Analitika.at.ua. Ни одно преступление Азербайджана против армянского народа не получило должной правовой оценки и наказания
На этой неделе в Международном суде ООН в Гааге началось рассмотрение иска Грузии против России. Практически это первый прецедент на постсоветском пространстве, когда вопрос передан в международную судебную инстанцию на уровне государств. До сих пор были известны лишь случаи индивидуального обращения в Европейский суд по правам человека граждан, пострадавших в конфликтах, ни одно из которых пока не было рассмотрено.
Исход рассмотрения дела достаточно туманен – не исключено, что суд вообще признает иск не относящимся к его компетенции. В данном случае, однако, для нас важен отнюдь не итог, а именно прецедент. Ибо положения иска, с которым Грузия обратилась в Гаагский суд, а также ответные обвинения российской стороны весьма примечательны в контексте карабахского конфликта, в ходе которого против армянского населения, как Азербайджана, так и Карабаха неоднократно совершались действия, абсолютно аналогичные выдвинутым обеими сторонами обвинениям.
По сообщениям российской прессы, грузинская сторона обвинила Москву в нарушении международных конвенций, касающихся всех форм расовой дискриминации. В иске говорится о преследованиях этнических грузин, которые живут в Южной Осетии и Абхазии. Грузия утверждает, что с начала 90-х годов прошлого столетия более 400 тысяч граждан, то есть почти 10 процентов населения республики, насильно были изгнаны из своих домов, а более ста тысяч жителей оставили свои дома в августе. Грузия предлагает расценивать случившееся не иначе как геноцид.
Москва выдвигает встречные обвинения, утверждая, что грузинские военные проводили этническую чистку в осетинских селах. По информации Федеральной миграционной службы России, по состоянию на 30 августа официально были зарегистрированы 34589 граждан - вынужденных переселенцев из Южной Осетии, большая часть которых уже вернулась в свои дома. Ранее в Москве звучали требования создать международный трибунал по Осетии по примеру аналогичного суда по бывшей Югославии и посадить на скамью подсудимых руководство Грузии во главе с президентом.
Повторюсь: нас в данном случае интересует не правота той или иной стороны, а сам факт обращения государства в суд по обвинению в геноциде и этнических чистках. За 20-летнюю историю карабахского конфликта в отношении армянского народа было совершено несколько насильственных актов, подпадающих под международно-правовое определение геноцида, однако ни в советское время, ни в годы независимости Армения так и не обратилась в суд для расследования преступления и наказания преступников. Единственным прецедентом стало судебное рассмотрение отдельных фрагментов "сумгаита" еще в Советском Союзе, вылившееся в конечном итоге в фарс и заложившее основы безнаказанности Азербайджана за многократные акты этнических чисток на территории вначале АзССР, а затем и независимой республики. И не только безнаказанности – ни одному из этих преступления не было дано ни полноценной политической, ни обоснованной с точки зрения норм международного права оценки.
И если массовые преступления против армян в Сумгаите, Баку, Кировабаде, в ходе операции "Кольцо" и другие совершались еще в советское время, когда Армения не имела возможности обращаться в международные судебные инстанции, то, к примеру, массовая резня в Мараге произошла в апреле 1992 года при независимой Армении. Это чудовищное преступление против мирного населения арцахского села, совершенное вне зоны боевых действий, полностью задокументировано не только чудом оставшимися в живых очевидцами и не только фото- и видеосвидетельствами. Оно засвидетельствовано иностранными гражданами в лице вице-спикера Палаты лордов Великобритании баронессы Кэролайн Кокс и членов организации "Христианская солидарность", а также иностранными журналистами – они приехали в Марагу спустя несколько дней после совершения злодеяния и видели все своими глазами, зафиксировав страшные кадры расправы над стариками, женщинами и детьми на пленку. Факт массового нарушения основополагающих прав человека получил должную оценку и со стороны авторитетной правозащитной организации Human Rights Watch.
