В конце июля в Крыму отметили 650-летие монастырского комплекса Сурб Хач. На торжества по поводу знакового события прибыли президенты Серж Саркисян и Виктор Ющенко. К мероприятию в Симферополе издана книга об истории, архитектуре и реставрации монастыря. Авторы — Татевик Саркисян и Меружан Петросян — подробно рассказывают об одном из выдающихся армянских памятников вне исторической Армении.
С благодатным Крымом армяне начали завязывать отношения еще с I в. до н.э. В начале VII века в Херсонес был сослан византийский князь Вардан, который вскоре на пару с местной оппозицией сверг в 711 году Юстиниана II и стал императором Византии. Армянская колония Крыма формировалась в XI-XIII вв., когда армянские изгнанники начали массово заселять полуостров. "Помогли” Византия и Золотая Орда. Следующий вал произошел в XV-XIX веках. В средние века армянское население Крыма достигло почти 150 тысяч и уступало только татарам. Соотечественники показали себя с лучшей стороны настолько, что юго-восточную часть побережья Крыма назвали Armenia Maritima.
Одним из армянских городов был Старый Крым (Сурхат, Солкат), основанный в XIII веке. Сурхат — это искаженное Сурб Хач. Армян в городе было большинство, город армянские источники именовали "великолепным” и "знаменитым”. Здесь действовали как минимум десять армянских церквей. Среди них — монастырь Сурб Хач, в трех километрах от города. Он дошел до наших дней в более-менее целостном виде, но в то же время крайне обветшалом. И немудрено. В течение шести и более столетий его много раз перестраивали, что-то обновлялось, что-то исчезало. К наиболее раннему периоду — конкретно XIV веку — относится церковь Сурб Ншан с притвором и дозорной башней. Остальные монастырские сооружения вплоть до двух фонтанов построены позже. Монастырь исследовали многие ученые. Первый достаточно обстоятельный труд подготовил А.Якобсон, а потом процесс пошел по нарастающей и появилось много других научных исследований и статей. Археологические раскопки проводились в 70-80 гг. ХХ века. Серьезные источниковедческие исследования монастыря Сурб Хач сделали авторы упомянутой книги.
Церковь Сурб Ншан была заложена в 1358 году. Инициаторами и ктиторами строительства были инок Ованес, его братья и сподвижники. Под карнизом барабана есть соответствующая очень красивая надпись, начинается она словами: "Храм славы божественной, земной рай при древе жизни...”
Еще в XVIII веке Сурб Хач оставался престольным монастырем крымских армян, приверженцев традиционной Апостольской церкви. В середине века его основательно обновили, в благое дело вовлекли армян не только Крыма, но и из других мест. К сожалению, скоро наступили суровые времена. В 1778 году российские власти затеяли переселение армян из Крыма в донские степи. Сурб Хач опустел... Несмотря на все потуги, он так и не возродился как Феникс. Тем не менее здесь время от времени производилось какое-то строительство и благоустройство. К 1890 году благодаря епископу Хорену Степанэ провели восстановительные работы, возродили национальные традиции, возобновили богослужения, отмечали церковные праздники. Появились паломники, даже пришлось построить гостиницу.
В 1925 году большевики-богоборцы монастырь, естественно, ликвидировали, даже рекомендовали крымским властям снести его и реализовать стройматериал. Феодосийский исполком на это не пошел, объяснил, что монастырь — историческая ценность. Другим армянским памятникам Крыма повезло гораздо меньше. Впрочем, все церковные раритеты, кроме нескольких, Сурб Хач утерял. Их похитили.
После того как Сурб Хач удалось спасти, здесь устроили санаторий для трудящихся — воздух на горе замечательный. Потом с трудящимися распрощались и оборудовали пионерлагерь. Укрепили, восстановили, надстроили — говорили, дети — наше будущее. Ничего не жалели. В свою очередь и дети не жалели памятник.
Перед войной монастырь получил типично советское назначение — стал складом. В войну рядом угодил крупный снаряд — много чего порушилось из того, что расшатали гегемон, пионеры и складские рабочие.
В середине 50-х годов начались восстановительные работы. Очистили постройки от разрушительной растительности, территорию, реставрировали кровлю церкви, притвора, других сооружений. Вскоре в Крым приехали армянские специалисты и тоже провели изыскания. В 70-х было решено после полного восстановления использовать монастырь в качестве дома отдыха — тогда это было модно. Подготовили соответствующий проект. Вскоре дело вновь застопорилось. Реставрационные работы возобновились в 1992 году, их финансировало правительство Крыма, по мере возможностей помогало Крымское армянское общество.
Новый этап реставрации начался в связи с подготовкой к 650-летию Сурб Хача. Многое было сделано, но в советской манере: гнали к славной дате. Но реставрация не любит суеты и спешки, а тем более аврала. Автор проекта реставрации Меружан Петросян тоже не в восторге от такой гонки. В итоге 650-летие было проведено на высоком уровне: издали книги, отыграли концерты, сняли фильм, состоялись научные посиделки. Все хорошо. Но реставрация Сурб Хача еще не закончена. Как работы будут продолжены, не совсем ясно, ведь обычно после того как дата отмечена, к предмету внимания теряют интерес. Между тем Сурб Хач нужен и Крыму, и армянской культуре. Всем. Земной рай на древе крымской жизни. Карэн МИКАЭЛЯН
|