Среда, 27.11.2024, 06:47
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2008 » Сентябрь » 28 » Грабеж века или в Азербайджане ничего не меняется
Грабеж века или в Азербайджане ничего не меняется
11:13

Предлагаемая вниманию читателей статью бакинского журналиста Ахмеда БАБАЕВА опубликованную на сайте ныне закрытого властями "Реального Азербайджана" от 18 сентября 2006 года, однако за прошедшие 2 года она вовсе не утратила своей актуальности.

Ныне власти Азербайджана будут с большой помпой отмечать очередную годовщину подписания так называемого Контракта века. Или, выражаясь более точно, соглашения о разработке и разделе добычи (СРРД ) по крупнейшим азербайджанским морским месторождениям Азери, Чыраг и Гюнешли (глубоководная часть), подписанного 20 сентября 1994г. в Баку между Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) и группой иностранных нефтяных компаний во главе с British Petroleum (bp).

 

Грабеж среди бела дня

 

Обратимся непосредственно к самому контракту, текст которого на русском языке мы достали, правда, с немалым трудом. Попытка найти этот контракт на русском или азербайджанском языке в интернет-сайте компании bp, кичащейся своей "открытостью", завершилась неудачей: веб-страница с контрактом на этих языках оказалась недоступной. И это понятно - bp, как и азербайджанские власти, абсолютно не заинтересована в том, чтобы общество и прежде всего многочисленные специалисты по нефтяной промышленности могли проанализировать этот контракт.

Сам контракт, состоящий из 180 страниц, фиксирует технические, юридические и коммерческие условия разработки (добычи нефти и газа) на месторождениях Азери, Чыраг и Гюнешли (в дальнейшем в тексте - АЧГ). Срок его действия 30 лет - с 1994 по 2024гг. Даже поверхностный анализ этих компонентов контракта показывает, что все они в разной степени выгодны иностранным нефтяным компаниям и сильно дискриминируют Азербайджан. Таким образом, происходит узаконенный алиевским режимом грабеж азербайджанской нефти - главного национального богатства страны.

При этом вопиющими по своей невыгодности являются коммерческие условия контракта. Прежде всего обращает на себя внимание следующая формулировка в контракте, именуемая "Раздел продукции", которая попахивает первобытным душком натурального хозяйства, распространенного в странах третьего мира с неразвитой экономической и правовой системой (Ангола, Нигерия и им подобные), но отсутствующая в Гражданском кодексе Азербайджана, регулирующем все виды коммерческих сделок в стране. Соответственно, сделки (контракты), совершенные за рамками правового поля Гражданского кодекса Азербайджана, являются незаконными и должны быть аннулированы.

Но основные неожиданности впереди. Оказывается, положения контракта по АЧГ составлены таким образом, что вообще исключают его из рамок правовой системы Азербайджана и придают ему особый юридический статус, который превалирует над системой права Азербайджана: статья 23 контракта гласит: "Настоящее Соглашение регулируется и толкуется в соответствии с принципами права, общими для законов Азербайджанской Республики и Англии, а в случае отсутствия общих принципов относительно какого-либо вопроса - в соответствии с принципами общего права провинции Альберта, Канада"... Каково, а?!

"После утверждения настоящего Соглашения парламентом Азербайджанской Республики оно принимает силу закона Азербайджанской Республики и превалирует над любым другим действующим или будущим законом, указом или административным распоряжением (или частью такого) Азербайджанской Республики, положение которого не соответствует или противоречит настоящему Соглашению... Права и интересы, причитающиеся Подрядчику (или его правопреемникам) по настоящему Соглашению и его Субподрядчикам по настоящему Соглашению, не подлежат изменению, модификации или сокращению без предварительного согласия Подрядчика".

Такой статус контракта по АЧГ полностью противоречит Конституции Азербайджана и является нонсенсом с точки зрения права, так как противоречит основополагающему принципу всеобъемлемости права: в одной стране не могут действовать две автономные системы права - система национального права и система права нефтяных контрактов, причем вторая доминирует над первой! Подобного юридического прецедента вы не найдете ни в одной уважающей себя стране мира. Подписавшись под таким контрактом, азербайджанские власти фактически признали ее банановый характер, когда в угоду корыстным устремлениям узурпаторов власти под ноги иностранцев бросается все: и Конституция, и законы.

Однако вернемся к выражению "раздел продукции". Оно предусматривает передачу прибыльной нефти (продукции) Азербайджану в натуральной форме, а не в денежной, в соответствии с Налоговым кодексом Азербайджана. Что помимо подтверждения примитивного характера контракта открывает широкое поле для махинаций при продаже этой нефти подставным оффшорным компаниям на сфабрикованных тендерах.

