Analitika.at.ua. Три года назад, в августе 2005 года Институт прав человека, действующий в шведском городке Лунд, пригласил делегации институтов омбудсменов трех стран Южного Кавказа на десятидневный семинар. Приглашение предполагало также обмен опытом и начало сотрудничества между коллегами соседних государств в сфере соблюдения прав человека, что активно поощрялось проводимыми шведскими и международными экспертами дискуссиями.
Однако в первый же день семинара омбудсмен Азербайджана Эльмира Сулейманова в своей вступительной речи предприняла агрессивную попытку политизации сферы прав человека в целом и тематики семинара в частности, практически сразу переведя разговор в плоскость карабахского конфликта и повторив вызубренные клише об "оккупации 20% территории и более 1 млн беженцев". Получив, однако, достойный и профессиональный отпор со стороны тогдашнего защитника прав человека Армении Ларисы Алавердян, Сулейманова в буквальном смысле слова заткнулась и за следующие 10 дней семинара в присутствии армянской делегации даже не заикалась о Карабахе.
Можно было бы вспомнить и то, как эта, с позволения сказать, "правозащитница" грудью защищала убийцу армянского офицера, позднее приговоренного венгерским судом к пожизненному заключению (о чем, кстати, армянская делегация также напомнила в Швеции), но и это - дело прошлого. Не будем давать и оценку деятельности Сулеймановой на внутреннем фронте - ситуация в этой стране говорит сама за себя, да и своих проблем хватает. Однако время от времени она позволяет себе выступать с резкими и необоснованными заявлениями, касающимися конфликта и его последствий. Ясно, что госчиновник столь высокого ранга в Азербайджане обязан систематически подтверждать собственную приверженность госполитике антиармянизма, так что безграмотные и агрессивные выступления Сулеймановой в целом вполне понятны и объяснимы.
А вот последние заявления омбудсмена НКР Юрия Айрапетяна о том, что Сулейманова задалась целью вставлять палки в колеса процессу налаживания международных связей института защитника прав человека Нагорного Карабаха показывают, что деятельность этой ханум уже переходит все допустимые рамки. Оказывается, Сулейманова, забросив, видимо, все остальные дела, без устали строчит письма в международные правозащитные структуры с требованиями не признавать карабахский институт правозащиты. Между тем, как сообщил защитник прав человека НКР, находящийся в Австрии Европейский институт омбудсмена положительно отреагировал на обращение Ю.Айрапетяна о возможном членстве, запросив соответствующий закон. Что, в общем-то, абсолютно правомерно, ибо защита прав человека - сфера гуманитарно-правовая и истинный правозащитник никогда не станет ранжировать правозащитное ведомство по принципу признанности или непризнанности государства. Тем более что действующие в НКР общественные правозащитные организации давно и довольно активно взаимодействуют с коллегами во всем мире, в том числе с авторитетными международными организациями.
Но ханум Сулеймановой все это, по-видимому, невдомек. Что ей принципы и нормы правозащиты, когда партия и вождь требуют обратного: всеми правдами и неправдами не пущать НКР в международное правозащитное сообщество. Хотя можно предположить и другое: в Азербайджане боятся, что институт омбудсмена и в целом - защита прав человека на уровне государства в НКР достигнут существенных результатов и окажутся на более высоком уровне, нежели ведомство, возглавляемое этой дамой. Опасения, надо признать, вполне обоснованны, хотя методы омбудсмена Азербайджана попахивают таким мракобесием и реакционностью, что вряд ли приемлемы для мирового правозащитного сообщества. Ведь получается, что, выступая против института, призванного стоять на страже соблюдения законов и норм, связанных с правозащитой, Сулейманова выступает и в целом против правозащитной деятельности в Нагорном Карабахе только потому, что, дескать, страна не признана. Фантазировать же на тему, как именно представляет себе эта ханум защиту прав граждан НКР, если столь яростно выступает против карабахского омбудсмена, мы не станем: страшно даже вообразить, что в этой роли она видит ...себя.
Не станем мы и советовать ей заняться многочисленными внутренними проблемами
и не совать нос не в свое дело. Пусть себе строчит письма: лучшей дискредитации, как института омбудсмена Азербайджана, так и лично г-жи Сулеймановой в глазах международных правозащитных структур, право же, трудно себе представить.
Golos.am |