Пятница, 26.04.2024, 19:07
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Сентябрь » 9 » Кризис: Посторонним вход разрешен
Кризис: Посторонним вход разрешен
16:37

Исход-развал

 

Русский Newsweek. В тот самый день, когда Грузия начала обстрел Цхинвала, азербайджанское информационное агентство распространило сообщение о закупках израильской военной техники. Помимо новых автоматов в арсенал азербайджанской армии поступили ракетные системы залпового огня на базе грузовиков «КамАЗ». В Азербайджане ни у кого не было сомнения, зачем покупать оружие: проблему территориальной целостности нужно решать.

 

В начале 90-х в войне с карабахскими армянами и Арменией Азербайджан потерял Карабах и пять прилегающих к нему районов. Как и в Тбилиси, в Баку уверены: один на один с сепаратистами они бы не проиграли, и тогда и сейчас им помогает Россия. «Мы понимаем, что не Армения, а Россия оккупировала 20% наших территорий. Поэтому силы несопоставимы», - утверждает экс-советник президента страны по внешнеполитическим вопросам и бывший член Совета безопасности Вафа Гулузаде.

 

Громче всего по поводу действий России в Грузии возмущались в дальнем зарубежье, на Западе. Но сильнее всего переживали - в ближнем, в бывших советских республиках. И несмотря на то что большинство из их - формальные союзники и «стратегические партнеры» России, участвующие с ней в разных многосторонних форматах, вроде СНГ, ОДКБ и ШОС, все сознательно или безотчетно примеряли российские действия в Грузии на себя.

 

При этом именно от стран СНГ Россия ждала дипломатической поддержки, и они первыми оказались перед самым жестким выбором: с Москвой или с Западом. На Западе думали, что совет министров ШОС в Душанбе в начале прошлой недели обеспечит России поддержку признания Южной Осетии и Абхазии, и даже удивились, когда этого не произошло. Наоборот, ШОС хоть и аккуратно поддержал силовой ответ России, вполне ясно высказался в пользу принципа территориальной целостности. «От ШОС большего не ждали - не осудили, и то хорошо», - говорит источник Newsweek в российском МИДе. И он же рассказывает: «Всю неделю до признания шли активные переговоры с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном о возможности признания ЮО и РА - переговоры провалились». Для стран постсоветского пространства это была «чужая война». Но под ее напором и связанным с ней грузом политического выбора начали рушиться старые постсоветские структуры - прежде всего СНГ. Осведомленный источник, близкий к организации намеченного на 6 сентября неформального саммита СНГ в Пятигорске, сообщил Newsweek, что на него точно не приедет Виктор Ющенко и в России морально готовятся к тому, что саммит впервые в истории проигнорирует президент Азербайджана Ильхам Алиев.

 

АЗЕРБАЙДЖАН

 

Российско-грузинская война и последующее признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии произвели на азербайджанское общество крайне тягостное впечатление. Это настроение охватило не только политические элиты, но даже старую бакинскую интеллигенцию, всегда считавшуюся пророссийской. Ее классический представитель - художник-ковроткач Гаджи Эльдар, выпускник Ленинградского художественного училища. Он ткал свои ковры-картины в том числе и для Владимира Путина. «Русские - православные, как и грузины, и когда я смотрел по телевизору, как они стреляли в грузин, думал, что же может ожидать нас, мусульман», - печально говорит он корреспонденту Newsweek в своей мастерской в старом Баку.

 

В официальных кругах перспективы встретиться с Россией на поле брани вслух никто не рассматривает. Во время «пятидневной войны» МИД, выдержав длительную паузу, сделал осторожное заявление о поддержке принципа территориальной целостности Грузии и ни одного ожидаемого Западом слова об осуждении России. Глава международного департамента президентского аппарата Новруз Мамедов говорит об этом заявлении: «По крайней мере мы последовательны, мы не поддержали независимость Косова, не поддерживаем и независимость Абхазии с Южной Осетией и тем отличаемся от некоторых международных игроков, которые в одном случае решают так, а в другом этак». Кого он имел в виду, США или Россию, он пояснить отказался. Скорее всего обоих.

 

До сих пор во внешней политике Азербайджана Россия именовалась «стратегическим партнером», а США просто «партнером». Баку раздражало американское вмешательство во внутренние дела страны и поучения на тему «какой должна быть демократия». В Баку понимают, что российско-азербайджанская повестка дня будет в ближайшее время радикально меняться. Пятидневная война обострила никогда не прекращавшуюся полемику, что же все-таки такое Азербайджан - Запад или Восток (под которым в космополитическом Баку парадоксальным образом понимается Россия)? «Сейчас негатив, связанный с восприятием России, достиг кульминации, - говорит председатель международного фонда “Карабах” Мехман Исмаилов. - Если вчера мы имели непростые отношения, то теперь мы просто боимся. Этот страх заставит нас искать сильного покровителя, и очевидно, что ближайшее время традиционная азербайджанская равноудаленность сменится на радикальную прозападность».

