработать, как прогнозировалось ранее, 1 миллиард долларов за счет транзита энергоресурсов.
Эти и ряд других аргументов свидетельствуют о прямой зависимости азербайджанской экономики от внешних факторов. Кстати, признают сей факт и сами азербайджанцы. В частности, так считает глава Центра экономических исследований Губад Ибадоглу.
РАЗУМЕЕТСЯ, УПОМЯНУТЫЕ ПРОБЛЕМЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ не могут являться утешением для нас. Ведь их наличие никак не решает наших экономических проблем. Однако если брать во внимание то обстоятельство, что военный бюджет этой страны из года в год активно растет и подогревает азербайджанскую милитаристскую риторику в адрес Армении и НКР, то, безусловно, теперь бряцать оружием официальному Баку станет сложнее. Да и вряд ли теперь Азербайджан будет столь же активно, как прежде, раздувать миф о своем безусловном, многократном экономическом превосходстве над Арменией.
Ара МЕЛИКСЕТЯН
Голос.ам |