Имея абсолютные свидетельства и доказательства совершенного геноцида – в Мараге были зверски убиты 57 мирных жителей (45 взяты в заложники, из них 9 детей, 29 женщин), армянская сторона за 16 лет так и не удосужилась собрать и систематизировать все материалы и внести их на рассмотрение Международного суда. Более того, и сегодня, когда эти материалы практически собраны усилиями общественной организации, выпустившей диск с фотографиями, видеокадрами и свидетельствами и создавшей интернет-сайт о распятии Мараги, армянская дипломатия даже не пытается использовать эти неоспоримые аргументы для предъявления международному сообществу в качестве доказательства вины Азербайджана, по крайней мере в одном из многочисленных актов этнических чисток и геноцида. При этом обществу ни разу не удосужились объяснить, почему этого не делается.
Армянская сторона имела все основания обратиться в Международный суд и по поводу событий в Ходжалу и представить многочисленные доказательства того, что это преступление Азербайджана против собственных граждан, которое затем было грубо сфальсифицировано и обращено против Армении и Карабаха. Как известно, так называемая Ходжалинская папка тщательно исследует обстоятельства событий и убедительно доказывает, в том числе и свидетельствами азербайджанских граждан, что смерть людей стала результатом борьбы за власть в Азербайджане, который затем развернул масштабную кампанию по дискредитации армянской стороны и обвинению ее в совершенных самим же Азербайджаном преступлениях. Такое обращение могло бы стать также прецедентом в вопросе бесчисленных случаев клеветы, фальсификаций исторических фактов и беспочвенных обвинений в адрес армянского народа, которые возведены в Азербайджане в ранг государственной политики и по сей день не получили должного отпора со стороны государства Армения. Уж не говоря об угрозах войной, агрессией и расправой, которые без устали раздаются из Баку (правда, после событий в Южной Осетии горе-вояки испуганно заткнулись).
Наконец, армянская дипломатия так и не попыталась хотя бы рассмотреть возможность обращения в международные судебные инстанции по вопросу этноцида: окончательного уничтожения в конце 2004 - начале 2005гг. уникальных памятников армянского культурного наследия Нахиджевана – хачкаров Старой Джуги.
Единственным актом насилия, совершенным против армян и получившим должную оценку и наказание со стороны судебного органа, стало убийство армянского офицера Г.Маркаряна в феврале 2004 года в Будапеште. Суд состоялся и вынес справедливый приговор только по той причине, что преступление было совершено вне пределов региона. В противном случае не исключено, что все пошло бы в русле предыдущих событий.
Вопрос беззубости и пассивности армянской дипломатии, практически отказывающейся включить в собственный политический арсенал правовые аргументы и возможности, в том числе возможность обращения в суд с иском по тому или иному факту насильственных действий против армянского народа, давно ставится общественностью страны, не получая, однако, не только вразумительного, но просто какого-либо ответа. Почему этого не делается, остается "тайной ереванского двора", не укладывающейся в логику и не поддающейся пониманию с точки зрения здравого смысла.
Разумеется, международное право, а тем более Международный суд ООН настолько бюрократизированы и формализованы – уж не говоря о политизации, - что направлять туда иски на уровне государства и ожидать их справедливого рассмотрения довольно трудно. Но ведь можно было попытаться предпринять подобный шаг хотя бы по одному факту и тем самым, по крайней мере, привлечь к тем же преступлениям в Мараге или Нахиджеване внимание мировой общественности. Для этого, конечно же, потребовалась бы кропотливая и долгая работа – на уровне юридического управления МИД и не только. Но ведь игра стоила свеч, да еще каких!
Остается полагать, что в этих вопросах у руководителей армянской внешней политики свои резоны, недоступные общественности. Насколько эти резоны укладываются в рамки национальных интересов в процессе урегулирования Карабахского конфликта и других чувствительных внешнеполитических аспектов – вопрос, видимо, из совершенно другой оперы. Однако итоги подобной политики очевидны.
Марина ГРИГОРЯН
Голос Армении |