 

АРМЕНИЯ

 

По другую сторону от Карабаха за большим столом, накрытым на берегу озера Севан, бывший посол Армении в Сирии профессор Давид Ованнисян произносит тост о важности свободы выбора для людей и народов. Только что стало известно о том, что Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, - и все присутствующие торжественно поднимают бокалы. Но неформальные беседы за столом звучат в несколько иной тональности. Говорят о спорном количестве жертв, о необъективном освещении конфликта обеими сторонами. И, конечно же, во всех разговорах сквозит традиционная армянская снисходительность по отношению к грузинским соседям: не умеют же воевать, так куда полезли?

 

Действия России получили в Армении всеобщую поддержку, несмотря на временные, как все надеются, трудности. Бизнесмен Мурад Ашотян жалуется, что уже в первые дни конфликта бензин исчез, а потом подорожал на треть - ведь большинство импорта в Армению идет через Грузию. «Люди машины не могли заправить! Но я считаю, что Россия всё сделала правильно. Сколько же еще всё это могло продолжаться?!»

 

Сотрудник одной из правительственных структур, пожелавший остаться неизвестным (он тоже отдыхает на Севане), в который раз посетовал на то, что Армения находится «между молотом и наковальней». Желание интегрироваться в европейские структуры существует и укрепляется. Однако и главного стратегического партнера необходимо поддерживать. «Так что у нас один выход - нейтралитет», - резюмирует чиновник.

 

Действительно, заявление армянского МИДа всего лишь выражало озабоченность конфликтом и содержало призыв к его немедленному урегулированию. Куда более определенно высказался Левон Тер-Петросян, лидер армянской оппозиции, которая намерена в сентябре возобновить массовые акции протеста. Он поддержал действия России и поблагодарил ее за то, что она «предотвратила еще один геноцид в истории». Свой выход за рамки нейтралитета Левон Тер-Петросян объяснил тем, что, находясь в оппозиции, может позволить себе роскошь говорить правду.

 

БЕЛОРУССИЯ

 

«Не завидую я Лукашенко, - говорит корреспонденту Newsweek минский предприниматель Алексей Ипатьев. - Только-только начал улучшать имидж за рубежом, как тут эта война. Скажешь, что ты за Россию - поругаешься с Бушем. Скажешь, что ты против России - пойди потом договорись с Медведевым или Путиным насчет газа». Настроения в Белоруссии колеблются от «во всем виновата Америка, ссорящая братские народы», до «надо быть с Европой, а не ввязываться в сомнительные игры с Россией». Примерно так же колеблется белорусский президент.

 

С первого дня войны Александр Лукашенко молчал, поддержку из него российскому руководству пришлось тянуть клещами. 12 августа Кремль не выдержал. Российский посол Александр Суриков сделал Лукашенко публичный выговор за «скромное молчание». 13 августа белорусский премьер Сергей Сидорский обсуждал с Владимиром Путиным цены на газ для Белоруссии в 2009 г. («Газпром» запланировал поднять ее до $200 за 1000 кубометров - белорусы против). Переговоры провалились: раздраженный Путин посоветовал белорусскому президенту сначала договориться с Медведевым. 19 августа тот поехал в Сочи договариваться. Здесь Лукашенко выразил поддержку действий России в самой категоричной на сегодняшний день форме: Лукашенко запрягал долго, но все-таки больше него пока в поддержку России не сказал никто.

 

В ответ на упреки России белорусские политики встают в обиженную позу. «Мы молчали потому, что нашего мнения никто не спрашивал, - говорит Newsweek Сергей Костян, депутат Национального собрания Белоруссии. - Россия вела переговоры с США, с ЕС, с кем угодно, но только не с нами. Когда спросили наше мнение по этому вопросу, мы тут же ответили. Медведев указ [о признании ЮО и Абхазии] подписал, а нас как членов союзного государства никто не спрашивал. С нами опять поступили, как с пешками!»

