ИАЦ ANALITIKA. В конце прошлого года на кинофестивале в Лондоне дебютный фильм молодого российского режиссера Марии Саакян “Маяк” был воспринят взыскательной британской публикой с большой теплотой. Между тем для жителей Лорийского марза, где проходили съемки, эта лента стала полным разочарованием. “Знай мы, какая бессмыслица получится, не стали бы помогать москвичке”, — досадуют они. Начну, однако, все по порядку.
В фильме, на мой взгляд, четкой сюжетной линии не просматривается. Начинающий режиссер, судя по всему, так и не сумела найти удачную развязку событий. Не обозначено также точное место действия. Сама Саакян считает, что в сценарии речь идет о чеченской войне, которая “плавно” переходит в осетинскую, абхазскую и в конечном итоге — в карабахскую войну. Возможно, в силу недостаточной компетентности интернациональной съемочной группы — грузино-армяно-сербской — события и факты карабахского противостояния искажены до абсурда. Так, по мнению режиссера, карабахцы, спасаясь от азеров, бежали, да не как-нибудь, а на поезде. Москвичке явно невдомек, что единственная железная дорога ведет из Степанавана в Агдам и вряд ли армяне бежали бы на восток, чтоб оказаться в руках азеров-омоновцев. По сути, режиссер описывает поражение карабахцев, которого не было и не могло быть. В фильме есть “гениальные” кадры: течение реки несет трупы армян, распятых на бревнах. Любопытно, известно ли новоиспеченному режиссеру, что реки Арцаха, коих три, текут в направлении к Азербайджану. Каким образом они поменяли свое русло, остается загадкой.
Что касается технической стороны съемок, то и здесь немало моментов, вызывающих, мягко говоря, удивление. На железнодорожной станции Туманян, где снимался очередной эпизод с массовкой, режиссер, заметив меня, заявила: “Тебя я снимать не буду, ты слишком молод и хорошо одет”. Протянув свое журналистское удостоверение, я охладил ее пыл: желания сниматься у меня не было. Несмотря на явное недовольство режиссера, покинуть съемочную площадку я не спешил. Тем паче что перед дешевой рабочей силой в лице жителей марза, задействованных в массовке, армянка московского розлива явно ощущала себя королевой. За жалкие гроши — 2 тысячи драмов — они были готовы, дрожа от холода под открытым небом, исполнить любые капризы Марии. К примеру, сбивая с ног друг друга, запрыгивать в отъезжающий состав, трюк, который впору выполнять каскадерам... В результате какой-то старик, оказавшись в самой гуще толпы, сломал ногу и пролежал на голой земле несколько часов. Никому не было до него дела... В конце концов наиболее сердобольные “актеры” все же помогли бедолаге дойти до дома, где спустя пару часов он скончался. Безработная толпа делала вид, что не заметила произошедшего, очевидно, из боязни лишиться дневного заработка... Поговаривают, съемочная группа собирается отснять в Лори еще один фильм. Какой “шедевр” получится на сей раз, остается только догадываться.
Армен ТЕР-КАРЯН, НВ |