Матч Армения — Турция оказался под прицелом международных экспертов и СМИ, но отнюдь не с точки зрения разыгранных в процессе игры спортивных комбинаций. Мировая, отечественная и турецкая пресса, эксперты и политики — все рассуждают на тему о том, кто является автором разыгрываемой на Южном Кавказе геополитической комбинации и что из этого следует...
Али БАБАДЖАН: “Армения могла бы стать альтернативой для прохождения газопровода...”
Тема открытия границы была достаточно подробно затронута в интервью Reuters, которое министр иностранных дел Али Бабаджан дал перед визитом в Ереван. В нем он, в частности, указал на то, что заблокированная граница является главным барьером для регионального развития. По словам Бабаджана, инициатива руководства Турции о необходимости налаживания контактов с Арменией, которая удостоилась серьезной критики со стороны оппозиционных партий, получила новый импульс в период военных действий между Грузией и Россией. “События в Грузии породили новые опасения относительно безопасности поставок энергоносителей из Каспийского моря в Западную Европу”, — заявил он, отметив, что “Армения могла бы стать альтернативой для прохождения газопровода, идущего на Запад со стороны Каспийского моря по территории Грузии, ставшей ненадежной после российской интервенции”. В свою очередь Армения, продолжил глава турецкого МИД, могла бы получить экономические дивиденды от открытия границы и восстановления железнодорожного сообщения с большим соседом. “Теперь настало время говорить о проблемах открыто и смело и попытаться найти решения”, — сказал он в интервью Reuters. “Мы не имеем дипломатических отношений с Арменией. Что мы собираемся делать в этом направлении? Вот о чем нужно вести дискуссию. Я не питаю надежду на установление дипломатических отношений во время визита Абдуллы Гюля в Ереван. Однако мы готовы к более глубокому диалогу”, — заявил министр.
“Мгновенного перелома не будет”
— считает эксперт, главный редактор журнала Turkish Policy Quaterly Диба Нигар Гексел
Выступая вчера в Ереване на семинаре “Нынешняя ситуация на Кавказе. Роль ЕС и НАТО”, она отметила, что не стоит ожидать скорого урегулирования армяно-турецких отношений. По ее словам, за последние пять лет Турция существенно изменила свою региональную политику, логическим завершением чего стал визит президента Турции Абдуллы Гюля в Армению. И несмотря на это, по мнению Гексел, мгновенного перелома нельзя ожидать. “Результат применения новых подходов показывает, что интересы Турции не всегда совпадают с интересами США”, — сказала Гексел, добавив, что Анкара поняла, что в вопросе распространения политического влияния объединенная Европа предоставляет Турции больше возможностей, чем США.
“Когда турки-османы собрались уничтожать армян, они также дружески улыбались и пожимали руки”
— напоминает сайт “PanARMENIAN.Net” и приводит цитату из газеты “Milliyet”, которая опубликовала прозвучавшее в 1993 году выступление Абдуллы Гюля, тогда депутата от партии “Рифах”, в котором он осуждает приезд президента Армении Левона Тер-Петросяна в Анкару для участия в церемонии похорон Тургута Озала. “Обратите внимание, какую пораженческую политику проводит правительство, если президент Армении находит смелость и принимает участие в церемонии похорон главы нашего государства. Он знает, что вы думаете только о своих интересах, боитесь проявить смелость, в то время как надо защищать интересы турецкого государства. Знает, насколько вы лояльны. Укажите мне на такую страну, у которой хватит наглости, ведя войну с вашими братьями, убивая их, заявить о том, что “во всем виновата Турция”. Которая посмеет, убивая наших братьев, заявлять, что “карта Европы полностью составлена, а вот карту Ближнего Востока и Азии необходимо перекроить”. Страну, которая станет претендовать на то, что Карс является армянской землей. А затем ее президент приедет в Турцию и вы протянете ему руку? Как это возможно?”
Армяно-турецкая граница может быть открыта, но весь вопрос в том, что за это потребуют от Армении
— задается вопросом заведующий отделом проблем межнациональных отношений российского Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. По его мнению, если цена вопроса — Карабах, то тогда “новое мышление” Сержа Саркисяна может смениться на “старое”. “Вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта нужно оторвать от нормализации армяно-турецких отношений. Правда, это несколько сложно, ибо Турция закрыла границу именно из-за карабахского конфликта и она поддерживает Азербайджан. Но и в этом случае все упирается в цену вопроса: готова ли Армения пойти на уступки в основополагающих принципах внешней политики для налаживания отношений с Турцией”, — подчеркнул Маркедонов.
Николя Саркози оценил смелость Гюля и Саркисяна
Президент Франции Николя Саркози оценил визит президента Турции Абдуллы Гюля в Армению как “смелый и исторический шаг”. “В то время как регион находится в кризисе, этот визит стал смелым и историческим шагом в контексте отношений Армении и Турции. Он внушает надежду на скорейшую нормализацию армяно-турецких отношений”, — заявил Николя Саркози. Он также высоко оценил политическую смелость президента Армении Сержа Саркисяна и выразил надежду, что это достижение позволит обеим странам показать всему миру, что “примирение возможно посредством открытого диалога и взаимного уважения”.
Сергей КАРАГАНОВ: Нормализация отношений Турции и Армении выгодна России
“Это историческое событие. Вражда между Арменией и Турцией, связанная с геноцидом, являлась одним из крупных факторов, который определял даже мировую политику, отношение многих стран к этому региону. То, что они пошли на сближение, означает, что преодолевается исторический разлом, оставшийся нам от прошлого и позапрошлого веков”, — отметил председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. Кроме того, добавил он, “это еще одно свидетельство того, что мировая карта пришла в быстрейшее движение”: “Совершенно понятно, что Турция и Армения сближаются не только потому, что они смогли внутренне преодолеть подозрения, которые вырабатывались веками, но и потому, что они чувствуют необходимость консолидации перед лицом новых опасностей, главным образом региональной нестабильности”, — пояснил С.Караганов. |