 

Лукашенко долго молчал еще и потому, что после начала войны Белоруссия - «последняя диктатура Европы» - перестала быть самой плохой на постсоветском пространстве. Ее место, по крайней мере на время, заняла Россия. У Лукашенко появилось пространство для маневра, и он не хотел его терять. Но Москва это пространство уже отнимает. «Он служит России, и в этом нельзя сомневаться, потому что Россия его кормит, - говорит Newsweek Станислав Шушкевич, бывший председатель Верховного совета Белоруссии, когда-то подписавший с Ельциным и Кравчуком Беловежские соглашения о роспуске СССР. И уверяет, что Лукашенко обязательно признает Абхазию и Южную Осетию. «Признание Белоруссией независимости Абхазии и Южной Осетии неизбежно, - подтверждает Виктор Мартинович, политический обозреватель независимого еженедельника “БелГазета”. - Однако срок, в течение которого Лукашенко признает эту независимость, снова может стать предметом торга. Например, Белоруссия может признать решение России через год, а Кремлю это признание необходимо срочно».

 

Впрочем, в прошлую пятницу стало ясно, что года Лукашенко не получит. Посол Белоруссии в России Василий Долголев заявил, что готовится заявление президента Белоруссии, в котором «всем будет всё сказано»: «Я думаю, буквально сегодня, если не сегодня, то завтра будет заявление. Мы же союзники, и этим всё сказано».

 

КАЗАХСТАН

 

Казахстану - второму главному союзнику на постсоветском пространстве - удалось уклониться от поддержки России. 11 августа, в критический день войны, спикер МИДа республики Ержан Ашикбаев выразился предельно отстраненно: «Казахстан внимательно следит за ситуацией; большое сожаление вызывают многочисленные жертвы в ходе этого конфликта». 13 августа Нурсултан Назарбаев встретился с президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым. После встречи глава Казахстана заявил: «Принцип территориальной целостности любого государства признан всемирным сообществом. Мы, все государства СНГ, выступаем против сепаратизма, и подобные сложные межнациональные вопросы должны решаться мирным переговорным путем».

 

«Из всей Средней Азии Казахстан - в самой неловкой ситуации, - говорит Newsweek Досым Сатпаев, директор аналитической “Группы оценки рисков” в Алма-Ате. - Из всех среднеазиатских стран у него не только дипломатические, но и реальные экономические отношения с Грузией». Казахстан, по его словам, инвестировал $300 млн в газораспределительную систему Грузии и в нефтеналивные терминалы порта Батуми. В Казахстане указывают, что Саакашвили в глазах Назарбаева имеет другой имидж, чем в глазах Медведева, а ключевым словом в казахстанской политической доктрине уже много лет является «многовекторность». Развернуть казахский флюгер, показывающий одновременно во все стороны, у Москвы нет возможностей. «В Казахстане, и вообще в Центральной Азии, понимают, что это не их война», - говорит Сатпаев. Ответить России на это нечем. В Астане напоминают, что они экспортеры, а не потребители газа, что «Газпром» очень сильно завязан на среднеазиатском газе, что Китай, воспользовавшись войной, говорит, что тянуть трубу к нему - безопаснее и перспективнее. «В ответ на давление из Москвы Казахстан будет находить всё более и более изощренные формулировки своей позиции, - говорит политолог Данияр Ашибмаев, автор “Кто есть кто в Казахстане”, - но все равно это будут слова, которые можно в любой момент опровергнуть».

 

Еще когда Россия весной, после признания Косова, сняла экономические санкции с Абхазии и Южной Осетии и призвала сделать то же самое партнеров по СНГ, Казахстан инициативу не поддержал - и его оставили в покое. «Главная интрига текущего момента, - говорит Newsweek источник в МИДе РФ, - в том, что Россия пытается продавить принятие Абхазии и ЮО в Организацию договора о коллективной безопасности - а Казахстан против». И его, наверное, опять простят.

 

МОЛДАВИЯ

 

Первые два дня войны в Молдавии молчали. На третий молдавский МИД выпустил заявление, в котором Молдавия просто привязывала себя к позиции ЕС. «Евросоюз, а вместе с ним и Молдавия обеспокоен военной конфронтацией в Южной Осетии… При этом кризис нужно решать с соблюдением суверенитета и территориальной целостности Грузии».

 

Правда, и Грузию Молдавия не поддержала, хотя еще недавно они были союзниками. В марте 2005 г., за четыре дня до парламентских выборов, Саакашвили приехал в Кишинев и поддержал молдавскую компартию и ее лидера Владимира Воронина. Оба тогда подписали совместный документ о необходимости ликвидации сепаратистских режимов. Поэтому понятно, почему российский посол в Молдавии назвал замедленную официальную реакцию на войну «политической мудростью».