Вместе с тем раздел нефти между иностранными компаниями и Азербайджаном с момента начала добычи, а не после полного возмещения всех капитальных затрат, как это было бы при обычном правовом режиме, предоставляет Азербайджану возможность получать прибыль практически с добычей первой тонны нефти. Такое условие на первый взгляд является выгодным для Азербайджана. Однако и в этом случае алиевский режим умудрился значительно снизить эффект выгоды, согласившись на единый контракт по совместной разработке месторождений АЧГ. Из-за того, что разница по времени между началом добычи нефти на месторождении Чыраг (1997г.) и Азери (2005г.) составила более 7 лет, большая часть выручки от добычи нефти на месторождении Чыраг направлялась на возмещение капитальных затрат по подготовке к добыче нефти на остальных месторождениях (Азери и Гюнешли) в рамках контракта, и в результате Азербайджану досталась мизерная доля прибыльной нефти.

 

Не наши 400%

 

Перейдем теперь к главному пункту контракта - разделу прибыли. В контракте предусмотрен т.н. прямой раздел прибыли, в соответствии с которым после возмещения капитальных и эксплуатационных затрат прибыльная нефть ежеквартально делится в определенных пропорциях - в соответствии с аккумулированной после налоговой реальной нормы прибыли (РНП), максимальный уровень которой составляет для иностранных нефтяных компаний примерно 23%.

Это означает, что при планируемых кумулятивных капитальных затратах для полномасштабной разработки месторождений АЧГ на сумму примерно 17 миллиардов долларов с 2008г. по 2024г. иностранным компаниям после выплаты налога на прибыль будет ежегодно передаваться более 20% нефти, оставшейся после возмещения капитальных и эксплуатационных затрат, на сумму примерно 4-5 миллиардов долларов. Наши расчеты показывают, что при нынешней мировой цене на нефть ($400-500 за тонну) иностранные нефтяные компании за время действия контракта с 1994 по 2024гг. получат суммарную чистую прибыль в размере примерно 50-60 миллиардов долларов. Это будет соответствовать суммарной норме дохода на затраченный капитал примерно в 300-400%! Где, в какой еще банановой стране олигархи могут так нагреть руки?!

Даже при применении метода дисконтирования (учета инфляции и различных рисков) при стандартной норме дисконта в 10% прибыль иностранных нефтяных компаний составит примерно... 30 миллиардов долларов!

Отметим, что при обычном налоговом режиме (как, например, в западных странах и в России), где государство имеет возможность изымать сверхприбыль нефтяных компаний в пользу общественных субсидий за счет применения различных фискальных инструментов (налога на добычу полезных ископаемых - windfall tax - и налога на экспорт), можно было добиться, чтобы прибыль иностранных нефтяных компаний составила 20-30% на затраченный капитал, но никак не 300-400%.

Совершенно неприемлемым для Азербайджана является то, что в контракте зафиксирована ежеквартальная норма прибыли на затраченный капитал для иностранных компаний вплоть до истечения срока контракта. Необходимо было зафиксировать выплату единовременной (одноразовой) нормы прибыли на затраченный капитал для иностранных компаний в размере 20-30%, потом компенсировать только эксплуатационные расходы, а если они не согласятся, послать их на все четыре стороны или куда подальше. Кстати, такой оборот событий предполагали западные аналитики и были готовы к длительным переговорам. Но Г.Алиев торопился. Ему было наплевать на интересы страны, народа. Ему важно было законтачить контракт на свою Семью. Даже если это ведет к разорению страны. Он рассчитал, что для него, его сына и внука, а дальше и правнуков черного золота вполне хватит. Как задумал, так и получилось. Западные страны с удовольствием приняли подарок Алиева-старшего, не вдаваясь в подробности щедрости восточного патриарха.

Иначе поступили, например, в иранских контрактах типа "Бай Бак" (Buy-back).

Таким образом, потери Азербайджана от контракта по АЧГ будут составлять несколько десятков миллиардов долларов, которые иностранные нефтяные компании получат из-за сверхзавышенной нормы прибыли, заложенной ими в контракте. Это было шито белыми нитками, и это видел Г.Алиев, и это он пропустил, прикрыв глаза. Это можно расценивать как прямое преступление против азербайджанского народа. Налицо признаки как минимум преступной халатности (упущенная прибыль), за которую нужно судить организаторов и подписантов этого контракта со стороны Азербайджана.

 

Рай за наш счет

 

Другие статьи контракта также предоставляют беспрецедентные преференции для иностранных нефтяных компаний.

В соответствии со статьей 22 контракта любые продажи долевого участия в контракте со стороны иностранных нефтяных компаний не облагаются налогом на прибыль в Азербайджане. В 2001г. компания "ЛУКойл" продала свою 10% долю в контракте по АЧГ японской компании INPEX за почти полтора миллиарда долларов, и при обычном налоговом режиме после вычета понесенных затрат она должна была бы уплатить налог на прибыль (примерно 250 миллионов долларов). Однако из-за того, что на контракт по АЧГ не распространяется Налоговый кодекс (?!) Азербайджана, наша страна лишилась и этих больших денег.

