ИАЦ ANALITIKA. Определенное потепление в отношениях Еревана и Анкары можно оценить положительно и представляется, что армяно-турецкие отношения нуждаются в поэтапной нормализации. Об этом в интервью PanARMENIAN.Net сказал сотрудник российского аналитического центра «Фонд стратегической культуры» Андрей Арешев. Он отметил, что консультации на уровне внешнеполитических ведомств двух стран уже перестали быть тайной, Серж Саркисян предложил своему турецкому коллеге приехать на футбольный матч в Ереване, Абдулла Гюль посетил развалины древней столицы Армении Ани, расположенной ныне на территории Турции. «Российскими концессионерами Армянской железной дороги заявлено о готовности к восстановлению железнодорожной ветки Карс – Гюмри. В зарубежных СМИ появилась даже информация о переговорах некоторых зарубежных нефтяных компаний с Арменией по строительству на севере страны (иными словами, в обход Грузии) более безопасного ответвления газопровода (в частности, называется маршрут через Айрум – Гюмри – Ахурян). Разумеется, пока это только возможные варианты, однако деструктивная роль Грузии и особенно США в регионе становится все более очевидной не только для России или Ирана, но и для таких союзников США, как Турция и, не исключено, для ключевых стран Евросоюза, озабоченных проблемами своей энергетической безопасности. Общее понимание механизмов, которые обеспечили бы региональную безопасность, создаст необходимые предпосылки для урегулирования имеющихся спорных вопросов», - сказал аналитик.
Возможная в будущем нормализация армяно-турецких отношений, по его мнению, и частичное разблокирование границы не должно использоваться в качестве аргумента, позволяющего ставить вопрос о скорейшем выводе российской военной базы с территории Республики Армения. «Открытие армяно-турецкой границы должно быть не американским, а российским проектом. Важно подчеркнуть стабилизирующий фактор армяно-российского военно-политического сотрудничества в контексте неурегулированной нагорно-карабахской проблемы, а также факт определенной зависимости Анкары, увязывающей вопросы нормализации отношений с Ереваном с требованиями о выводе подразделений Армии обороны НКР с территорий «пояса безопасности», от интересов Азербайджана. Флирт армянских властей с США и НАТО, предстоящие в сентябре совместные учения понятны в контексте политики комплементарности, однако надо четко понимать, что западные игроки будут пытаться использовать народы Кавказа в качестве расходного материала (это показывает и грузинский пример). Дистанцирование от России под обещания чего-либо заманчивого вряд ли положительным образом скажется на безопасности Армении и НКР. Карабахский конфликт не может быть разрешен с помощью НАТО. Частичное восстановление позиций России на Кавказе после отражения грузинской агрессии, общий взгляд с Турцией и Ираном на недопустимость возобновления военных действий, возможно, подтолкнут официальный Баку к поиску более адекватных путей решения карабахской проблемы. Однако в ближайшие месяцы и до выборов президента Азербайджана этого точно не произойдет», - подчеркнул Арешев.
Касаясь принципов международного права эксперт отметил, что оба принципа - право наций на самоопределение и территориальная целостность сильно подвержены политической конъюнктуре, однако в основополагающих документах принцип права наций на самоопределение представлен четче.
Он напомнил, что принцип права наций на самоопределение превратился в один из основных принципов права, зафиксированных в Уставе ООН. «В Декларации о принципах международного права (24 октября 1970 года) этот принцип получил дальнейшее развитие. В этой же Декларации говорится о том, что способами осуществления права на самоопределение могут быть "создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса". В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 (статья 1) сказано: "Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие... Все участвующие в настоящем Пакте государства... должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право», - отметил эксперт.
Также Арешев отметил Хельсинкский заключительный Акт по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, в котором говорится о том, что все принципы «имеют первостепенную важность». «В документе перечисляется 10 принципов, в числе которых – неприменение силы или угрозы силой и мирное урегулирование споров. То есть именно те принципы, которые были грубо нарушены грузинской стороной. Представляется, что споры относительно приоритета того или иного принципа имеют в настоящее время чисто конъюнктурный политизированный характер. На самом деле эти принципы, с учетом вышеизложенного, вряд ли сильно противоречат друг другу. Например, когда Ирак напал в начале 1990-х годов на Кувейт и объявил о его присоединении в качестве новой провинции – он нарушил территориальную целостность Кувейта (роль США, расставивших для иракского лидера «кувейтский капкан», мы здесь не рассматриваем). А в случае с Карабахом, Абхазией и Осетией мы имеем дело с волей народов, оформленной в соответствии с действующим на тот момент законодательством, а военные действия, направленные на защиту этих республик, являются отражением внешней агрессии, право на которое предусмотрено Уставом ООН», - подчеркнул он. |