 

Осетинская война и последующее признание республик должно было напугать Молдавию. Может быть, и напугало. Но взрывная волна конфликта явно бросила Ющенко и Воронина в противоположные стороны. Встреча российского президента с украинским сейчас почти так же немыслима, как с Саакашвили. Зато Воронин встретился с Медведевым, едва осел пушечный дым - 25 августа. Российский президент указал молдавскому на то, как опасны бывают замороженные конфликты; Воронин с ним согласился. Немедленно с российской стороны началась повышенная дипломатическая активность по поводу приднестровского урегулирования. Произошедшее уже после этой встречи одностороннее признание Россией Абхазии и ЮО, очень болезненное для Молдавии, ничего не изменило. В прошлую пятницу молдавский министр реинтеграции Василий Шова говорил Newsweek: «В Молдове созданы и внутренние, и внешние предпосылки для того, чтобы именно сейчас достичь и урегулирования на основе особого статуса Приднестровья, и территориальной целостности Молдовы». В послевоенной встрече двух президентов в Сочи министр увидел «преемственность в наращивании усилий по решению приднестровской проблемы». Просто в Сочи, по мнению Шовы, эта тенденция «получила более четкое выражение». «Так что на этом этапе речь уже идет об окончательном урегулировании приднестровской проблемы», - оптимистически заключил министр, оговорившись, что сроки и конкретные правовые формулировки зависят от всех партнеров по переговорам, включая Россию и США.

 

Тенденция последних лет состояла еще и в том, что Молдавия дистанцировалась от межгосударственного объединения ГУАМ; Воронин не ездил на гуамовские мероприятия и заявлял, что Молдавия допускает для себя статус постоянного нейтралитета - т. е. никакого НАТО его стране не нужно. «Для Молдовы активизация России по Приднестровью была неожиданностью», - говорит источник в российском МИДе. На фоне того, что многие западные журналисты и аналитики почти всерьез заговорили о возможном следующем шаге Москвы - аннексии Приднестровья, России очень нужно показать, что сепаратистские конфликты на землях бывшего СССР она умеет решать не только войной, но и миром, в том числе таким, который устроит не только Москву, но и ее партнера. Так что Молдавии Москва сейчас готова сделать максимум возможных уступок, а Приднестровье принудить к минимуму требований. Правда, если западные партнеры вновь, как в 2003 г., сорвут российский мирный план, в Кремле могут выйти из себя.

 

УКРАИНА

 

Еще в первые дни войны многие западные эксперты высказывались в том духе, что воюет Россия в Грузии, но главный трофей этой войны - Украина. Украине как всегда оказалась сложнее и интереснее всех на постсоветском пространстве. Хотя бы потому, что говорит не одним голосом, а в полном соответствии с законами полифонии. Хотя бы потому, что здесь одинаково важно не только то, что говорит действующий президент - которому недолго осталось (следующие выборы на Украине в 2009 г.), - но и его конкуренты. Того, что Виктор Ющенко будет выступать с жестких антироссийских позиций, ждали. Того, что Партия регионов Виктора Януковича призовет признать ЮО и Абхазию, на Украине ждали уже не все: все-таки и у Украины есть проблема территориальной целостности. Юлия Тимошенко почти всё время молчала, отговариваясь сначала отпуском, потом тем, что она - глава исполнительной власти, а внешняя политика - в руках президента. Глава секретариата Ющенко Виктор Балога на этом основании обвинил ее в сговоре с Кремлем. «Может быть, не сговор, но какие-то договоренности есть», - подтверждают украинские политологи. Во всяком случае, Григорий Немыря, вице-премьер правительства от Блока Юлии Тимошенко, прямо в дни конфликта сказал, что Украине лучше вступать не в НАТО, а подождать, пока Европа создаст свои собственные вооруженные силы. Позиция Тимошенко и ее союзников больше соответствует чувствам украинцев - как обычно, весьма смешанным и противоречивым. Кость Бондаренко, глава Киевского института проблем управления, говорит: большинство украинцев одновременно не одобряют действий России в Грузии, действия Саакашвили в Осетии и антироссийскую дипломатическую активность Ющенко: «Тревога за территориальную целостность Украины существует. Но прагматично рассуждающие украинцы понимают, что если политика Украины не будет антироссийской, то и с территориями ничего не произойдет, и газ будет недорог». Единственное социологическое исследование, которое успел провести Институт управления в дни войны - опрос украинских детей, отдыхающих в Артеке: 43% артековцев ответили, что дружить надо с Россией, 18% - с США, 14% - с ЕС.

 

Орхан Джемаль, Анна Рулевская, Александр Баунов

В подготовке материала принимали участие Константин Шиянов

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 781
Календарь новостей
«  Сентябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru