Analitika.at.ua. Грузии хоть деньгами заплатили за войну с Россией на Кавказе, а Украину в полной мере используют в антироссийских целях «на дурака»
Ознакомившись с положениями Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ) от 24 апреля 1999 г., принятого главами стран—членов Североатлантического совета в Вашингтоне, мы обнаружим, что кроме желания претендентов, там есть ряд положений, без которых присоединиться к ПДЧ не представляется возможным.
Особенно проблемным является следующий пункт: «5. Від кожної країни-претендента вимагатиметься, щоб вона розробила річну національну програму підготовки до можливого майбутнього членства, де було б викладено завдання та цілі підготовки і де б містилася конкретна інформація щодо тих заходів, які нею здійснюються, стосовно відповідальних за це органів, а там, де це доцільно, також графік роботи для конкретних аспектів такої підготовки».
Нам не удалось обнаружить ни одного украинского нормативно-правого документа, хоть отдаленно напоминающего требуемую годовую национальную программу. Может, такой документ (как и многие другие) и был тайно подготовлен Секретариатом Президента, но он изначально не может иметь статуса национального, так как не прошел легализацию через ВР, Кабмин и иные властные структуры.
Единственным украинским нормативным (сложно сказать — правовым ли) документом, где четко указано устремление Украины идти путем ПДЧ, является «Угода про створення Коаліції демократичних сил у Верховній Раді України VI скликання», заключенная 9 ноября 2007 г. между избирательными блоками НУНС и БЮТ. Там действительно «учасники Коаліції зобов'язуються забезпечити:... ухвалення нормативних актів і законів України, необхідних для приєднання України до Плану дій щодо набуття членства (ПДЧ) в НАТО та неухильне виконання цього Плану».
Однако озвученной коалиции уже нет, и данное соглашение утратило силу, в том числе и в вопросе ПДЧ. Кроме того, нет ни одного нормативно-правового документа в виде законов, постановлений и иных актов ВР и Кабмина, которые имели хотя бы косвенное отношение к этому вопросу. За политическими разборками в ВР бывшие партнеры по коалиции просто забыли об этих планах и обязанности Украины разработать и принять «годовую национальную программу подготовки к возможному будущему членству» в НАТО.
В наличии имеется всего-навсего «Проект Постанови про підтримку звернення Президента України В. Ющенка, Прем'єр-міністра України Ю. Тимошенко, Голови Верховної Ради А. Яценюка до Генерального секретаря НАТО щодо готовності України до приєднання до Плану дій щодо членства в НАТО», текст которого был лишь заслушан в зале ВР 6 марта 2008 г., но по нему не было принято никакого решения.
Что касается самого обращения Ющенко, Тимошенко и Яценюка к Генсеку НАТО Яапу де Хооп Схефферу, то обращение также можно признать утратившим силу, так как в его тексте четко сказано: «Розраховуємо на те, що рівень готовності нашої держави до нових зобов'язань стане основою для позитивної відповіді під час наступного саміту Україна — НАТО у Бухаресті у квітні 2008 року».
Поскольку конкретно определена и оглашена желаемая дата рассмотрения вопроса, то и сам этот документ — согласно как минимум нормам элементарного делопроизводства, не говоря уж о строгих внутренних регламентах НАТО, — должен быть переписан заново и адаптирован уже к декабрьскому саммиту НАТО.
Возникает вопрос: кто же не только подпишет, но и разработает требуемую «річну національну програму підготовки до можливого майбутнього членства» в НАТО? Подписи одного украинского президента, однозначно, окажется маловато, а уверенности в том, что на этот раз Виктора Ющенко поддержат Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк (а тем более тот, кто, надо полагать, сменит его на посту спикера), нет никакой.
Таким образом в декабре может возникнуть непростая ситуация, связанная с расхождениями как в украинском законодательстве, так и в правовой базе самого НАТО.
Как ни крути, но при рассмотрении вопроса о присоединении Украины к ПДЧ будет поднята именно эта проблема.
Несмотря на это обещания со стороны некоторых стран—членов НАТО, в первую очередь США, продолжают ласкать слух Виктора Андреевича, которому, видно, невдомек, что с ним обходятся еще хуже, чем с Саакашвили. Грузии хоть деньгами заплатили за войну с Россией на Кавказе, а Украину в полной мере используют в антироссийских целях «на дурака» — так говорят в аналогичных случаях. Действительно, зачем нести затраты, если украинский президент по собственной инициативе и лишь за голословные обещания поддержки в вопросе ПДЧ готов набрасываться на Россию по любому поводу?
Однозначно, до самого декабрьского саммита НАТО украинского президента будут разводить на мякине, с насмешкой наблюдая за тем, как он в паре с Саакашвили будет защищать мировую демократию на границах с Россией.
Вероятно, на самом же форуме США, Польша и прибалтийские страны будут грудью стоять за присоединение Украины к ПДЧ, создавая видимость желания НАТО принять нас в свои ряды. Основную же роль по окончательной «разводке» украинского президента сыграют старые и тертые страны-члены, одновременно входящие как в Евросоюз, так и в Североатлантический альянс.
Этим странам интегрированная в общеевропейские или атлантические структуры Украина ни к чему. ЕС и так задыхается от проблем, связанных с довольно поспешным решением по принятию в свои ряды стран из канувшего в Лету соцлагеря.
Если бы в свое время лидеры государств Старой Европы имели возможность заглянуть в будущее, то они увидели бы следующую весьма безрадостную для себя картину. Вместо добропорядочных и признательных партнеров в лице Польши, Латвии, Литвы и Эстонии они получают ярко выраженных лоббистов интересов США.
Если бы в Западной Европе это осознали с самого начала, то они до сих пор обращались бы с претендентами так же, как сейчас с Украиной. В известной мере проблемы, вызванные в Евросоюзе новичками с Востока, явились мощной прививкой, предохраняющей Старую Европу от дальнейшего расширения как ЕС, так и НАТО.
Поэтому Старая Европа подойдет к рассмотрению украинского вопроса по ПДЧ фундаментально и только в соответствии с нормативно-правовыми основаниями. Поскольку Украина не впишется ни в какие критерии, то и ответ будет соответствующим.
Нет, ни в коей мере Виктора Ющенко не выставят из зала заседаний и не закроют перед ним дверь — просто пообещают поддержать. Но чуть позднее.
И это очередное обещание в очередной раз будет выслушано с благодарностью.
Михаил ШИШЛЯННИКОВ
Источник KpuNews. |