ИАЦ ANALITIKA. Точка зрения армянской прессы
До сих пор продолжают звучать различные комментарии по поводу строительства железной дороги Карс-Ахалкалак-Баку. И пока страны-инициаторы с большим воодушевлением озвучивают свои представления относительно огромной экономической прибыли, которую принесет железная дорога, многие политологи и аналитики комментируют основную цель проекта в совершенно ином ракурсе.
Что касается армянских СМИ, то инициатива строительства железной дороги рассматривается, особенно на страницах печати, как доказательство углубления изоляции Армении и бомба замедленного действия в армяно-грузинских отношениях. Дело в том, что с помощью новой железной дороги Грузия соединится с турецкой железной дорогой, а, следовательно, и с Европой, и с южными железными дорогами: в результате Армения будет изолирована и превратится в настоящий остров (газета «Айкакан жаманак»).
Газеты, безусловно, отмечают важную роль железной дороги в регионе. К примеру, с точки зрения газеты «Айоц ашхар», без нее железнодорожного сообщения между странами-инициаторами быть не может: «В случае строительства железной дороги Карс-Ахалкалак-Баку, которая обходит стороной Армению, сообщение становится возможным: то есть наши соседи тем самым получают возможность сообщаться. Армения также может пользоваться этой железной дорогой, разница в том, что она будет последней станцией. И как говорит народ: «На безрыбье и рак рыба»».
Газета «Айоц ашхар» тоже рассматривает заключенный в Турции «грузино-азербайджано-турецкий» договор как крупнейшее поражение внешней политики Армении последних лет: «В нашей Национальной галерее надо выделить место для железной дороги Гюмри-Карс, так как она, мягко говоря, из инфраструктуры стратегического значения плавно превращается в музейный экспонат: экспонат потерянных возможностей, проигранных побед, терпимости к безродой и безбожной власти...».
Не только армянские, но и некоторые известные зарубежные издания, такие, например, как британский журнал «Economist», высказывают почти такую же точку зрения. Еще в одном из мартовских номеров 2007 г. журнал объявил о том, что Армения в очередной раз оказалась за рамками региональных экономических инициатив, и подтвердил, что ее отсутствие в этом проекте – доказательство углубления изоляции страны. Цитируя это, аналитик Вардан Григорян пишет: «А что касается опасности превращения Армении в изолированную крепость, то она может сохраняться до тех пор, пока вступающий в регион Запад, исходя из своих интересов, не предпримет конкретные шаги для того, чтобы покончить с изоляцией нашей страны, которая организуется Турцией...».
А какую выгоду в реальности преследует строительство столь желанной железной дороги Карс-Ахалкалак-Баку, можно только предполагать, тем более, что инициирующие стороны уже считают ее крупным экономическим выигрышем и опровергают, что это имеет какой-либо другой подтекст, передает Bagin.info. |