Обратимся теперь к статье 12 контракта. Оказывается, согласно этой статье, в сумму затрат, компенсируемых Азербайджаном иностранным нефтяным компаниям, входят и все затраты иностранных сотрудников, занятых в проекте АЧГ, "...включая все расходы, понесенные в связи с предоставлением жилья, питания, коммунальных услуг, образования детей" и т.д. Неслыханная наглость со стороны иностранных компаний и позор для Азербайджана! Получая зарплату от 20 до 50 тысяч долларов в месяц, а некоторые получают с разными доплатами до 80 тысяч, иностранные сотрудники еще и получают компенсацию за все свои расходы. Изысканное питание в самых дорогих ресторанах, проживание в фешенебельных особняках-дворцах в апартаментах Buyholding (по 6-8 тысяч долларов в месяц) и даже супердорогое образование детей за границей - все эти радости райской жизни должны оплачивать мы, простые налогоплательщики! Хорошо устроились, ребята!

А в другом важном вопросе - сумме бонуса (премии) - для Азербайджана зафиксирована издевательски низкая ставка, больше похожая на плевок за такие огромные запасы нефти, как на АЧГ. Контракт предусматривает выплату Азербайджану в качестве некомпенсируемой премии суммы в 300 миллионов долларов за подтвержденные запасы нефти в полмиллиарда тонн (на самом деле около миллиарда тонн). Для сравнения приведем пример с Анголой: только в последних тендерах по разведке нефти на шельфе Анголы иностранные компании согласны уплатить до полутора миллиардов долларов за предполагаемые запасы нефти в 150 миллионов тонн.

Зато bp разрешено сжигать неутилизируемый попутный газ (смесь пропана, бутана, пентана и других ценнейших углеводородов), что фактически равносильно сжиганию денег. Только в 2005 году, таким образом, bp сожгла на платформах по добыче и в Сангачальском терминале полмиллиарда кубометров попутного газа с АЧГ. Потери Азербайджана составили примерно 50 миллионов долларов! Сжигание попутного газа полностью противоречит официально декларируемой bp во всем мире политике "нулевого выброса". В других странах - например, в соседнем Казахстане - сжигание попутного газа при добыче нефти запрещено законом и влечет за собой уголовную ответственность. Но это Азербайджан Семьи Алиевых...

 

Обратный отсчет времени

 

Хотелось бы сказать еще вот о чем. Подписывая этот контракт в 1994г., алиевский режим пытался в тот момент решить несколько долгосрочных задач, в том числе и актуальнейший карабахский вопрос. В частности, пытались заручиться поддержкой западных стран и России в карабахском конфликте через привлечение крупнейших западных компаний и российской "ЛУКойл" с предоставлением им огромных преимуществ. Однако эффект оказался обратным.

На Лиссабонском саммите ОБСЕ в декабре 1996 года позиция Азербайджана оказалась значительно слабее, чем на аналогичном Будапештском саммите 1994г. и тем более на Хельсинкском саммите СБСЕ 1992 года, когда у власти был Эльчибей (тогда Азербайджан еще контролировал прилегающие к Карабаху районы, за исключением Кельбаджара). Гейдар Алиев был буквально прижат к стенке представителями тех стран, на которые он рассчитывал, и под их мощным давлением он сделал знаменитое (и, отметим, антиконституционное) заявление о предоставлении армянам Нагорного Карабаха "самой высокой степени автономии". Тем самым была подтверждена старая истина: мир уважает только силу, и ставку надо делать только на самих себя - создать нормальное демократическое государство, развитое гражданское общество, сильную армию. Однако такие понятия недоступны пониманию диктатуры Абсурдистана, построенного на лжи, лицемерии, разврате, уничтожении собственного народа, тотальной коррупции и неукротимого клептократического стремления к наживе.

Вопрос в том, когда народ призовет этот режим к ответу за бесчисленные преступления, в том числе за разграбление вместе с иностранными компаниями колоссальных нефтегазовых богатств Азербайджана. Как показывает анализ последних событий внутриполитической жизни страны, во власти появились первые предвестники саморазрушения. По скроенному, казалось бы, на века телу алиевского режима поползли трещины от внутривластных разборок, ничем не отличающихся от разборок солнцевских и люберецких бандитов. Скандал - промашка с бандой Г.Мамедова - явил всему миру истинное, страшное образование - режим. Упорное нежелание Ильхама Алиева отправить лиц, прямо или косвенно задействованных в организации полицейских банд, на скамью подсудимых есть приговор его режиму. Ибо нельзя отворачиваться от скандала в самом коррумпированном ведомстве, нельзя делать вид, что "все хорошо, прекрасная маркиза", нельзя делать вид, что являешься президентом. Им надо быть, а не казаться. В любом уважающем себя государстве любой уважающий себя, уважающий и любящий свой народ президент не допустил бы грабежа страны, не допустил бы потери Карабаха, не терпел бы казнокрадов во всех структурах власти. Любой уважающий себя и других человек. Он услышит громоподобное тиканье часов Истории. И это тиканье будет означать отсчет времени в обратном порядке. До начала конца...

Примеры с шахским Ираном, мобутовским Заиром, сухартовской Индонезией, маркосовскими Филиппинами и др., где народы в конце концов свергли ненавистные режимы, показывают, что час "Ч" обязательно наступит и у нас...

 

Источник Де-Факто

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 983
Календарь новостей
«  Сентябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru