Point.Ru. А Михаил Саакашвили, как выясняется, не подписывал ничего. Разногласия между Россией, ЕС и Грузией в трактовке ключевых пунктов мирного плана могут похоронить его
Буквально спустя несколько часов после подписания в Москве дополнений к мирному плану Медведева-Саркози Россия, ЕС и Грузия разошлись в трактовке ключевых пунктов достигнутого соглашения. Как пишет сегодня газета «Коммерсантъ», эти разногласия могут серьезно затормозить реализацию договоренностей или вообще похоронить их. Соглашение, подписанное в понедельник в Москве президентами России и Франции Дмитрием Медведевым и Никола Саркози, предусматривает развертывание до 1 октября дополнительных международных наблюдателей в «зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии», откуда в течение 10 дней после этого должны быть полностью выведены российские военнослужащие. О том, что эти наблюдатели будут действовать также на территории самих Южной Осетии и Абхазии, в московском документе не сказано ни слова. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил вчера, что в Абхазии и Южной Осетии охранять безопасность будут только российские войска. Однако и у Грузии, и у ЕС, как выясняется, совсем другие идеи на этот счет.
Как пишет парижская Monde, президент грузинский Михаил Саакашвили «одобрил, но не подписал» текст соглашения. Он заявил, что если международные наблюдатели в итоге будут размещены только вдоль рубежей Южной Осетии и Абхазии, то их административные границы, как он выразился, грозят утвердиться в качестве де-факто государственных, а расчленение Грузии будет окончательно закреплено.
На брифинге по окончании переговоров с «евротройкой» Михаил Саакашвили продемонстрировал журналистам документ, подтверждающий, что «ЕС готов разместить наблюдателей на всей грузинской территории».
«Здесь стоят подписи Никола Саркози и Жозе Мануэла Баррозо под обязательством о том, что наблюдатели ЕС будут действовать на территории Абхазии и Южной Осетии, а не только на территориях вокруг них, — тоном победителя объявил глава Грузии. — А еще мы заставим всех, кто этому препятствует, согласиться на возвращение всех грузинских беженцев из Абхазии и Южной Осетии, начиная с 1992 года. У ЕС и США есть механизмы для достижения этой цели».
Никола Саркози поспешил поддержать слова грузинского лидера. «Мандат международных наблюдателей, которые приедут в Грузию, определен в рамках ОБСЕ и ООН — они имеют право вести наблюдение в любой части территории Грузии, в том числе и в зонах южноосетинского и абхазского конфликтов, — заявил он в Тбилиси. — Наблюдатели будут смотреть, созданы ли условия для возвращения беженцев и как они возвращаются в свои регионы. Речь идет не только о беженцах из зоны южноосетинского конфликта, вынужденных покинуть ее в августе, а о беженцах, покинувших зоны конфликтов с 1992 года».
Еще одним важным пунктом разногласий могут стать переговоры о гарантиях безопасности для региона, которые начнутся в Женеве 15 октября. «Участники этих дискуссий не прописаны в документе, но мы четко зафиксировали, что Южная Осетия и Абхазия должны получить полноправное место за столом таких дискуссий», — пояснил вчера Сергей Лавров. При этом глава МИД заявил, что РФ не отказывается от признания этих республик, и Дмитрий Медведев довел эту позицию до европейских переговорщиков. А значит, в Женеве они должны быть представлены как независимые государства. В МИД Грузии заявляют, что для Тбилиси это категорически неприемлемо. |